Можете представить себе такой след? В подсознании да, в жизни нет, а художник может импровизировать, создавать иллюзии и материи на пространстве холста или бумаги. Дотрагиваться рукой до мысли и перекраивать ее вручную. Творчество, если задать ему постоянную величину, можно изобразить точкой. Созерцая точку, понимать, что это начало и конец и знак бесконечности в одном знаке. Если измерить творчество «линейкой», может получиться, как у Магомеда Кажлаева «500 метров вольным стилем».
Необычный художник, пишущий в необычной манере. Не каждому понятно, что там, за знаками, выпячивающимися на поверхности ткани. Может, это продолжение стены? Может, это тонкая ткань души – однотонная, которую разрезает линия боли по вертикали вниз? А может, это сметана, размазанная по тарелке консистенцией жира, молока, пахнущая горной травой? Можно придраться к художнику и спросить, к примеру, почему из-под линии выскакивают буквы. Почему на бумаге слово. А что за ним? Почему сознание преобладает над формой? Для тех, кто пришел на выставку, многие вопросы остались вопросами. Зато Магомед Кажлаев высвободился: отдал миру все, что накопил и выстрадал за эти годы и получил свое эмоциональное высвобождение. Принял мир или прошел мимо художника, это решает каждый для себя сам. В его сознании мир строится иначе, и знаки этого мира куда примитивнее мира подсознания, в котором пересекаются вопросы бытия. От картины к картине, понимаешь, что воспринял все и ничего одновременно. Ну не могут разные люди мыслить одинаково и воспроизводить то, что почувствовали однозначно. Своя палитра чувств – она не подвластна никому, кроме человека-художника в одном лице. Я тоже так могу, хочется воскликнуть – ведь когда подсознание выступает вдохновением, можно быть уверенным – оно будет неисчерпаемым. Творить, подчиняясь внутреннему голосу, – так вернее всего, ведь себе доверяешь больше, чем кому-то извне. Решать геометрическую задачу, к чему этот квадрат или тот? Магомед Кажлаев слушал всех, кто пришел поддержать его, кому небезразлично творчество художника, кто следил за его шагами многие годы. Свое видение мира Кажлаев пронес через время. И если раньше его работы казались чем-то выбивающимся из ряда привычного, то сегодня они органично вписываются в контекст подсознания современного человека. Говорили о восприятии. О художнике, о его неординарной личности, впитывающей мир и выдающей вещи в абстрагированном виде. У современного искусства Кажлаева давняя история, о чем и говорилось выше. Но он не повторяется. Он ищет и находит себя в пространстве этого мира с помощью картин, в которых есть хаос и гармония, как и в каждом человеке есть черное и белое. Хотя картины имеют вполне реальные названия: «Ледник», «Море», «Пейзаж» – то, как они формируются на холсте и как проецируются в сознании – абсолютно разные вещи. Через годы они будут смотреться иначе. Словно вновь увиденные и заново прожитые. Возможно, кем-то отвергнутые и непонятые. А может, и принятые как послания из прошлого в будущее. То видео из прошлого, которое прокручивалось на мониторе, зафиксировало Кажлаева вдумчивого и осторожного. Этот сегодняшний Кажлаев был внимателен и будто отстранен от публики. Возможно, в недрах его подсознания рождались образы-картины, в которых слова и люди, обозначенные символами, появятся на очередной выставке. И тогда мы увидим себя, переиначенных, со стороны.