СБЕЖАЛА В ИГИЛ
Пожалуй, все помнят историю московской студентки Варвары Карауловой, которая втайне от родителей приняла ислам, в один из дней вышла из дома в университет, а уже вечером оказалась в Турции, чтобы оттуда отправиться в Сирию и примкнуть к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Девушку вовремя остановили турецкие власти и уже через несколько дней вернули домой. Вслед за историей Карауловой минувшим летом в СМИ стали появляться факты уже о дагестанках, решивших связать себя с ИГИЛ. Так, 19-летняя студентка Московской финансовой академии Питули Абдуллаева оставила учебу в престижном вузе и работу в модном бутике и улетела в Сирию. Мать девушки призналась телеканалу LifеNews, что ее дочь завербовали в социальной сети «Вконтакте».
«Я даже не знала, что в ее отношении шла так называемая идеологическая пропаганда. Думала, что она просто общается со знакомыми и одноклассниками в WhatsApp. Оказывается, общалась еще в интернете с двумя девушками из России, читала всякие истории. Мы в шоке, не ожидали от нее такого. Дочь всегда была скромной, без нашего разрешения даже не выносила мусор из дома», – рассказывает Марина Абдуллаева корреспонденту LifeNews.
По словам женщины, Питули делала намаз, но никогда не говорила о своем желании носить хиджаб или изучать Коран.
«Конфликтов в семье у нас не было. Сейчас мы поддерживаем с ней связь по телефону. Она говорит, что живет в Сирии, снимает комнату с одной девушкой, изучает Коран и получает какие-то пособия. Но на многие вопросы она не отвечает», – удрученно рассказывает женщина. И подчеркивает, что примет дочь при любых обстоятельствах, лишь бы она вернулась домой: «Она знает мое состояние. Мы все ее ждем и примем в любом случае».
Другая дагестанка, 19-летняя Фатима Джамалова минувшей весной сбежала из Санкт-Петербурга в Сирию и тоже примкнула к рядам «Исламского государства». Завербовали девушку представители запрещенного в России движения «Хизбут Тахрир». По данным издания «Фонтанка.ру», в социальной сети девушка выкладывала посты об «Исламском государстве», а в графе «семейное положение» указала «помолвлена с воином Аллаха».
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
После подобных случаев, когда в сети вербовщиков-террористов начали попадать молодые девушки, учащиеся в университетах и школах, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов призвал Министерство образования и науки РФ во главе с Дмитрием Ливановым организовать системную воспитательную работу среди студентов таким образом, чтобы они не попадали под влияние идеологии террористических группировок и, прежде всего, в «Исламское государство».
«Считаю необходимым в целях поставленных задач воспитания сформировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии и другим негативным социальным явлениям», – говорится в письме Астахова министру.
По мнению омбудсмена, студенты должны знать, как противостоять вербовщикам и куда обращаться, если они столкнутся с такими фактами.
СПАСУТ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Причин, по которым молодые парни и девушки поддаются вербовке, множество, рассказывает психолог, доцент кафедры психологии развития профессиональной деятельности ДГУ Джамиля Сайбулаева: «Есть глубинные психологические причины, чаще всего связанные с авторитарным стилем воспитания. Родители знают, как нам быть, чаще всего принимают за нас решения. У нас распространен так называемый культ силы. То есть если ты сильный – я с тобой, потому что я – слабый и не могу самостоятельно принимать решения Если ты сильный – я могу тебе доверять. Это может быть и неудовлетворенность собой, бесперспективность. Многие из таких ребят и девушек романтизируют войну, оружие. Однако, приехав в Сирию или туда, куда их позвали якобы высокие идеалы, быстро понимают, что стали просто жертвами обмана».
По мнению психолога, все люди подвергнуты пропаганде, но здесь важно понимать, какой личностью является человек и какие постулаты ему навязывают. «Приведу пример: в одной мечети вам говорят, что ислам – это мирная религия и по ее законам убивать – это грех, отнять жизнь может только Всевышний. В другой мечети говорят, что надо бороться с неверными. Люди склонны доверять своим авторитетам, но у них всегда есть право выбора», – уверена психолог.
Сайбулаева отмечает, что родителям необходимо постоянно общаться со своими детьми, вести доверительные беседы: «Часто удивляются, что агитации со стороны боевиков подвергаются дети из благополучных семей. Значит, это было видимое благополучие. Если родители узнали о желании своего чада примкнуть к рядам террористов совершенно случайно, и для них это стало шоком или откровением – значит, плохо общались с детьми, не было доверительных отношений. Понятно, что в стране сложная экономическая ситуация и родители вынуждены пропадать на работе, чтобы заработать на светлое будущее своих детей, но говорить с ними просто необходимо! Иначе потом мы будем пожинать слишком горькие плоды».
РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ
Директор Республиканского дома детских и молодежных общественных объединений Министерства по делам молодежи Екатерина Байгушева уверена, что оградить подростков и молодежь от пагубного влияния экстремизма может и волонтерская деятельность.
«На данный период мы получили ту молодёжь, которая была воспитана в 1990-е-2000-е годы. А ведь именно в этот период был разрушен институт семьи. Взрослые стремились накормить своих детей, и воспитание своего чада возложили на школу с мыслью, что именно школа должна воспитывать. Хотя они забыли, что семья – это то место, где закладывается фундамент, а воспитание в школе является дополнением к основному», – подчеркивает Байгушева. Она уверена, что сегодня подросткам и молодежи необходимо найти себя в общественной деятельности. Тогда просто не останется времени на безвольное сидение в интернете, где есть огромный риск найти человека, который уверит тебя в «правильности» своих радикальных идей. Не просто уверит, а позовет за собой. «Расскажу одну историю из практики. Несколько лет назад на Новый год мы с так называемыми «трудными» подростками посетили детей, больных лейкемией в многопрофильной больнице. Ребята сами подготовили сценарий, реквизит и собрали подарки. В хорошем, весёлом настроении направились поздравлять с Новым годом. Хотя я их заранее предупредила, что им необходимо быть готовыми ко всему. Никогда не забуду высказывание одного парня после того, как они закончили выступать: «Я теперь знаю, для чего живу, знаю, что моя незначительная помощь может облегчить жизнь кому-то или просто поднять настроение другому человеку. Ведь они борются за жизнь каждый день, а мы проходим мимо нее». И это высказывание 12-летнего ребёнка! Таких примеров много в нашей практике. Именно через добровольчество молодой человек может реализовать себя, найти своё место в этой жизни. Ребята могут обучиться чему-то новому, участвуя в акциях различной направленности, будь то посещение детей и взрослых с определёнными нарушениями развития, донорство крови, проведение уличных акций, экология, благоустройство территорий и многое другое. Все это ведет человека к пониманию окружающего мира, состраданию», – считает директор РДДМОО.
ЧУЖАЯ ВОЙНА
Рекламные слоганы с телеэкранов постоянно призывают быть собой, плыть против течения, гнуть свою линию, не идти на поводу у толпы. Но что двигало теми, кто выбрал для себя исповедование чужих идеалов чужой войны? Желание выделиться? Романтика? Любовь? Все уходят туда (именно в Сирию) по своим мотивам. Кто-то из чувства справедливости, насмотревшись хорошо смонтированных видеороликов в глобальной паутине, кто-то в поисках рая (забыв, что по исламу рай находится у ног матери), кто-то – в поисках любви. Вербовщики используют прием, зарекомендовавший себя в сектах – «атака любовью», – когда слабую в психологическом плане жертву пытаются задобрить, уговаривают перейти на свою сторону, ведь именно там будут любить и ценить. Способов множество, поэтому и бороться с ними нужно постоянно, системно, сообща.