Был такой город (70)

 Две 12-летние девочки прыгали через канаву. Дом был новый, двор страшный, перекопанный, играть негде, вот и прыгали. Сначала каждая сама по себе, потом запрыгали синхронно. Так и познакомились. Когда Джама приезжает из своей Москвы – мы обязательно вспоминаем эту историю.

У Джамы дома пахло непривычно и странно – сушеным мясом. И жили в этой семье по-другому. Девочки — Джама и ее младшие сестры: большеглазая Ася и худышка Заира – готовили на всю семью и ткали настоящие ковры на настоящем ткацком станке. А папа — дядя Джамбулат носил усы, как у Буденного. Он работал в тюрьме, на Горке и устраивал домашние турниры по нардам. Хвастал «Со мной играть – из Астрахани вызывать нужно!» и нам представлялся поезд, а в нем на верхней полке едет-едет-едет великий мастер по нардам, специально командированный из Астрахани для того, чтобы дяде Джамбулату было кого обыграть. С джаминой мамой тетей Казбеги или Катей, как ее все звали, было сложнее. Она была человек настроения и скора на расправу. Спустя 8 лет она устроит во дворе костер. В нем корчась, как еретики, сгорят Джамин сарафан со слишком узкими неприличными бретельками, две ее юбки и мои джинсы, заветные Вранглера, которые Джама выклянчила у меня на пару дней. Тетя Катя будет стоять у костра в халате с ромашками неумолимая, как Савонарола и никто из соседей не посмеет к ней подойти..

Дом наш стоял поначалу, как сирота. С одной стороны — мрачная и не обжитая еще улица Калинина, сзади пустырь, заросший сурепкой, конским щавелем и дикой коноплей, а сбоку — маленькие дворы и домики частного сектора, с их палисадниками, кустами сирени, неистребимым запашком дворовых сортиров, вечерним лото во дворе тети Луизы, ее же курами, крашеными зеленкой — «шоб Розка не покрала!» и над всем этим голос то ли Эдуарда Хиля, то ли еще кого «Хмуриться не надо, Ла-а-а-да!». Улица носила имя Циолковского. И мы жили там, на этой космической улице, носились по прогретой солнцем пыли в окружении кудлатых дочерей и сыновей собаки Найды, лопали тутовник и начищали зеленой кожурой грецкого ореха зубы, чтоб белее были. От кожуры оранжевыми становились наши десны и черными подушечки пальцев.

А рядом была еще Центральная больница, Централка, территория беззаконная, неподнадзорная. Она напоминала заброшенный сад с темными, углами, заросшими бурьяном. Под деревьями на травке делали намаз старики, и мы старались их обходить, чтоб не побеспокоить даже взглядом. Хотя все, конечно, были совершенными атеистами, и только Маринка верила в домовых, а Велосипедный Мага — в аждаху. Рядом с молящимися стариками стоял на невысоком постаменте Ленин. Одна рука его была протянута вперед, ладонью вверх, и какие-то насмешники то клали в нее огрызок хлеба, то вешали авоську с пустой водочной бутылкой. А еще среди деревьев особняком стоял маленький одноэтажный домик — морг. Мы становились на камень, что лежал под окошком, и заглядывали внутрь. Считалось особой доблестью — «не забояться мертвых». Мне хватило одного раза. На столе лежала длинная голая старуха в белом платочке. Платочек меня добил. Я сверзилась с камня и тут же от потрясения стала швырять в Велосипедного Магу твердыми, как камень зелеными «абриками». Мага уворачивался и сквозь слезы кричал «а мине не больно, курица довольна!». Это была первая встреча с неживым. Вторым стал дядя Акай.

Он жил в одном из частных домов. Его жена и три дочери были крутобедрые, усатые, они даже когда просто разговаривали, казалось, что ругаются. А дядя Акай щупленький и тихий, из породы добрых алкоголиков. Совсем лишний в этом семействе. Сидел обычно на камне перед своим палисадником, гладил ничейную собаку Найду и тайком от жены угощал инжиром нашу ораву. А однажды он пошел среди ночи в нужник во дворе, и там у него прихватило сердце. Тогда возле дома поставили длинную лавку, на ней расселись важные старики в папахах. А у жены и дочерей были недовольные лица, будто сердятся на дядю Акая, что опять подвел их, непарадно умер.

Кстати, очень скоро одна из дочерей вышла замуж за Черного Аташку. Немахачкалинцам не понять, но в нашем детстве Аташка Таркинский или Мага Черный были персонажами фольклорными, этими именами пугали, над ними смеялись, и было странно увидеть такого живьем. Аташка был весь заросший, и «наблатыканый по самое немогу». Прикурив, легонько ударял ребром ладони по руке поднесшего ему огонек приятеля, мол, саул, братуха! Среди наших пацанов это считалось особым дворовым шиком.

Однажды в поезде «Москва-Сургут» я по этому, типично махачкалинскому жесту узнала земляка. Оказалось, что жил рядом в поселке Рыбников, и мы часа два проболтали в тамбуре, размахивая руками и перебивая друг друга.

Он помнил то, что прошло мимо моего внимания, например, как по улице Алиева ездили на рынок грузовики с арбузами. Перед колдобинами они притормаживали, и пацаны этим пользовались, запрыгивали в кузов и передавали полосатые тяжелые арбузы девчонкам, бегущим следом. Или, как в конце 70-х его сосед, механик теплохода дядя Женя Гвоздев строил яхту для первой своей кругосветки. Она так прямо на балконе висела на каких-то железных конструкциях, и все пацаны поселка вились вокруг, как осы. Из третьей кругосветки в 2008-м Гвоздев уже не вернулся. Погиб недалеко от берегов Италии.

У нас были свои яхты из скорлупы грецкого ореха, были и свои «берега Италии» – места опасные, гибельные. За домом, прямо у себя под окнами Меджидовы разбили огородик и там зрели помидоры. Огромный соблазн. Но у окна все время торчал их безумный дед и орал, если видел, что мы подходим слишком близко к его драгоценным «сливкам». А про ничейную бабушку, жившую в покосившемся доме-сараюшке в соседнем дворе, рассказывали, что она крадет детей и делает из них начинку для пирожков. И что одна мама купила такой пирожок и нашла там дочкин ноготь! А еще была Зуля. Коренастая, стриженная очень коротко, она одевалась и вела себя, как пацан. Мы как-то столкнулись с ней в Централке. Прямо под окнами психиатрического отделения. Мы туда бегали смотреть на психов и передавать им через решетку дядьджамбулатовы сигареты. Зуля явилась в сопровождении стайки таркинских пацанов и нас в момент загасила, такая в ней яркая злость плескалась. И мы с Джамой удрали, хоть и были старше. А Зуля с компанией остались и принялись швырять в «наших психов» камнями. Не знаю, что с ней случилось потом, слухи доходили, что ненавидела свое девчачье тело, перематывала бинтами грудь, чтоб не росла, вроде даже попытки суицида были. Не знаю, затерялась Зуля, как и ее единственная подружка Луиза, которая лет с 12-ти тащила на себе семью, играя по свадьбам на аккордеоне.

Махачкалинские свадьбы 60–70 х… Тогда не снимали никаких залов, не принято было. Прямо во дворе разбивался шатер и ставились длинные лавки, чтобы все-все соседи могли рассесться. Загодя закупали осетрину у знакомых браконьеров из Рыбацкого поселка (у каждой уважающей себя семьи был знакомый браконьер), одалживали у соседей тарелки, вилки, ложки. Женщины пекли торты и пироги в больших жестяных банках из-под сельди, а детям позволяли вылизывать остатки крема с кастрюльных стенок. На эти громкие шумные свадьбы несли цветы и подарки, реже — деньги, еще не принято было сдавать конверт специальной суровой тетке и записывать, кто сколько дал.

Ира Семендуева, пышнотелая, красивая Ира, выходила замуж в ярко-красном платье. Нам сказали, что у татов — горских евреев именно красный — самый невестинский цвет. За Ирой на белой «Волге» с серебряным оленем на капоте приехал ее голубоглазый Марик. Ира споткнулась, наступила на подол, платье где-то треснуло тетя Соня, присев на корточки рядом с дочерью, наскоро пришивала оборку. Солнце жарило. Подмышками у тети Сони потемнело от пота. Тесное кримпленовое платье трещало по швам. Мимо неслись тетки с полными тазиками салатов. Музыканты наяривали поучительную песню про змею и девушку, которая сама виновата, дура такая, что ее укусили, а бабушка Велосипедного Маги, качала головой, шептала про сглаз и поправляла на ручке у младшего внука оберег — красную ниточку, а на ней камушек с глазком.

Кстати, сглаз — не сглаз, а на этом же месте я дважды пробивала колесо велика, как-то наткнулась на раздавленную собаку, а через много лет видела страшную молчаливую драку глухонемых. Рядом был их клуб и они, человек 10, выкатились прямо с дискотеки разбираться. А с Ирой, кстати, ничего плохого не произошло: они с Мариком уехали в Израиль, и Ирина двоюродная сестра по имени Бриллиант тоже скоро уехала. И тетя Соня с ними. И сейчас на улице с космическим именем не осталось практически никого, кто бы помнил меня школьницей со сбитыми коленками.

 

Редакция просит тех, кто помнит наш город прежним, у кого сохранились семейные фотоархивы, звонить по номеру: 8-988-291-59-82 или писать на электронную почту: pressa2mi@mail.ru или mk.ksana@mail.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам