На прошлой неделе дагестанцы вновь оказались в плену «сетевого» скандала. Жители Страны гор, привыкшие, доказывая правоту своего мнения, выяснять отношения в социальных сетях так, словно борьба идет не на жизнь, а на смерть, на этот раз побили все возможные для себя рекорды… по числу виртуальных оскорблений, проклятий и обвинений…
Только-только обитатели социальных сетей успели остыть после бурных «диванных» дискуссий по поводу фестиваля красок, фильма «Мухаммад» и необходимости убить соплеменника, якобы сменившего пол и вышедшего замуж за своего возлюбленного из Кабардино-Балкарии. Но очередной удар по святая-святых – дагестанскому ях-намусу – не заставил себя долго ждать. На этот раз испытанием, ниспосланным не свыше, но «врагами горского менталитета», стал защитник сексменьшинств, приехавший в Махачкалу рассказать, что «ненавидеть геев – антинаучное заблуждение».
СКОРО НАЧНЕТСЯ «МЯСО»…
На минувшей неделе прогулялся по дагестанской столице с таким плакатом видеоблогер SiberianGuyRu – Александр Сидоров из Томска.
30 ноября на своем канале в YouTubе он выложил видео, назвав его «Автопробег смерти. Махачкала. Милый гомофобный рай». На записи, запечатлена хронология событий.
Молодой человек, по всей видимости, только сошедший с поезда, сразу снял себя на фоне памятника Махачу Дахадаеву, попутно комментируя: «Золотой конь. Почему бы и нет». Дальше блогер гуляет у моря, рассуждая: «Я сразу влюбился в это место. Я не могу это объяснить. Я ожидал, что мне оно будет не нравиться, что я буду его ненавидеть, оно дикое, невежественное… но… есть в нем что-то… Я не знаю. Все пишут комментарии, как меня убьют за мой научный подход к гомофобии. Черт, ну и пусть! Неспроста говорят: «Увидеть Кавказ и умереть». В любом случае, я верю в лучшее». Потом нетипичный сибиряк нежится на солнце в махачкалинском парке, делясь на камеру своими ощущениями: «Зеленая трава. Зимой. В России. Я прожил в России всю жизнь и ни разу такое не видел. Такое необычное чувство. Будто за границу куда-то вырвался. Для этого нужно забраться очень глубоко на юг, что я, собственно, и сделал. Скоро начнется «мясо»: мне начнут угрожать, бить, а пока я просто наслаждаюсь этим местом. Мне нравится».
«МЯСО» НАЧАЛОСЬ
Немного пожаловавшись на то, что Махачкала – единственный город, где ему пришлось остановиться в гостинице (в остальных городах у него находились единомышленники, предоставлявшие кров и свою помощь в организации лекций и пикетов на вышеобозначенную тему), блогер вышел в город с плакатом и камерой на груди. Реакция махачкалинцев оказалась разной: «быковатые» подростки, решившие выяснить отношения с туземцем и получить ответ на свои вопросы: «Ты гей что ли?», «Ты гей, да?», «В смысле ты гей? Скажи»; мужчина, сконфузившись, выдавивший из себя: «Круто»; водитель белой приоры, спросивший пикетчика с табличкой: «Можно сфотографировать?»; двое мужчин, жующие фастфуд у махачкалинского вокзала: «Ты головой думай, б****! Тебя мать родила или кто, б****?!»… Но все закончилось «мясом», как SiberianGuy и анонсировал, – на проспекте Гамзатова неизвестные в черных масках избили одиночного пикетчика. На помощь пришли находившиеся неподалеку сотрудники ГИБДД, которых блогер обвинил в нерасторопности и в том, что дали лицам в масках сбежать.
СЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ МИКАИЛОВ
Пока Александр Сидоров вещал через видеообращение о нападении на него в Махачкале, рассказывая о том, что у него «болит душа и просто закончились моральные силы смотреть на эту бессмысленную ненависть, основанную на банальном невежестве», а федеральные и региональные российские СМИ пестрили новостями об этом инциденте (о случае с избиением блогера в Махачкале сразу же написали «Кавказ. Реалии», написали федеральные информресурсы: «Медуза», «Росбалт», «Лента.ру», телеканал «Дождь», радиостанция «Эхо Москвы», популярный томский канал ТВ 2 и многие другие. – Прим «МИ»), среди дагестанцев в соцсетях разразилась буря. Ее главным действующим лицом, не изменяя уже сложившейся традиции, стал консультант отдела духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания Министерства по делам молодежи РД Микаил Микаилов, написавший на своей странице в Facebook гневный пост. «Ну, наконец-то, хоть кто-то настиг эту су… И скулит тоже подобающим образом (на видео во время избиения. – Прим. «МИ»). Распространите это видео. Пусть каждый пи… увидит, что его ждет в Махачкале. Красавчики!! Кто это сделал, скиньте свои контакты в личку. Приду пожму руку!!!» – написал Микаилов, сопроводив пост хэштегами #мужчины и #репост (позднее эта запись была заблокирована администрацией Facebook по многочисленным жалобам пользователей. – Прим. «МИ»). Единомышленники Микаилова соглашались с ним, сетуя, что избить – это мало, надо было убить. Также были и те, кто задавался вопросом, почему Сидоров для проведения пикета в защиту сексменьшинств не провел, к примеру, в Грозном. И сами же на него отвечали – оттуда живым он точно не вернулся бы.
Другая часть, напротив, недоумевала, как госслужащий может позволять себе публичные призывы к насилию, ссылалась на федеральный закон о госслужбе.
… ВО ИМЯ НРАВСТВЕННОСТИ
Между тем, волна ненависти к заезжему сибирскому блогеру распространилась на всю социальную сеть. Обвинения в провокации, самопиаре, пропаганде однополой любви, призыву к «выпячиванию своей гомосексуальной похоти», сдобренные оскорблениями и нецензурной лексикой, появлялись сотнями в комментариях на Facebook.
«Ехать из Томска в Махачкалу, чтобы погулять с этим плакатом, зная, что это за город, – это явная попытка снискать себе дешевой популярности. Так зачем вопить потом, как девочка? Терпи уже, будь стойким, это ведь то, чего ты добивался», – написал журналист Джалал Бутаев.
«Никто и не говорит, что он умный. Жалко просто дурака. И бесит, что столько людей готовы его уничтожить за эту глупость. Я бы улыбнулась и мимо прошла, например. И уж не превратилась бы в гомосексуала от его вида, наверное. Но вы оправдываете публичное насилие. А некоторые министры (по всей видимости, имеется в виду известный сотрудник Минмолодежи РД. – Прим. «МИ») даже разжигают эту агрессию и призывают к ней. Это ненормально в цивилизованном обществе», – парировала пользовательница Natali Rami.
Люди, не согласные с тем, что дагестанский ях-намус нуждается в кулачной защите, указывали на то, в республике есть масса серьезных проблем, и все желающие почесать руки могут набрасываться на коррупционеров, взяточников, казнокрадов и отморозков, пристающих к девушкам на улицах, а не на парня с плакатом.
На защиту блогера, а точнее против считающих, что «правильно избили», встала журналист Светлана Анохина. После долгих дискуссий Анохина выложила в соцсети свою фотографию с аналогичным плакатом, подписав ее следующим текстом: «Да, текст мне кажется туповатым, акция Саши малоэффективной и крайне сомнительной, но я так ненавижу наших идиотов с их идиотскими пи**лями во имя нравственности», что не только с плакатиком сфоткаюсь, но и значок себе такой закажу».
Стоит отметить, что видео комментировали не только дагестанцы, но и жители других регионов России, в частности земляки Александра Сидорова из Сибири. Среди одобрительных комментариев, в которых они называли Сидорова «бесстрашным воином науки и просветителем», а кавказцев – быдлом, которое в очередной раз продемонстрировало всей стране свою дикость, были и негативные. Не одобрившие акцию блогера писали о том, куда катится Россия, и если избили – то правильно.
КОНСТРУКТИВА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Нам удалось связаться с человеком, дискуссии по которому в дагестанском сегменте социальных сетей не утихают уже целую неделю. В телефонном разговоре с корреспондентом «МИ» Александр Сидоров, который находится в настоящее время в Москве, прокомментировал историю, связанную с одиночным пикетом в Махачкале и его последствиями:
– С этой акцией я приехал не только в Махачкалу. Я проехал всю Россию от Владивостока. Выступал в городах с лекциями, общался с людьми на улицах в рамках этого одиночного пикета. Я занимаюсь популяризацией науки в этой области. Люди могут ознакомиться в Интернете с моей лекцией «Гомофобия как антинаучное заблуждение». Пытаюсь продвигать эту идею в массы.
У меня были некоторые сомнения насчет Кавказа, но, проехав всю Россию, мне казалось, что… Вернее, я видел своими глазами, что люди адекватно воспринимают эту информацию, кто-то заинтересовывается, кто-то нет, но бить никто не собирался. И вот у меня была маленькая надежда, что удастся донести научный контекст в этой теме и удастся его хоть немного развить на Кавказе и кого-то заинтересовать. У меня были цели исключительно конструктивные. Я понимал, что есть риски, безусловно. Но у меня была надежда, что… Я верю в человечество. Видимо, слишком сильно.
«МИ»: То есть избиение в Махачкале – это первая подобная реакция на ваш пикет?
– Да. Бывали разговоры на повышенных тонах буквально пару раз, но ничего подобного даже близко, конечно, не было.
«МИ»: Дагестанцы апеллируют к тому, что вы не посмели провести этот пикет в Чечне или Ингушетии, потому что знали, что вас может там ждать. И считают, что в Дагестане для вас все еще хорошо закончилось. Почему вы не провели подобную акцию в других республиках Северного Кавказа?
– Есть еще разговоры, что это была провокация. Это связанные вещи. Я совершенно искренне говорю, что у меня были исключительно конструктивные цели. Если б моей целью была провокация, я бы поехал сразу на Кавказ, а я проехал всю Россию, причем я это делаю уже второй год. То есть я очень плотно занимаюсь этой темой. И то, что такие вещи кого-то провоцируют, мне кажется, это вопрос к людям, которых это провоцирует.
Для чего я приехал именно в Махачкалу? У меня была идея приехать на Кавказ. И в качестве первой точки я выбрал, как мне казалось (и наверное, это все-таки действительно правда), самый цивилизованный город в этой области. Я не до конца понимал, чего ожидать. Подобные вещи здесь в общем-то не делали. Поэтому у меня была цель поехать, посмотреть, смогу ли я хоть в какой-то степени конструктивно это донести, может, договориться о лекции.
Цивильно все это обозначить. Приехав в Махачкалу, я хотел посмотреть, есть ли смысл ехать дальше на Кавказ. После произошедшего я понимаю, что конструктивного диалога не получится. Не будет диалога в научном или околонаучном контексте. Будем очередное избиение. Поэтому в другие регионы Кавказа я не поехал.
«МИ»: Для чего нужен этот конструктивный диалог? Для снижения градуса гомофобии в стране или..? Какая конечная цель?
– Конечно. Это ж не просто ненависть. Людей из-за этого убивают. Причем, на Кавказе. Именно это одна из причин, почему я поехал именно на Кавказ. Пока ехал по России, общаясь с людьми, я слышал столько историй от реальных жертв гомофобии, которых ненавидят даже их родственники.
«МИ»: То есть вас никто не приглашал сюда, не организовывал ваш приезд? Потому что многие считают, что вас явно кто-то пригласил…
– Это все происходило за мой счет, по моей инициативе. Никто мой приезд не организовывал. Я даже не сотрудник каких-то российских ЛГБТ-организаций. Это просто мое хобби, которое переросло в нечто большее. Моя конечная цель – организовать в России первую масштабную образовательную кампанию именно в этой области. Просто ее никогда не было, и это приводит к большой ненависти с вытекающими печальными последствиями. Я к этой цели двигаюсь, может, где-то не очень удачно, где-то перегибая палку, безусловно, где-то ошибаясь. Но стараюсь делать то, что в моих силах. Пишут, что я приехал на Кавказ и провоцирую махачкалинцев. Это смешно.
«МИ»: После инцидента в Дагестане, приедете когда-нибудь еще раз в Махачкалу просто, как турист?
– Во мне сейчас смешанные чувства. Во-первых, я приехал из Сибири, где минус 30, а попал в Махачкалу: солнце, плюсовая температура, море и зеленая трава. Конечно, мне понравилось в городе. Я бы с удовольствием съездил в горы. Тем более в теплое время года. Но сейчас я же прекрасно понимаю, что здесь люди, которые не очень конструктивно смотрят на мою деятельность. В ближайшее время, наверное, все-таки нет смысла ехать в Дагестан. Хотя теоретически, через какое-то время, я не стал бы этого исключать.
«МИ»: По поводу вашего обращения в правоохранительные органы. В своем видеоблоге вы говорили о том, что полиция не стала искать людей, напавших на вас. Чем закончилось разбирательство?
– Я сейчас в Москве. Мы будем подавать заявление в Генеральную прокуратуру РФ. Оно готовится. Этим занимается юрист. Если не будет какой-то конструктивной реакции от генпрокуратуры, мы будем обращаться в другие инстанции, вплоть до Европейского суда по правам человека.
P.S. ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ УДАЛАСЬ
Несмотря на заверения блогера, что его одиночный пикет не был провокацией, он все же ею стал, столкнув лбами дагестанцев, которые, как оказалось, абсолютно нетерпимы к чужому мнению. Еще несколько таких «пикетов» – и республика может просто не выдержать, надолго увязнув в виртуальной гражданской войне.
Бэла Боярова