Мини-чохто, расписные кабалаи, удивительные наряды андийских девушек – все это можно увидеть на куклах, которые представлены на выставке «Нани Гур», открывшейся 10 марта в музее Дома дружбы.
«Нани Гур» – это куклы в традиционной дагестанской одежде, авторами которых стали не только дизайнеры и мастера в сфере прикладного искусства, но и простые школьники. Такие, как Валерия Тарасевич из Султанянгиюртовской школы.
Валерия использует так называемую Тильду – сшитую куклу из материи, которая есть практически у каждого народа, но популярность и всенародную любовь она приобрела в Норвегии. Куклы Тарасевич – довольно милые и наивные, с какой-то живой искоркой в глазах. А вот творческая группа студентов ДГТУ представила своих кукол в традиционных дагестанских костюмах, которые, по мнению критиков, полностью соответствуют традициям приемов ношения костюмного комплекта. Что характерно, у всех кукол не прорисованы отдельные части лица. Вероятно, связано это с тем, что в исламе запрещено изображать человеческие лица.
Работы мастерицы Аминат Османовой заслуживают отдельного внимания. И дело даже не в традиционных национальных костюмах и не в уникальной мини-бурке, накинутой на плечи старушке-кукле. Дело в лицах этих кукол. Мы привыкли, что кукла должна быть обязательно молодой. А вот Аминат пошла от обратного – она создала куклу возраста 50+. Ее кукла – настоящая горская женщина: поджарая, со смешинкой в глазах, заряженная неиссякаемым оптимизмом. Отчасти она напоминает глиняные фигурки Ислама Шовкринского, у которого если горец – то обязательно с характерным носом, заразительно смеющийся или грустящий, но как-то светло, по-особенному, как могут только горцы.
На выставке также представлены работы Сакинат Исмаиловой, которая является автором проекта «Куклы в традиционных костюмах народов Дагестана». Кукол Сакинат изготавливали на маленьких фарфоровых манекенах, оттого и цвет лица у них, как у даргинских губденок – белый-белый, а щеки – румяны и брови насурьмлены.
Пожалуй, самые оригинальные варианты дагестанских кукол представила Фатима Сулейманова. На головах ее кукол, как у фарфоровых японских принцесс, расположились целые конструкции из монеток, кусочков переливающихся камней, которые на свету похожи на карусель из калейдоскопов.
Такие куклы не воспринимаешь как предмет для игры. Они, скорее, предмет интерьера. Это как в далеком детстве, когда самую красивую куклу кладешь на полку и никого к ней не подпускаешь. Потому что на такую красоту можно смотреть только издалека, чтобы не повредить произведение искусства.