– Недавно моего ребенка укусила собака. Когда он пошел выбрасывать мусор, спящая около мусорного контейнера собака неожиданно набросилась на моего сына и укусила в ногу. Истекающего кровью мы отвезли его в поликлинику, где ему сделали вовремя необходимую прививку. Теперь он боится проходить даже мимо мусорных баков. Чтобы пойти в школу, ему приходится обходить дома и другим путем идти в школу. Укус повлек не только физический вред здоровью ребенка, но и нанес вред его психике. Он теперь сильно боится собак, а раньше так любил их, – говорит Мадина Магомедова, проживающая по улице Магомедтагирова. И подобных примеров можно приводить бесконечно.
Проблема остается на сегодняшний день нерешенной. Но тем не менее работа в этом направлении систематически ведется, отмечает пресс-служба мэрии. Тема отлова бродячих животных недавно обсуждалась на совещании в администрации столицы Дагестана. Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Махачкалы Абдулмуслим Бакаев сообщил, что на сегодняшний день, несмотря на объявленные торги, нет желающих взяться за эту работу. Он считает причиной тому низкие тарифы и предлагает повысить их с 300 рублей до 400-500 рублей за одно отловленное животное.
В настоящее время стаи безнадзорных животных стали представлять реальную угрозу жизни и здоровью людей. Службы города в силу своих возможностей занимались их отловом и продолжают осуществлять такую деятельность. Однако, как показывает анализ норм AP-131 «Организация отлова и содержания безнадзорных животных», эта деятельность отсутствует как среди всех видов вопросов местного значения муниципальных образований, так и среди прав органов местного самоуправления. Также указанная деятельность не может быть трактована как реализация полномочий по решению вопросов местного значения, так как среди них нет вопросов, напрямую связанных с работой по содержанию и отлову безнадзорных животных.
В свою очередь, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», проведение на территориях субъектов Российской Федерации мероприятий по предупреждению или ликвидации болезни животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти.
Следовательно, осуществление данного полномочия органами МСУ (и его финансирование из местного бюджета) является незаконным.
Следует отметить также, что, хотя администрация города занимается организацией отлова безнадзорных животных, в настоящее время реализация данных полномочий и расходование на них средств местного бюджета могут осуществляться только в том случае, если данные полномочия переданы органам местного самоуправления.
То есть по закону на данный момент отловом бродячих собак могут заниматься только органы государственной власти, при этом отлов подразумевает стерилизацию и дальнейшую передачу животного в питомники или приют, убивать животное запрещено.
Раньше отловом беспризорных животных путем отстреливания занималось МУП «Горзеленхоз» – учреждение, подведомственное администрации города, которое на данный момент прекратило свою работу.
За гуманное отношение по отлову выступает единственная общественная организация «Эколайф», основанная на членстве добровольно объединившихся граждан.
– Степень цивилизованности общества определяется отношением к старикам и детям. Но можно сказать, что и отношением к животным, особенно к беспризорным животным. Проблема беспризорных животных очень остро стоит в Махачкале. Мы каждый день встречаем на улицах животных, которые никому не нужны, стаи голодных, больных, несчастных, неконтролируемо размножающихся собак. Государство пытается тем или иным способом решать эту проблему, в основном их просто варварски убивают, порой на глазах у детей. В других городах выделяются средства на приюты, стерилизацию, корм и лечение животных. Приюты бывают муниципальные, коммерческие и частные. Конечно, самые тяжелые условия проживания в муниципальных приютах, где собак держат определенное время, а затем, если у собаки не находится хозяин, ее просто усыпляют. В нашем городе нет ни муниципальных, ни коммерческих, ни частных приютов, – говорит Амирали Дайгибгаджиев, руководитель единственного общественного ветеринарного центра по защите животных «Эколайф».
Как поясняет руководитель центра, на свои средства содержать животных очень трудно, и занимается он только лечением. Но люди приносят больных бездомных или попавших под машину животных и оставляют их здесь. Ему и другим единомышленникам приходится за счет собственных средств их кормить, присматривать за ними.
По его мнению, можно гуманным и одновременно выгодным способом для государства бороться с этой проблемой. Центр «Эколайф» находится на территории бывшего пивзавода. Объединив усилия и создав специальное МУП по схеме взаимодействия, можно и нужно построить за городом нормальный со всеми условиями приют, где будет проводиться кастрация и стерилизация животных. Этот способ, как говорит ветеринар, со временем может решить проблему навсегда. Хотя стоимость всех процедур на одного животного составляет около трех тысяч рублей. К концу года эти три тысячи государству обернутся в сто рублей. И в городе будут ходить чистые и инфекционно безопасные собаки и кошки, которые будут только спать, есть и умирать своей смертью, не принося жителям города вреда. Отстреливанием животных положение только усугубляется.
В ближайшее время жителям нашего города придется, как обычно, остерегаться беспризорных собак (обходить мусорные баки, где в основном находятся пищевые отходы, которые являются приманкой для собак, или каждый день провожать своего ребенка в школу, чтобы он не стал жертвой дворовой собаки).