Данная выставка предоставила возможность вновь встретиться с отдельными хорошо знакомыми и любимыми зрителями сериями прекрасных работ дагестанских художников: И.А. Хумаева, М.М. Магомедова, Г. Иранпур, а также увидеть ряд произведений современных молодых дагестанских художников. К участию в данном проекте привлечены работы из частных собраний. Это произведения Ю.А. Августовича, Г.П. Конопацкой, Ж. Колесниковой, Т. Кагирова, З. Закарьяева.
Кто же эти двое? Конечно, наиболее традиционное толкование и наиболее знакомый образ – мать и ребенок, материнство – именно такое название дают своим работам многие художники. Другой понятный и традиционный образ – Он и Она, мужчина и женщина, супруги, влюбленные. И тема эта, к которой обращаются художники, поэты, писатели, неисчерпаема. Это и зарождение чувств, как на керамическом панно, и в скульптурной группе с одинаковым названием «Встреча» Т. Мусахановой. Это и размолвки, как на линогравюре И.Л. Шкубера «Во дворе», и страстное стремление друг к другу влюбленных в скульптуре А. Сарыджи «Влюбленные». Это и традиционная дагестанская семья: гордый мужчина и величественная женщина, или удивительная гармония людей, проживших жизнь вместе, отраженная во внешнем облике героев, как на портрете народного поэта Гамзата Цадасы с женой Кандулай, выполненном С. Салаватовым, или на совместном портрете Жанны Колесниковой и Юрия Августовича. В этих работах отражена красота долгих лет совместной жизни и взаимоотношений, – отмечает куратор выставки и директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова.
Другая тема, которая также часто привлекает художников, – взаимоотношения людей старшего и младшего поколений: дедушек, бабушек и внуков. Художники в своих произведениях выразили любовь – чувство нежное и трогательное, классическое в таком его понимании, как любовь матери и дитя. «Как хорошо играет внук» бакинского художника Р.М. Ибрагимова, «Дед с внуком» А. И. Августовича, «Бабушка и внучка» Т. Кагирова, «Старший брат» З.М. Закарьяева, «Бабушка» Ю.Г. Кириченко, скульптурная группа Ф. Махмудова «Первый раз в первый класс», скульптура балхарских мастериц «Дедушка и внук» – все обращения к этой теме пронизаны глубокой нежностью и пониманием.
Как подчеркнула Салихат Гамзатова, без сцены взаимоотношения людей в советском искусстве невозможно затронуть аспекты созидания, труда. Такие сцены изображены на акварели «Балхарки» Р.М. Мазеля и на линогравюре А.А. Рзакулиева «Ковровщицы». Сюжетом, вдохновившим многих известных художников (от
М. Джемала и до Э.И. Асташева, В.Е. Цигаля, Н.П. Черемушкина) в 1960-1980 годах, стал процесс выпекания хлеба. Эти сюжеты мы видим в работах: «Хлеб пекут», «Горячий хлеб», «Лепешки». Тема труда часто соприкасается и с другой важной темой – преемственности традиций, которая проходит в целом ряде произведений «Чабан с сыном» А.И. Августовича, «Мы чабаны» А. Шарыпова, «Мастер и ученик» В.Е. Цигаля, «Кубачинец с сыном» Т. Мусахановой.
Концептуальная цель выставки состояла в том, чтобы показать зрителю – именно на положительных эмоциях надо строить «парные» отношения. И так всегда и везде, где есть «один плюс один». Вернисаж дал возможность не только встретиться с прекрасными и тонкими работами художников, но и прийти к пониманию простых ценностей.