Махачкала – город, который многие россияне и гости из-за рубежа называют не иначе как столицей транспортного хаоса. Приезжие, шокированные зрелищем, творящимся на городских автомагистралях, недоумевают: как в этом апогее дорожно-транспортного беспредела можно ездить, не попадая каждые полминуты в ДТП?
ДОРОЖНАЯ БРАВАДА
Таланту и изворотливости дагестанского водителя можно, конечно, позавидовать. Однако разговоры о поведении жителей республики на дорогах перестают быть предметом шуток, когда дорожное супермэнство оборачивается гибелью людей.
О том, что в Махачкале есть свои «шумахеры», привыкшие «летать» по городу на высоких скоростях, известно уже давно. Молодые люди, «обремененные» дорогими автомобилями и пониманием своей безнаказанности, со свистом «сверлят» Университетскую площадь, извиваясь и наворачивая круги у главного корпуса ДГУ. Устраивают ночные гонки по махачкалинским улицам и новой каспийской трассе. С распространением социальных сетей, появлением всевозможных групп, пабликов, информресурсов и мессенджеров, дагестанская общественность все чаще стала узнавать о последствиях этой высокоскоростной езды. То и дело в Интернете появляются фотографии жертв, виновников и груды искареженного металла с подписями: «Устроил гонки» или «Мчался по встречке на высокой скорости».
Из последних – ДТП на ул. Батырая и в Редукторном поселке. В обоих случаях виной стала высокоскоростная бравада на дорогах. На снимке последнего инцидента, произошедшего 11 декабря в Редукторном поселке Махачкалы, где столкнулись «Тойота-Камри» и ВАЗ-2114, – снесенный фонарный столб и линия электропередач. «Ночные гонки на Редукторном закончились аварией», – подписал фотографию ресурс Forum-dag.ru.
ПРЕРОГАТИВА ПРАВООХРАНИТЕЛЕЙ
Начальник Управления общественной безопасности и противодействия коррупции администрации г. Махачкалы Шейхрагим Рагимов, комментируя проблему, отмечает, что мэрия города периодически поднимает этот вопрос на совещаниях и заседаниях АТК, проводятся разъяснительные и профилактические мероприятия. Однако практическое решение этого вопроса находится в руках ГИБДД.
«Вопросы ДТП и профилактики для нас остаются актуальными и они постоянно поднимаются. Эта тема обсуждалась нами также и на заседании антитеррористической комиссии. Кроме этого, у нас есть специальные площадки, где мы проводим агитационную работу совместно с городским ГИБДД и специалистами образовательных учреждений (вузов, колледжей, училищ и школ) по воспитательной работе. Делаем все, что может способствовать повышению культуры пешеходов и снижения уровня детского и подросткового травматизма на дорогах.
Что касается высокоскоростной езды по ночным улицам, данный вопрос был поставлен перед правоохранительными органами, так как именно в их полномочия входит фиксация подобных нарушений и последующая квалификация, вплоть до применения уголовной практики в зависимости от причиненного ущерба.
Также сотрудники ГИБДД доставляют нарушителей в соответствующие подразделения для бесед и вычисления организаторов этих гонок. Пока в основном эти гонки имеют стихийный характер, без какой-то организации и людей, специально занимающихся этим», – отмечает Рагимов.
15 ФОТОФИКСАТОРОВ НА ГОРОД
Горожане могут задаться вопросом, почему запрещенная в городе высокоскоростная езда не пресекается, когда существует ГИБДД, дорожные патрули, камеры, фотофиксаторы и другие блага цивилизованного мира, позволяющие легко вычислить нарушителя и заставить отвечать за содеянное. Но дело в том, что по всей Махачкале установлено лишь 15 фотофиксаторов, которые, по словам заместителя начальника Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Андрея Гусейнова, установлены даже не на всех центральных улицах города.
«К сожалению, камеры фотофиксации у нас в городе установлены только на 15-ти рубежах. К примеру, на проспекте Имама Шамиля (на трех перекрестках) и на Коркмасова (на двух перекрестках). Но на улицах Гагарина и Ярагского, где автовладельцы также устраивают ночную езду на высокой скорости, нет фотофиксаторов. Есть камеры видеонаблюдения, но по ним штрафы не выписывают. Мы обращаем на это внимание городской и республиканской служб ГИБДД, чтобы они усиливали на этих улицах наряды, особенно по ночам. Но… на 2-3 дня при усиленном контроле высокоскоростная езда нарушителями прекращается, а через неделю снова начинают…
Думаю, в следующем году фотофиксаторов станет больше. Возможно, их количество увеличат до 70. Штрафы пошли в бюджет республики, есть инвестор, готовый в это вкладывать», – рассказывает Гусейнов.
ОТ КАМЕР – НИКАКОГО ТОЛКА
Начальник ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале Курбан Шугаибов в комментарии «МИ» подчеркивает, что система «Безопасный город», по которой в Махачкале установлены камеры видеонаблюдения, на сегодняшний день не приносит никакой пользы. И объясняет почему.
«Я неоднократно поднимал этот вопрос, в том числе и в администрации города. Есть федеральная программа «Безопасный город», в целях ее реализации в Махачкале установлено 92 камеры видеонаблюдения, из них в якобы рабочем состоянии только 63, но от того, что они работают, никакой пользы для города и помощи нам я не вижу. Ни для раскрытия преступлений, ни для наведения порядка. Потому что архивации этих записей нет. То есть на них ничего нет! Оборудование 2008 года давно устарело и требует полной замены. Думаю, все это должно делаться на правительственном уровне за счет республиканского бюджета.
Наверняка все помнят резонансный случай, произошедший в Махачкале в сентябре этого года, когда водитель пассажирской «Газели» изнасиловал несовершеннолетнюю девочку, возвращавшуюся из школы. Раскрыть преступление удалось только благодаря записи с камеры видеонаблюдения магазина индивидуального предпринимателя. Да, у нас есть 15 камер для фотофиксации и они прекрасно работают. Но это очень мало. Махачкале нужно хотя бы 90. Мы неоднократно обращались, чтобы их число увеличили, особенно в очагах высокой аварийности. Вопросов и предложений очень много, но решений пока нет. Отсюда и дисциплина водителей. Они знают, что камеры в городе ничего не фиксируют», – делает вывод начальник городского отдела ГИБДД.
«Любителей гонок в Махачкале очень много, – рассказывает собеседник «МИ», – особенно среди так называемой «золотой» молодежи, которая ведет другой образ жизни: днем спят, вечером просыпаются. У них вообще режим другой. Ездят на своих дорогих спортивных автомашинах, у которых объем двигателя очень большой, поэтому и начинают путать загородные шоссе и улицы города с трассами для гонок.
Работа с ними ведется. Неоднократно показывали и по средствам массовой информации. Постоянно попадаются одни и те же нарушители, одни и те же машины. На основании статьи 21 КоАП доставляем их в отдел полиции за мелкое хулиганство. Там предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей или ограничение свободы до 15 суток. Но практика показывает, что мы их задерживаем, а они оставляют штраф 500 рублей и уходят».
Предусмотрены ли какие-то другие меры? В случае, если водитель машины едет на высокой скорости и после неоднократных требований сотрудников дорожного патруля не останавливает свое транспортное средство, представители ДПС имеют право произвести выстрелы по колесам автомобиля нарушителя. Но с оговоркой: если создана реальная угроза жизни и здоровью людей, а также получено разрешение дежурной части, куда и должен сначала сообщить сотрудник. На сегодняшний день в Махачкале нет проблем с задержанием транспортного средства, отмечает Шугаибов. В городе много нарядов ДПС, работают выездные посты.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ
Помимо любителей гонок, в Махачкале есть и другая, не менее серьезная, проблема – общая культура вождения, которая сегодня продолжает оставаться на низком уровне, отмечает Курбан Шугаибов. Водители не уступают пешеходам, а последние умудряются сами создавать для себя угрозу. Но, несмотря на это, в 2016 году в Махачкале наблюдается положительная динамика сокращения числа ДТП, а также погибших и раненых в их результате.
По словам начальника ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале Курбана Шугаибова, в 2015 году в столице Дагестана было зарегистрировано 355 ДТП, в 2016 году – 295 (сравнивается отчетный период – 11 месяцев): идет снижение на 17%. В 2015 году в результате ДТП погибло 43 человека, в текущем году – 20 человек: снижение на 53%. В 2015 году в ДТП было ранено 434 человека, в этом году – 427: снижение на 2%.
Отдельная статистика ведется по детской смертности и травматизму.
За 11 месяцев текущего года в Махачкале зарегистрировано 40 автомобильно-транспортных происшествий с участием детей до 18 лет. В результате один ребенок погиб, 42 получили ранения. В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано 67 ДТП, 3 ребенка погибло, 66 получили ранения. Идет снижение по всем показателям.
Положительную динамику наш собеседник, к сожалению, связывает не с повышением уровня самодисциплины водителей или улучшением дорожной инфраструктуры, а с масштабной просветительско-профилактической работой, проведенной сотрудниками ГИБДД совместно с Управлением образования города Махачкалы.
Однако парадоксально то, что, несмотря на положительную динамику по числу ДТП, их жертвам и пострадавшим, другие показатели – нарушений ПДД – только растут.
За 11 месяцев текущего года в Махачкале составлено 176 тысяч протоколов. За езду в нетрезвом состоянии в этом году зарегистрировано на 307 нарушений больше, чем за прошлый год. Без водительского удостоверения управляли транспортным средством 1016 человек, что на 110 человек больше, чем в 2015 году. За выезд на полосу встречного движения в 2016 году составлено на 2 958 протоколов больше, чем в предыдущем.
Невыполнение требований дорожной разметки – на 4 тыс. протоколов больше. Среди пешеходов-нарушителей ПДД (на них составлены протоколы об административном правонарушении) в текущем году на 476 человек больше. За тонирование стекол в прошлом году в Махачкале было составлено 22 тысячи протоколов. В этом году – 27 тысяч. И т.д.
«Дисциплина у нас на низком уровне. Нарушают все: и водители, и пешеходы», – резюмирует начальник городского отдела ГИБДД.
ДЕНЕГ НА БЕЗОПАСНОСТЬ – НЕТ
Тема общественного контроля безопасности дорожного движения обсуждалась на минувшей неделе на круглом столе, инициированном активистами ОНФ в Дагестане. Эксперты говорили о неутешительной статистике, несмотря на то, что число ДТП и их жертв в этом году не только в Махачкале, но и в целом по республике меньше в сравнении с предыдущим. Так, с января по октябрь 2016 года в Дагестане было совершено 1 283 ДТП, в результате 375 человек погибло, 28 из них – дети (по данным УГИБДД по РД в результате дорожно-транспортного происшествия в декабре текущего года погиб еще один ребенок. – Прим. «МИ»).
Член исполкома дагестанского регионального штаба ОНФ Татьяна Рассохина назвала эту цифру внушительной и поинтересовалась, какие меры предпринимаются в республике для решения этой проблемы.
Как оказалось, проблема безопасности на дорогах, как и многие другие проблемы республики, упирается в деньги, а точнее в их отсутствие.
По словам заместителя начальника Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства, начальника отдела организации и обеспечения безопасного дорожного движения администрации г. Махачкалы Ахмади Рамазанова, установка одного светофорного объекта (включая пешеходные заграждения, размету, создание искусственной неровности, «гильзовку» улицы и т.д.) стоит около 700 тысяч рублей. В 2016 году на создание и поддержание объектов безопасности дорожного движения в Махачкале предусматривалось финансирование в размере 20 миллионов 600 тысяч рублей (12 млн 600 тыс. – из городского бюджета и около 8 миллионов – из республиканского). В результате деньги не выделялись вовсе.
Вместо P.S.
Несмотря на постоянные разговоры о необходимости соблюдения элементарных правил безопасности на дорогах, дагестанцев не учат даже «грабли». В конце прошлой недели в Махачкале автомобиль «Лада Приора», не справившись с управлением, угодил прямо в канал Октябрьской революции. В начале текущей недели дагестанская столица снова не обошлась без громкого дорожно-транспортного происшествия – в ночь с 19 на 20 декабря водитель автомобиля сбил на дороге девушку.
Бэла БОЯРОВА