«Казаки». Постигая Толстого

 СПУСТЯ 180 ЛЕТ

В мировой литературе трудно найти писателя, равного Льву Толстому не только по откровению, выворачиванию души наизнанку, но и по мучительному поиску смысла человеческого бытия. В каждом из множества его бессмертных произведений глубинные раздумья о жизни не для театра, а для ответа самому себе. Это в полной мере соотносимо и с его повестью «Казаки», над которой Лев Николаевич работал почти десять лет (1853-1863) с перерывами, в которой много автобиографического из его трехлетней жизни в казачьей станице на берегу Терека. Как и главный герой повести, Дмитрий Оленин, молодой Лев Толстой пытается начать новую жизнь, в которой «уже не будет больше ошибок, не будет раскаяний, а, наверное, будет одно счастье». В бурные дни мятежного Кавказа вспыхивает романтическая, чистая и страстная любовь аристократа Оленина из столицы к станичной красавице Марьяне. Однако у реальности свои измерения. К сожалению, счастье не состоялось.

И вот спустя 180 лет композитор Ширвани Чалаев возвращается к этому произведению по предложению директора Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве, заслуженного деятеля искусств России Виталия Ремизова.

Давно зная Виталия Ремизова, крупнейшего ученого-исследователя творчества великого Льва Толстого, попросил его рассказать о предыстории создания оперы, соответствии музыки и повести.

 

«ТАК МОЖЕТ ТОЛЬКО МУДРЫЙ…»

«Государственный музей Л.Н. Толстого совместно с выдающимся композитором современности Ширвани Чалавым реализовал два проекта – постановки опер «Хаджи-Мурат» (2003) и «Казаки» (2008). Премьера первой прошла в толстовской усадьбе «Хамовники», а вторая увидела свет в день 180-летия писателя и прошла на концертной площадке Государственного музея А.С. Пушкина.

Работа над вторым проектом, как и над первым, была захватывающей. Всю организационную работу и финансовое обеспечение взял на себя музей: от тиражирования нот партитуры, пошива костюмов, печатной продукции до организации самого действа с приглашением известных в стране и за рубежом творческих коллективов: Московского театра «Амадей» под управлением Олега Митрофанова, Симфонического оркестра им. С.В. Рахманинова (дирижер – Олег Солдатов), Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова.

Опера «Казаки», как и «Хаджи-Мурат», была написана в трудные годы, когда полыхал Северный Кавказ. Зло, казалось, сильнее добра. Напряжение эпох, переплетение трагических жизненных судеб, сопряжение интересов народов и наций – все это воплотилось в драматургии музыки Ширвани Чалаева. Так может говорить с современником мудрый человек, знающий земную жизнь не понаслышке, проходящий по миру бесконечности через страдание, чтобы призвать современников к пониманию и любви.

В музыке Чалаева слышится голос самой земли, голоса гор и равнин, живой воды и пения птиц. Страдающая душа томится по родному дому, по мирной жизни. Как и у Толстого, у Ширвани «война есть противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». И потому в его операх так много лирики, света, материнской любви и отцовской сдержанности. В операх, как бы ни был трагичен финал, много света, мелодий, захватывающих слушателя, «заражающих» (употреблял слово Толстого), полных искусством, не головным, а органически выходящим из души великого композитора. Уверен, что придет время, и каждый серьезный театральный коллектив (и не только у нас в стране) сочтет за честь исполнить оперы Ширвани Чалаева».

Никогда в истории России оперы композитора из Дагестана не были представлены ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде. Поэтому я принял решение поехать в Нижний Новгород на мировую премьеру Ширвани Чалаева «Казаки» по повести Л.Н.Толстого.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ БРИЛЛИАНТ

 На премьере, а затем рано утром в поезде «Нижний Новгород – Москва» я оказался по соседству с музыковедом мирового уровня Евгением Левашовым – профессором Московской консерватории и главным научным сотрудником Государственного института искусствоведения, консультантом Большого театра, театра Ла Скала, Берлинского, Далласского, Мюнхенского и многих именитых мировых театров. Евгений Михайлович, редчайший в мире специалист по реставрации оперных произведений, высоко оценил работу дагестанского композитора: «Опера «Казаки» – музыкальный бриллиант со своей огранкой. Это видение кавказцем жизни в казачьей станице. В опере много этнического – в этом есть своя прелесть. Автор хорошо владеет хоровой культурой, и это замечательно. Опера отличается фрагментарностью, что логично и типично для немецкой школы…».

 

О ЛЮБВИ БЕЗ УСЛОВНОСТЕЙ

Мне удалось также побеседовать и с самим Ширвани Рамазановичем.

«Когда композитор пишет музыку, он почти не думает о впечатлении, которое произведет его сочинение, ибо сочинение музыки уводит композитора в тайные мысли и глубинные чувства. К примеру, когда Оленин влюбляется в Марьяну, он влюбляется и в окружающий мир возлюбленной (горы, воздух, люди, быт), хотя до этого он относился ко всему этому с иронией. Если бы не смерть Лукаши, мы еще не знаем, какой бы стала судьба этого треугольника влюбленных.

 Когда писал оперу, я был целиком поглощен повестью великого Льва Толстого. В чем особенность этой повести? В ней нет ненависти друг к другу у казаков и кавказцев. У них есть кунаки, знают друг друга и даже одаривают друг друга кинжалом, конем и другими дорогими подарками. Да, там шла война, но она как повседневность, данность времени. Нет у казаков и горцев жажды уничтожить друг друга, а есть стремление защитить себя от «не мирных» соседей. Пожалуй, главным героем повести можно было бы считать Ерошку, знающего жизнь в полном ее измерении. Ничего, что он любит пить, но он богат чистыми чувствами и большими раздумьями. Он один в повести жалеет об убийстве абрека.

У меня есть ощущение, что Л. Н. Толстой жаждал простой, чистой любви без сословных, религиозных и национальных препятствий, но, к сожалению, это оказалось не возможным, ибо человек наделен многими условностями. Лев Николаевич гениален еще и в том, что простые вещи он описывает как вечные истины. А как удалось мне перенести повесть на музыкальное плато – судить зрителям. Отзывы специалистов вполне доброжелательны, что радует…».

 

НА СЦЕНЕ НУЖНЫ ЛИЧНОСТИ

Я попросил высказать свое мнение замечательную оперную певицу Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, лауреата многих международных конкурсов Ирину Нарскую.

«Мне посчастливилось побывать на премьере оперы Ширвани Чалаева по повести Л.Н. Толстого «Казаки» в Нижегородском театре оперы и балета. Впечатление сильное! С первой секунды действие завораживает, увлекает! Музыка как бы втягивает зрителей в происходящее. Действие происходит в казачьей станице на границе с горскими аулами. Удивительно, музыка звучит глубоко национально: у казаков исконно русская, а у горцев – ярко национальные мотивы. Композитор мастерски сплетает эти мелодии, как происходит и в жизни людей – взаимовлияние культур.

Холодный и несколько надменный Оленин (Алексей Кошелев и Владимир Боровиков). Обеим исполнительницам роли Марьяны удалось создать незабываемый образ. Если одна (Татьяна Гарькушова) независима и строптива, то другая (Екатерина Ефремова) более мягкая, женственная, но обе певицы заслуживают огромной похвалы. Они смогли создать не ходульно-оперный образ, а живой, страдающий, завлекающий и трепетный характер, чистый и светлый. Причем, делают это они замечательными голосами: бархатное контральто Татьяны и меццо-сопрано Екатерины, чувственное и нежное. Молодой казак Лукашка, сосватавший Марьянку, страстный и неудержимый в исполнении Игоря Леуса и Евгения Скорочкина. Необыкновенный бриллиант – роль Ерошки в исполнении Виктора Ряузова. Невозможно отвлечься ни на секунду, когда звучит его проникновенный, очень чистый и богатый красками бас. Думаю, что этому молодому артисту подвластны разные характеры и партии.

Отдельно хочется сказать про хор. Изумительная работа! Замечательные голоса, слаженность и тонкость исполнения, чистота и какое-то радостное, если можно так сказать про толстовскую драму, пение. Впечатление, что артистам очень нравится петь музыку, сочиненную композитором, это происходит естественно, как в жизни. А то, что хор затанцевал, – и как! Спасибо балетмейстеру Андрею Альшакову! Очень логичные и красивые танцы у хора: и русские, и горские. Казалось бы, не очень сложные движения, но построения танцев точны и исходят изнутри, а не ради перестроений. Прекрасная работа балетмейстера!

Конечно, не было бы спектакля без режиссера Ильи Можайского. Сразу чувствуется профессиональная работа над образами у оперных артистов, а это довольно непросто. Думаю, что концепция спектакля, где на первый план выходят чувства, отношения героев, а не просто сюжет, тоже заслуга режиссера. В свое время Борис Александрович Покровский говорил о том, что на сцене «нужны личности». В спектакле «Казаки» это получилось.

 Также хочется отметить работу художника Станислава Фесько, который ввел зрителей плывущими облаками в горную местность, как будто они сами сначала парили орлами над горами и приземлились в казачьей станице! В глубине сцены горы, придающие правильную перспективу. Радует, что традиционные декорации вместе со световыми эффектами создают иллюзию собственного присутствия в месте действия!

И еще, пожалуй, главная «личность» в спектакле – это оркестр под руководством главного дирижера театра Рената Жиганшина! При неимоверно сложном в звуковом отношении зале оркестру удалось органично и тонко не только аккомпанировать действию, но и быть главным действующим лицом оперы «Казаки».

Браво! Поздравляю, очень интересная, хорошая добротная работа!» 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы планируют запустить прямые авиарейсы в города Азербайджана

Четыре российские авиакомпании собираются запустить прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы в азербайджанские города Гянджа, Ленкорань и Нахичевань....

В Махачкале состоялось совещание с участием высшего руководства ПАО «Газпром»

Совещание по вопросам взаимодействия компаний группы «Газпром» с правительством Дагестана состоялось сегодня, 28 января, в Махачкале под председательством главы...

В Махачкале обновили материально-техническую базу двух коррекционных школ

Материально-техническую базу двух коррекционных школ и одного колледжа в Махачкале обновили в 2021 в рамках национального проекта «Образование». Об...

В Махачкале прошла акция «Блокадный хлеб»

Всероссийская акция «Блокадный хлеб» прошла в Махачкале накануне, 27 января — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В...

На бизнесмена из Махачкалы завели дело за причинение ущерба бюджету республики

Уголовное дело возбуждено против индивидуального предпринимателя из Махачкалы, который причинил бюджету республики ущерб почти на 300 тыс. рублей, сообщили...

Порядок – это несложно

Вслед за пользователями соцсетей тема освобождения незаконно захваченных городских территорий внезапно взбудоражила все население нашего города. Видеоролики с кадрами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам