«Молодежь Дагестана»: 95 печатных лет

 «МОЛОДЕЖЬ ДАГЕСТАНА»: 95 ПЕЧАТНЫХ ЛЕТ

 

В этом году исполняется 95 лет общественно-политическому еженедельнику «Молодежь Дагестана». Созданное в далеком 1921 году, издание именовалось в те годы «Молодой дагестанец», а с 1933 года «Комсомолец Дагестана».

Газета освещала довоенную жизнь дагестанской молодежи, во время войны не выходила. Выход возобновился только с 1950 года.

В 1990 году еженедельник получил новое название – «Молодежь Дагестана», под этим логотипом существует по сей день.

Чем сегодня живет «молодежка», сохранил ли коллектив комсомольский задор в работе, несмотря на смену названия?

Об этом и не только рассказывает главный редактор газеты «Молодежь Дагестана» Абаш Абашилов.

 

ОНИ БЫЛИ ГЛАВНЫЕ

– Абаш Ахмедович, Вы – 12-й главный редактор издания, что можете сказать о своих предшественниках, кто оставил заметный след за время существования газеты?

Мне непросто дать оценку первому редактору – Самуилу Эпштейну. Первые номера выходили в тяжелые годы гражданской войны в городе Темирхан-Шуре. Наши сегодняшние трудности – ничто по сравнению с тем, что было тогда.

Газета не имела твердого формата, выходила на отдельных листках. Самуил Исаакович был первым, он сделал первый, самый тяжелый шаг, чем заслужил нашу вечную благодарность.

Кто в нашей республике не слышал знаменитую фамилию Путерброт? Вил Зиновьевич возглавлял газету в не менее сложные 30-е годы.

Шихсаид Исаевич Шихсаидов – личность, общественный деятель крупного масштаба, человек, оставивший след не только в истории прессы, но и в истории общественно-политической жизни республики.(Ш.Шихсаидов занимал должности первого секретаря Дагестанского обкома ВЛКСМ, секретаря Дагестанского обкома КПСС по сельскому хозяйству, старший брат нынешнего спикера дагестанского парламента Хизри Шихсаидова. – Прим. «МИ»).

Феликса Аванесовича Астратьянца знают больше по дагестанскому телевидению, но и он был редактором газеты «Комсомолец Дагестана», тоже личность, оказавшая большое влияние на дагестанскую журналистику.

Далеко не последний человек в системе республиканской прессы Гаджи Гаджиевич Арипов, главный редактор в 60-х годах прошлого века. (Г.Арипов – журналист, писатель, ученый. С 1991 по 1996 год возглавлял пресс-центр Совмина Дагестана. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, почетными грамотами. Кандидат исторических наук. – Прим. «МИ»).

Люди нашего поколения хорошо помнят Изета Минкаиловича Алиева, где бы он ни работал, везде оставил заметный след, ветераны журналистики вспоминают о нем с благодарностью.

Гаджи Ахмедович Абашилов возглавил издание в год его переименования. Мне сложно говорить о нем, он был моим братом…

Затем главным редактором стал его сын – Шамиль Абашилов. С 2013 года главным редактором являюсь я. Возможно, кто-то найдет в этой системе элемент семейственности, но здесь скорее подойдет слово «династия». И потом, газета государственная, на должность главного редактора назначаются, а не так что бы кто-то этого захотел.

 

В СЕЛЕ СОГРАТЛЬ ГУНИБСКОГО РАЙОНА

– Раз уж Вы заговорили о себе, расскажите вкратце о вашем пути в журналистику.

– Я родился в селе Согратль Гунибского района, базового журналистского образования я не имею. Окончил в свое время Дагестанский сельскохозяйственный институт, 18 лет отдал производству.

В душе остаюсь аграрием, рисую часто в своем воображении картины полей, садов, виноградников, очень люблю природу.

Как многие, люблю читать, писал прозу, но, так сказать, для себя «в стол».

В малопонятные 90-е годы прошлого столетия, когда все рушилось, страна разваливалась, не было стабильности нигде, пришел в прессу.

6 лет работал в газете «Согратль», которая выходила на литературном аварском языке, русском и местном диалекте. Некоторое время работал в аварской газете «Истина».

Люблю путешествовать, писать путевые заметки. Темы предпочитаю о людях старшего поколения, мне интересен их жизненный опыт, судьбы.

Пишу о тех, кто по-настоящему занимается делом, пусть даже небольшим – о фермерах, сумевших обеспечить семью, дать рабочие места хотя бы нескольким людям; о предпринимателях, сказавших новое слово в производстве, не побоявшихся взять на себя ответственность…

За политикой, конечно, слежу, но глубоко вникать не люблю, интересуюсь религиозной тематикой, поскольку работаю в прессе. Интересны темы социальная, экономическая, жизнь сама подсказывает, о чем и когда писать.

 

ВСПОМНИМ 90-Е

– В начале 90-х годов прошлого столетия «Комсомолец Дагестана» переименовывается в «Молодежь Дагестана». На Ваш взгляд, изменилась ли в связи с этим суть газеты, сохранил ли коллектив комсомольский задор в работе?

– Я думаю, смысл, содержание газеты остались прежними, формы и методы работы стали совершенно иными, по-другому и быть не может.

В 90-е годы люди в редакции месяцами не получали зарплату, в этих тяжелейших условиях газете нужно было просто выжить.

Благодаря коллективу и широкому кругу наших читателей издание выстояло, оно не стало безликим, наоборот, приобрело новые черты, присущие только ему. Газета была «на передовой» во время проведения контртеррористической операции в соседней республике. Кто сегодня не помнит репортажи военного корреспондента Эльмиры Кожаевой? Читатели с нетерпением ждали ее новостей с места военных действий.

Работали в то время и по сей день трудятся в газете талантливые журналисты Альберт Мехтиханов, Светлана Омарова, Марат Гаджиев.

Время меняется, еженедельник должен идти в ногу со временем. Суть – объединяющая, воспитательная, остается, но еженедельник «Молодежь Дагестана» – общественно-политический, и эта общественно-политическая жизнь республики освещается на его страницах. Неизменной остается молодежная тематика. И нам удается совмещать эти два направления.

 

ОРГАН ОБКОМА ВЛКСМ

– В годы советской власти тираж газеты «Комсомолец Дагестана» доходил до 70 тысяч экземпляров. Сегодня тираж, впрочем, как и других печатных изданий, заметно упал. Как Вы думаете, почему?

– Газета была органом Областного комитета ВЛКСМ, каждый комсомолец обязан на нее подписаться. Хорошо это или плохо – не знаю, но так было. Работала четкая система вертикали власти, молодежь с раннего детства вовлекалась в политическую структуру государства: октябрята, пионеры, комсомольцы. Для всех категорий функционировал свой печатный орган, объединяющий и направляющий. Такое положение дел дисциплинировало молодежь, позволяло держать в едином нужном государству русле. Идеология была четкая, под нее работала вся пресса.

С другой стороны, изданий было немного, других источников информации, кроме двух каналов телевидения, тоже не было. Цена изданий – чисто символическая, совершенно не обременительная для семейного бюджета.

К тому же страна называлась и действительно была читающей, семьи подписывались на целый ряд изданий, которые выходили вовремя на хорошей бумаге.

Сегодня источников оперативной информации гораздо больше – интернет, телевидение, да и в любом газетном киоске изданий больше 50-ти, есть из чего выбрать.

 

ОТМЕТИМ И 100-ЛЕТИЕ

– Чем сегодня живет коллектив редакции? Пройдет немного времени, и газета отметит свое 100-летие, каковы перспективы издания?

– Республиканская газета не может быть оторванной от жизни республики. У нас налажены хорошие контакты с Министерством по делам молодежи РД, под которое выделена одна страница газетной площади.

В республике действует такое движение – «Я – помощник Президента», мы нашли полное взаимопонимание с его представителями. Сотрудничаем и с другими молодежными организациями. Хорошие отношения со всеми структурами, находящимися в здании газетно-журнального комплекса, включая Министерство печати и информации РД и коллективы изданий на национальных языках.

Последние полгода появились плодотворные связи с пресс-службой администрации города Махачкалы. Мы не можем оставить без внимания жизнь нашей столицы, где обычно разворачиваются основные события.

Что касается нашего еженедельника, то коллектив у нас небольшой – 23 сотрудника. Можно говорить о том, что и здесь полное взаимопонимание. Конечно, в творческом плане случаются разногласия, но на то и существуют планерки, чтобы их урегулировать.

Существуют материальные проблемы, сокращается финансирование, но это реалии всей страны. Командировки уже не можем себе позволить.

Но по-прежнему можно и нужно работать в напряженном режиме, и мы работаем.

Что касается грядущего через 5 лет столетия газеты, я думаю, что в привычном бумажном варианте ее уже не будет. Это только мое мнение.

Скорее всего, еженедельник будет выходить в электронном виде, возможно, произойдет укрупнение газеты, появятся ее подразделения.

Но мы оптимисты, время придет, отметим и 100-летие.

 

ХОТЕЛ БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ

Нам удалось встретиться с некоторыми ветеранами газеты «Молодежь Дагестана», которые поделились своими воспоминаниями.

Рассказывает Андрей Шмонин, работавший в газете «Комсомолец Дагестана» в 1970-1980-х годах.

– Я всегда хотел стать журналистом, как мой отец, Александр Васильевич, который в разное время работал в «Дагестанской правде», В ТАСС, был спецкором центральной газеты «Правда».

Когда я учился на 3-м курсе филологического факультета ДГУ, сам пришел в «Комсомолец Дагестана» и попросил разрешения у Изета Минкаиловича (Алиев. – Прим. «МИ») пройти практику. Он взял меня безо всяких проблем.

На следующий год меня пригласил в газету «Дагестанская правда» ее редактор Николай Васильевич (Комиссаров. – Прим. «МИ»), где я проработал до окончания университета.

Потом в моей жизни было телевидение, многотиражная газета Дагестанского политехнического института «За инженерные кадры» и только в конце 70-х я вновь попал в «Комсомолец Дагестана».

К этому времени в газете уже работали мои однокурсники по университету: Насир Ярахмедов, Магомед Канаев, Валера Комиссаров, Ирина Изопескова. Коллектив был замечательный. Хочу назвать еще Натика Джафарова и Андрея Меламедова.

Наш главный редактор Изет Минкаилович был руководителем либеральным, никакой жесткости, приказного тона. Очень прост в общении, не помню, чтобы он кому-то отказал в решении каких-то проблем, даже семейных.

Тактично обучал нас журналистскому делу: не лез с ручкой в наши материалы, сам ничего не правил, только на полях ставил «галочки», чтобы мы объясняли, что именно имели в виду.

И еще такой интересный момент: он не давал заданий, не «давил» своим авторитетом, оставляя нам простор для творчества. А мы придумывали, что бы поинтереснее написать, куда бы съездить в командировку.

Газета тогда выходила на 4-х полосах, но 3 раза в неделю, поэтому работать приходилось много и всегда срочно. Потом, когда «Комсомолец Дагестана» стал еженедельником, вроде жизнь как-то поспокойнее стала.

Хорошее было время, вот что я хочу сказать.

 

БЕРИ ЛИНЕЙКУ, ЧЕРТИ МАКЕТЫ!

Рассказывает Марат Гаджиев, заместитель главного редактора по спецпроектам газеты «Молодежь Дагестана». Работает в редакции с 1996 года.

– Сегодня как-то принято вспоминать 90-е годы, уже и дети наши выросли, а мы все приводим себя в пример, как мы тогда выживали. Может, и требуется такое в качестве назидания в надежде, что подобное больше не повторится.

В начале 90-х я окончил Дагестанский политехнический институт по специальности конструктор-технолог радиоэлектронной аппаратуры. Заводов к этому времени почти не осталось, радиоэлектронная промышленность развалилась. Я работал в художественной мастерской, расписывал фарфор, поскольку с детства увлекался рисованием.

Однажды в нашей мастерской появился Камиль Камилов, который в то время был ответственным секретарем в газете «Молодежь Дагестана». Он между делом сообщил, что ищет себе замену, человека, умеющего макетировать и знающего художественное оформление газеты.

Я сидел и слушал его «одним ухом», потом подумал: только что женился, денег в семье не хватало, а пойду-ка я попробую!

Пришел в редакцию и увидел в коридоре Гаджи Ахмедовича (Абашилова. – Прим. «МИ»), который твердой энергичной походкой, стуча каблуками, вот так – ту-тук, ходил, прижимая к уху больших размеров мобильный телефон, и громко говорил то по-английски, то по-русски.

Нет, подумал я, здесь работать не буду, такая обстановка меня напрягает.

Я был не слишком публичным человеком, художественный мир, он другой, даже несколько закрытый.

А здесь нужно быть коммуникабельным, выстраивать отношения с людьми…

То, что во мне сегодня есть публичность, – это заслуга Гаджи Абашилова.

Руководителем он был жестким, требовательным, даже авторитарным.

Прекрасно разбирался в психологии, видел сразу, на что человек способен, какую работу ему поручить.

Так, работавший в те годы Ильяс Ахмедов привел Альберта Мехтиханова как талантливого журналиста. Абашилов сразу назначил его редактором отдела политики и информации.

Я работал художественным редактором, иллюстрировал рубрики, рассказики, ни во что не вникал. Закончив работу, относил все ответсекретарю.

Однажды Гаджи Ахмедович буквально ворвался в мой кабинет, был он несколько раздраженным и говорит: «Где Камиль (ответсекретарь)?» Я отвечаю, мол, не знаю, не видел… Тогда редактор заявляет мне: «Бери линейку, черти макеты, будешь ответсекретарем».

Так на меня свалилась административная работа.

Писать я начал тоже странным образом. Я познакомился с очень интересным человеком – Магомедом Бутаевым. Это известный журналист, сопредседатель Союза журналистов СССР.

Вдруг я понял, что должен о нем написать, так и вышел мой первый очерк.

Я приобрел уверенность, понял, что могу писать. Очень благодарен тогдашнему редактору-стилисту Ольге Багировой, которая нас, молодых журналистов, опекала, как мама. Она была мудрой женщиной, понимала, как сохранить авторский стиль и выправить деликатно написанное.

В то время не было профессиональных журналистских кадров, в прессе работали люди разных специальностей, но было другое – творческая составляющая, романтика, которая шла из нашего детства.

 

ЛУЧЕЗАРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Рассказывает Светлана Омарова, ответственный секретарь газеты «Молодежь Дагестана». Работает в редакции с 1994 года.

– Я окончила филфак ДГУ и работала в детском саду. Ушла в декрет, родила ребенка, а за это время детсад закрыли, все имущество распродали. Я осталась без работы. Спасибо, добрые люди подсказали, что газете «Молодежь Дагестана» нужен корректор. Я ничего не знала об этой работе, слышала, что нужно исправлять чужие ошибки.

Пришла, зашла в кабинет главного редактора. Гаджи Абашилов без всяких связей, знакомств, меня, человека с улицы, принял на работу. Это был лучезарный человек, хорошо разбирался в людях и понимал их.

Всегда давал возможность реализовать себя, повысить квалификацию, изменить статус.

Время было тяжелое, разруха, беспросвет. Почти полное отсутствие финансирования. Гаджи Ахмедович смог перестроиться, находил средства, чтобы платить нам зарплату, подключал друзей, брал кредиты.

Работали у нас знаковые личности, газета «гремела», это Мурад Доного, Ильяс Ахмедов, Тимур Абдуллаев, Эльмира Кожаева и много еще талантливых ребят.

Я прошла через несколько должностей: корректор, корреспондент,, редактор социального отдела, зам. ответсекретаря, последние 3 года – ответсекретарь. Рада, что работать пришлось под руководством династии Абашиловых, это добрые, порядочные люди, а энергетика руководителя всегда определяет внутреннюю атмосферу коллектива.

 

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам