Был такой город (89)

 – Мальчик, не вертись. А то у тебя в язычке будет маленькая дырка… Да куда ты все смотришь? – Женщина-стоматолог откладывает очередной блестящий инструмент и пытается проследить за моим взглядом. Говорит она, не раздражаясь, даже весело, но сидит спиной к окну и не видит того, что вижу я.

– Вон там моя мама играет в теннис, – говорю я и киваю на это самое окно, за которым хорошо видна часть Махачкалинского стадиона “Динамо” с остатками велосипедного трека и теннисный корт, на котором действительно идет игра.

– А как ты издалека узнаешь свою маму? – удивляется врач.

– Она же рыжая, у нее белая юбка, и она утром чистила тапочки моим зубным порошком, – следует четкий ответ.

Это эпизод из послевоенного семейного фольклора.

На дворе 1946-47 годы. Детская поликлиника на улице Малыгина еще не разрушена землетрясением 1970-го, и у нее еще два этажа (оттуда и был виден стадион). Я, маленький мальчик с непонятной для своего возраста сознательностью, сам, без взрослых, хожу сюда к зубному. А на корте через дорогу тренируется сборная Дагестана по теннису, в которую входит и моя мама Нина Санаева. Кроме нее, в команде Татьяна Жукова, Эдуард Новаковский и (кажется) Владимир Ревнивых (на снимке) – их отчеств я тогда не знал, ведь они для меня были просто “тетя Таня” и “дядя Эдик”. Была еще и “тетя Лида”, мамина подруга Лидия Гаджиева, высокая статная легкоатлетка. Ее рекорд ДАССР по бегу с барьерами, установленный до войны, был побит только в 60-е годы. (Чтобы было понятно, о ком идет речь, напомню, что тетя Лида была женой Сиражутдина Гаджиева, историка, философа и альпиниста, матерью трех братьев – Руслана, Керима и Муртуза, племянников героя-подводника Магомеда, ответвления мощного гаджиевского тухума).

Безрадостные, даже трагичные 30-е годы, страшные военные, холодные и голодные – послевоенные. Продолжение политических репрессий. И для миллионов людей, не спившихся и сохранивших ясный ум, спорт становится отдушиной, возможностью самореализации, надежным способом уцелеть. Казалось бы, только что, год-два назад, окончилась опустошительная война, вокруг столько горя и проблем, а в стране набирает обороты массовое физкультурно-спортивное движение. Вот уж в чем “народ и партия были едины”, так это в этом. Трудно припомнить другое время, когда проводилось бы столько всевозможных соревнований, первенств, вело- и мотопробегов (Махачкала – Гуниб), эстафет (в Вейнерском саду), спартакиад (вузов, школьников, народов ДАССР). И пусть результаты победителей не дотягивали до уровня 3 разряда, пусть девушки-горянки бежали эстафету 4х100 метров в платках и шароварах, пусть многих участников крупных или, как сейчас говорят, престижных соревнований собирали заранее на сборы, чтобы элементарно подкормить, набрать вес, чтобы они могли добежать до финиша. Пусть! Но именно тогда получил блестящее подтверждение тезис, что массовость является главным условием побед и в физкультуре, и в спорте высоких достижений, становится частью жизни миллионов людей.

Из собственных спортивных “impression” могу вспомнить те, что связаны с болевыми ощущениями. Чужими и своими. Сначала о том, как раньше в Махачкале проводились турниры по боксу. Происходило это на сцене Клуба рыбников. Здесь устанавливали ринг, который занимал все ее пространство. То ли ринг был большой, то ли сцена маленькая, но секретариат располагался впритык к канатам. И это близкое соседство с полем боя сказывалось на его работе. Когда один из соперников оказывался вдруг отброшен к канатам, весь секретариат рефлекторно откидывался назад, и эта гимнастика повторялась за турнир не раз и не два. Мама как спортивный активист к работе секретариата имела самое прямое отношение – своим красивым почерком она выписывала наградные документы. И нередко боксерские дипломы и грамоты, помимо звезд, знамен и портретов “вождя всех народов”, бывали украшены капельками пота и крови, долетавшими с ринга до секретариата. Разбить противнику нос или бровь так, чтобы кровь брызнула на метр-другой, было проще простого – защитных шлемов, в которых боксеры выясняют отношения сейчас, еще не было.

Тогда местный бокс мне не понравился, лишь позже я вычитал где-то, что футбол, цирк и балет нужно смотреть классными, хорошими – иначе разочарования не избежать. В этот список с полным правом можно включить и бокс. Зато в школе (№№ 11 и 13) сразу полюбил гимнастику, но прекрасный тренер легкоатлетов Герман Сергеевич Крымин буквально выдернул меня из секции, соблазнил отличными перспективами гимнаста в таком виде, как прыжки с шестом. И вправду, на первой же тренировке, в том же секторе на “Динамо”, где раньше был теннисный корт, я выполнил норму 3-го разряда. Но на второй, увы, сломал руку. Неудачно приземлился с высоты 3 м 30 см. Оказалось, что легкая атлетика – тоже контактный вид спорта.

Это упоминание об опальной легкой атлетике (а в городе нет сейчас ни одной беговой дорожки или сектора для прыжков) заставляет вспомнить, что 50 лет назад в маленькой, пыльной, провинциальной Махачкале культивировалось столько видов спорта, что в нынешней расцветающей столице покажется фантастикой. Боевые искусства и футбол – это, конечно, здорово, но куда подевались бывшие у нас когда-то в почете волейбол и баскетбол (в т.ч. детский), теннис и альпинизм, гимнастика и акробатика, мотоспорт, фехтование и “королева” – легкая атлетика со многими ее дисциплинами. Этот вид в республике достиг такого уровня, что в начале 60-х годов первым в Российской Федерации высоту 2 метра взял именно махачкалинский прыгун Виктор Большов, и это стало городским событием.

Вспомним, чем заканчивается один из лучших фильмов 30-х-40-х годов “Цирк” с Любовью Орловой: победившие в борьбе за счастье герои маршируют по Красной площади. Но делают это особым образом, отмахивая рукой назад до предела, а на взмахе вперед – до подбородка. Это и был шаг марша энтузиастов, которым ходили на сталинских физкультурных парадах до и после войны. В числе участников одного из них от Махачкалы – “Тетя Таня”, Татьяна Ивановна Жукова (в 60-е годы зав.кафедрой физвоспитания мединститута), которая нам этот парадный шаг демонстрировала потом в натуре. На радость детям и друзьям. И вспоминая эти праздники, которые дарил спорт, рассматривая старые фотографии (спасибо, кто-то не ленился, снимал), не перестаю любоваться и удивляться: до чего же красивыми, несмотря на беды и бедность, были наши спортивные мамы!

Даже на фоне Орловой.

 

Редакция просит тех, кто помнит наш город прежним, у кого сохранились семейные фотоархивы, звонить по номеру: 8-988-291-59-82 или писать на электронную почту: pressa2mi@mail.ru или mk.ksana@mail.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам