Добро, истина, красота

 Что касается эстетической культуры каждого народа, то она проявляется наиболее ярко в художественной культуре, различных видах искусства, культуре поведения, речи, культуре быта, в межличностных отношениях.

Богатый опыт эстетической культуры народов Дагестана проявляется в их трудовой деятельности, обычаях, традициях, обрядах, украшениях, песнях, танцах, культуре поведения.

В процессе восприятия многообразного окружающего мира горцы интуитивно оценивали свое душевное состояние, выражая чувства душевного удовлетворения и неудовлетворения, а иногда и осуждения.

В прошлом у горцев Дагестана не были расчленены такие понятия, как ремесло и искусство, поэзия, музыка, танцы. Профессиональные художники, композиторы, скульпторы, деятели театра у народов Дагестана появились в XX в. Но, обладая индивидуально-неповторимым стилем, развитым эстетическим вкусом, ювелиры, ковровщицы, певцы, музыканты, танцоры впитывали нормы грации, изящества, идеалы красоты, добра, почитаемые горцами, передавали по традиции из поколения в поколение, не утратившие свое значение и сегодня.

Вся жизнь народов Дагестана тесно была связана с природой. В процессе трудовой деятельности горцы стали понимать меру, гармонию, цвет, форму, пользу и вред неживой и живой природы, единство многообразия, приспособление и естественный отбор в природе. Поэтому мир природы и мир чувств человека – самое характерное направление, получившее разработку в создании художественных образов в народной лирике горцев. Богатая контрастами, разнообразная природа давала народным певцам обильный материал для образных сравнений, сопоставлений: радости, горести, печали, восторга, трагической утраты.

Формировавшееся эстетическое сознание народы Дагестана воплощали в различных сферах материальной, духовной культуры, в изготовлении мебели, посуды, ювелирных изделий, ковров, одежды, обуви, получая эстетическое удовлетворение от результатов своего труда. Горцы высоко ценили и ценят трудолюбие человека, порицают паразитизм. Что же касается понимания понятия безобразного, то это понятие у народов Дагестана тесно связано с разложением в природе, моральной деградацией человека c подлостью, коварством, расхождением между словами и делами, предательством, злодеяниями людей. Эти качества человека не только отвратительны, но и опасны для общества и семьи. Такие качества человека горцы порицали и стремились оградить молодое поколение от них.

Что касается понятия эстетики возвышенного, вызывающего у человека восхищение, восторг, то это понятие у народов тесно связано с понятием этики героического, с силой воли, храбростью человека, имеющего свое собственное мнение, проявляющееся особенно в конфликтных ситуациях в жизни. Нашли отражение в героико-исторических, эпических песнях, балладах, посвященных героям, боровшимся с социальным злом и иноземными завоевателями.

С разделением труда на физический и умственный, появлением письменности, классового общества эстетическая деятельность народов Дагестана ярко проявилась в художественной культуре, в различных видах искусства.

Формировавшаяся на основе традиций народного творчества художественная культура стала основой, способствовавшей саморазвитию эстетической культуры народов Дагестана XIX-XX веков. Эстетическая культура народов Дагестана развивалась не изолированно от достижений культуры Востока и Запада. На развитие культуры народов Дагестана, их образ жизни определенное влияние оказала религия, арабо-мусульманская культура, суфийская поэзия эпохи Средневековья. Ислам способствовал формированию у человека гигиенической чистоты, совести, появлению арабской письменности. В Дагестане распространилась литература «адаба», формировавшая культуру поведения, а также достижения в области этики, научных знаний, суфийская литература, открывшие широкие возможности в раскрытии душевного мира человека изобразительно-выразительными средствами для создания поэтических образов. Наглядным тому свидетельством является творчество Етима Эмина, Саида Кочхюрского, Батырая, Тажудина из Ботланчо, Али Гаджи из Инхо, Махмуда, поэтов современного Дагестана. Определенным образом нравственный облик и эстетическую культуру народов Дагестана формировала суфийская литература. В своем трактате «Воскрешение наук о вере» Абу Хамид-аль Газали, рассматривая все стороны социального поведения мусульман, писал «о дурных поступках на улице», «о порицании зависти», «о дурных поступках при приеме пищи», в межличностных отношениях.

После присоединения Дагестана к России достоянием народов стали достижения науки, культуры, искусства России и Западной Европы, способствовавшие появлению в республике школ, высших учебных заведений, развитию театрального искусства, профессиональной живописи, музыки, хореографии, многих видов искусства, науки, ранее не получивших развитие у народов края.

Для народов Дагестана стали доступны произведения поэтов, писателей, художников, композиторов России и Европы, обогативших культуру народов.

Сегодня эстетическая культура определяет многие стороны общественной жизни: промышленности, сельского хозяйства, системы образования, здравоохранения, искусства, оформление внешнего вида улиц городов, витрин магазинов, офисов.

Следует отметить, что социологические исследования, проведенные нами, фиксируют тенденцию вытеснения культуры прагматическими, коммерческими соображениями, приводящими к утрате национального самосознания молодежи. Наглядно примитивность и отсутствие культуры проявляется на эстраде, подчиненной коммерции.

То же самое наблюдается в школьном образовании. В последние 20 лет школы не контролировались министерством образования республики, они подчинялись главам местных муниципалитетов. В результате из школьных программ исчезло изучение родных языков, литературы, культуры в городах республики, которым отведены 2 часа в неделю и то по желанию самих детей. Вследствие этого учащиеся разучились читать, писать, мыслить, общаться на родных языках, превращаясь в маргиналов, тем самым утративших национальное самосознание, любовь к Родине.

Нельзя веками формировавшуюся эстетическую и нравственную культуру народов Дагестана отдавать на откуп коммерции, примитивной, коммерческой культуре, которая способствует деградации патриотического, этнического, национального самосознания молодежи республики.

Учитывая негативные явления, проявляющиеся в культуре, авторитетная международная организация ЮНЕСКО при ООН направила во все страны мира и Россию «Рекомендации по сохранению традиционных культур народов», обратив внимание на необходимость сохранения самобытных этнических традиций культур малых народов. Народы Дагестана в своей культурной политике должны придерживаться этих рекомендаций ЮНЕСКО.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...

Юсуп Умавов выступил с докладом о работах по повышению надежности электроснабжения жителей столицы

Во вторник, 5 марта, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на мероприятии выступил...
spot_imgspot_img

Внимание, голосование!

15–17 марта жители Дагестана cмогут принять участие в голосовании за объекты благоустройства по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»!...

В Махачкале начат ремонт моста на улице Каммаева

При плановом объезде улично-дорожной сети специалистами УЖКХ был выявлен факт разрушения деформационного шва на путепроводе на ул. Каммаева. Столичными коммунальщиками...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам