«МИ» вспоминает историю празднования Нового года – каким он был в царской России, Советском Союзе и как его празднуют в наши дни.
ОТ РУСИ ДО ПЕТРА
Историки сейчас и не могут установить точную дату, когда в древней Руси решили отмечать Новый год. Скорее всего, это было 22 марта, в День весеннего равноденствия. Примечательно, что в этот день отмечали еще и Масленицу. Было даже такое поверье: «Зиму прогнали – значит, новый год наступил».
После крещения Руси празднование Нового года перенесли с 22 марта на 1 сентября, а уже с приходом Петра I в 1699 году Новый год в России встретили по-европейски – 1 января по Григорианскому календарю.
Предприимчивый Петр дал наказ готовиться к празднику не хуже, чем европейцы, поэтому 15 декабря 1699 года был издан указ, согласно которому «… по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя б по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…».
Примечательно, что изначально речь о елках и не шла. В ход шли любые деревья. Их украшали орехами, фруктами и даже овощами. Кроме того, именно монарх ввел моду в России на салюты. Из того же указа следует: «Учинить на большой Красной площади огненные потехи и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится». Вот и получается, что современным вариантом празднования Нового года мы обязаны царю-новатору.
БОЛЬШИЕ МАСШТАБЫ
При Екатерине II в России наступила эпоха масштабного празднования Нового года. Устраивались большие балы-маскарады, неизменно в этот день палили из пушек, потом этот элемент запретил Павел I. Интересно, что новогодняя ель смогла «закрепиться» в домах россиян только при правлении Николая I, благодаря его супруге-немке, ставшей в православии Александрой Федоровной. Тогда ель начали украшать звездой на макушке, яблоками и рождественскими игрушками.
Новый год становился народным праздником, однако в 1914 году его запретили из-за Первой мировой войны и обострившихся отношений с Германией. Тогда ель назвали «вражеской, немецкой затеей».
ПО-НОВОМУ
После Первой мировой войны Новый год начали праздновать уже по новому календарю и в новой стране. Праздновали его широко и с размахом, даже несмотря на то, что в советской России царила разруха. В 1930 году Новый год снова отменили. Иосиф Сталин назвал праздник антисоветским и оставил советскому народу только две праздничные даты – 1 мая и 7 ноября. В 1935 году пушистых зеленых красавиц вновь вернули советским гражданам, равно как и сам праздник. Празднование Нового года, как новая советская традиция, одной из первых была описана в рассказе «Чук и Гек» Аркадия Гайдара. С 1947 года 1 января в Стране Советов стало праздничным днем, а в 1954 году зажглась главная елка страны – кремлевская.
Постепенно Новый год стал приобретать современные черты. Он стал таким, каким мы его знаем, – с «Голубым огоньком», салатом «оливье», мандаринами, которые появились в продаже в канун нового 1962 года.
РАЗРЕШИТЕ ОБРАТИТЬСЯ
Кстати, первым к народу в преддверии Нового года обратился Леонид Брежнев в 1976 году, а уже на регулярной основе это начал делать Михаил Горбачев. Именно в перестроечные времена в стране появилась еще одна традиция – связывать каждый год с представителями восточного гороскопа, хотя китайский новый год, к которому и относится этот гороскоп, отмечают 18 января.
Интересен тот факт, что в 1991 году к россиянам с экранов телевизоров обратился сатирик Михаил Задорнов, а в 1992 и 1993 к населению страны и вовсе никто не обращался. Пожалуй, самым знаменитым было новогоднее обращение Бориса Ельцина, который сказал свое коронное: «Я устал, я ухожу», а вслед за ним появилось обращение и.о. президента Владимира Путина. Так в России началась новая эпоха. Новый год часто обвиняют в некой религиозности. Дескать, праздник как-то связан с христианскими праздниками, имеет религиозный окрас. Возможно, это было в Петровскую эпоху, однако сейчас государство и церковь живут по разным календарям, а праздник является абсолютно светским, со знакомыми для всех идеалам – семейного тепла и радости.
КАК В КИНО
С Новым годом в российском кино связана целая история. Безусловным новогодним режиссером можно назвать недавно ушедшего из жизни Эльдара Рязанова, который оставил нам в наследие легендарную «Карнавальную ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли и «Иронию судьбы, или с легким паром», где мы стали свидетелями искрометной игры теперь уже корифеев советского кино. Что удивительно, эти фильмы никогда не надоедают и становится даже как-то непривычно, если 31 декабря по одному из телеканалов нет речи об улице Строителей. Сейчас традицию новогоднего кино поддерживает российский кинорынок. Как грибы после дождя, появляются «Елки», «Елки-2» и т.д., теперь вот «Ирония судьбы – 2» и множество других современных картин «на тему». Режиссеры пытаются придумать историю, которая запомнится многим и без которой, пожалуй, не будет того самого, новогоднего настроения.
ЧТО ДАРИЛИ, ЧЕМ КОРМИЛИ
В советское время было принято делать небольшие новогодние подарки, в основном – детям. В Дагестане, а в частности, в Махачкале, стандартный набор новогоднего подарка среднестатистической семьи 60-70-х годов составляли: обязательно сладости (в ход шли конфеты, плитки шоколада), орехи, яблоки, пряники, мандарины. В общем, все, что могло порадовать простого советского ребенка. Обязательная программа – поход «на елку» к «центральной площади», а также друг к другу в гости как после боя курантов, так и в течение всех новогодних праздников. В 90-х набор сладостей оставался прежним, а к ним добавились мягкие игрушки, книги, всевозможные машинки, конструкторы Lego и т.д. Кажется, что новогодний стол со временем советского прошлого практически не изменился. И даже суровые дагестанские женщины наравне со всей страной буквально тазиками крошили и продолжают крошить «оливье» и винегреты, добавляя к столу неизменный салат «шуба», холодец, селедку с картофелем и компот.
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК
Несмотря на все перипетии, Новый год в Дагестане, да и вообще во всей стране, по-прежнему остается самым любимым и самым семейным праздником.
Несколько лет назад радикально настроенные представители дагестанского общества пыталась дезавуировать праздник, ища в нем чуждые для мусульман атрибуты. Однако, несмотря на то, что подавляющее число жителей Дагестана – мусульмане, Новый год в Стране гор продолжают отмечать так, как это было принято в их семьях. Религиозной подоплеки в этом празднике нет, считают они и называют Новый год днем теплых воспоминаний и больших надежд.
Уже молодое поколение дагестанок, помимо привычных «оливье» и винегрета, подают к праздничному столу запеченные грибы с сыром, заморские блюда по типу японских роллов и суши, привычные компоты сменились газированными напитками и соками. Сегодня некоторые переняли европейскую манеру празднования Нового года – в больших компаниях, с друзьями. И Дагестан в этом плане не стал исключением. Однако именно 31 декабря заветные 00:00 часов принято встречать все же со своей семьей, в кругу близких людей. Пожалуй, это единственный праздник, который объединяет такую большую, такую разную страну.