Она проливает свет на историю создания очередного «шедевра» – произведения искусства дагестанского происхождения. Отсыл на этнику – всегда хорошо играет. Что-то оттуда, отсюда, национальное хорошо, когда в меру. Это даже приветствуется на уровне самоидентификации. Мол, я знаю, кто я, а вы? И традиционные мотивы: мода на «отводы» в сторону, создание философской начинки, которую вначале никто не может и разглядеть, а потом как осенит зрителя и пошло-поехало… Этого тоже вполне хватало. Но чтоб изъясняться попроще… Так неинтересно, мыслят художники, и пичкают загадками и тайностями свои работы.
Вот «мысли вслух», например, изобразили. Над ними надо посидеть, проследить линии и угадать, прочитать между строк, какими мыслями была полна голова творца. Или вот «философ», попробуй-ка вычлени его черты из нагромождения линий плавных и округлых. Надо соединять и разделять, чтобы отыскать. Тут без дешифратора не обойтись. И собственно, к чему этот посыл был сделан? В жизни-то философов не сыскать. Одни материалисты – хотят осязать руками, а пощупать глазами для них что-то из рода фэнтэзи. Дальше идем. Тут разные интерьерные штучки от дизайнерских школ – это сегодня очень актуально. Особенно интересно, что могут преподнести наши свет-дизайнеры, насмотревшись по телевизору того, чем потчуют публику заэкранные профи. Вкратце скажу – на выставке это был подоконник, на нем расставлены цветы в горшках, как и полагается, и там же лейка-чайник. Шаг от простого к сложному – незамысловатый и практичный ход. Еще лучше не заморачиваться на всяких идейностях, а остановиться на детстве. Бесшабашном, трехколесном детстве. Которое умчит от изрядно поднадоевших вечно умничающих взрослых. Вот такой шедевр поставить бы дома и любоваться, когда наскучит все проблемное. Или же созерцать круги, которые сделаны бежевым на бежевом фоне. И воображать себе, что это точка, у которой нет отсчета и нет конца. Вечно крутящийся водоворот, в котором и утонуть не посмеешь, и всплыть никто не поможет. Надо надеяться только на себя. Иначе точка превратится в черную кошку. Черную кошку на черном и на голубом фоне. Для суеверных это будет началом черной полосы. Для художника – игра воображения, замешанная на интуиции. Или просто состояние души – желание уйти и спрятаться за черной вуалью от дневного света и людей.
Ушли и спрятались в выставочном зале Союза художников. По нему можно было кружить и ловить глазами, за что ухватиться. Где найти свою точку опоры?
В Интернете наткнулась на вот такой отзыв от Беллы Шахбазовой, свободного фотохудожника: «Описывая значение молодых художников нашей республики, отмечу, что именно молодёжь выстраивает культурное звено, является дыханием современного изобразительного искусства, т.к. каждый из нас несёт в своей душе частичку своей этники, своих традиций и обрядов, составляя культурное плато.
Объединение идей и творческое начало молодёжи – это важный шаг самостоятельной творческой мысли, демонстрирующий удивительное единство. У каждого из современных художников заметна общая идея – опыт решения задачи, поставленной перед развитием мирового искусства».
Вообще хотелось бы возгордиться от такой мысли, что наши-де художники и внесли свое, частичку своего опыта в мировое искусство. Но пока воздержусь. Опыт тоже показывает, что время стирает одно, оставляет другое и заносит третьих. Но раз есть желание творить, значит, есть желание размышлять и двигаться вверх. По лестнице искусств под ручку с музой на вершину пьедестала.