Муса Мусаев: «Я пришел сюда заниматься городским хозяйством»

 ЧТО СДЕЛАНО?

Расул Хайбуллаев: Начиная интервью, хотелось бы в первую очередь узнать о планах на предстоящий год. Какие глобальные для города решения планируется предпринять?

– Прежде, чем говорить о планах на следующий год, нужно сказать о результатах, которых мы достигли в итоге уходящего года.

Я уже неоднократно говорил о том, что начало моей работы главой города Махачкалы началось с того, что у администрации, кроме миллиардных долгов и арестованных счетов, ничего не было. С этого мы и начинали нашу работу. За 2016 год нам удалось сделать колоссальный объем работы.

26 мая 2016 года, вы знаете, мы утвердили Генеральный план Махачкалы. Без него город осуществлял хаотическую застройку. Застроили все и вся в нарушение всех правил землепользования и Градостроительного кодекса. Мы утвердили новый План застройки и землепользования, схему комплексного развития коммунальной инфраструктуры, схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Это все документы территориального планирования, которые необходимы для участия в каких-либо целевых программах на территории Российской Федерации.

Не было абсолютно ни одного документа! Это титанический труд – сделать за семь месяцев то, что не было сделано за десятилетие. Это огромная работа коллектива, каждого руководителя, несущего ответственность в своей сфере.

Что сделано на сегодняшний день? Мы привели в порядок мост у «1000 мелочей». Провели дренирование, сделали еще один слой асфальтового покрытия, осветили мост, отмыли и покрасили. Двадцать лет этого никто не делал. Улучшили транспортную логистику на проспекте Петра I. Сейчас там нет пробок. От Петра I по Гамзатова до «Детского мира»: абсолютно новые осветительные приборы, новые столбы, знаки. Расширена вся дорога на 3,5 метра. Выложена новая, современная плитка, приведен в порядок фасад здания Дома быта. В землю уложено более двухсот проводов, которые паутиной там висели.

Обратите внимание на Родопский бульвар. Он не был парком, потому что в парке не бывает 90 «камазов» мусора, которые мы оттуда вывезли. Восстановили 270 ламп, привели в порядок тротуарную плитку, поставили новые скамейки, урны, установили беседку.

Въезд на городской пляж. Мы заглубили его на полтора метра, и сегодня туда может заехать скорая помощь, пожарная машина, техника МЧС. Раньше это было невозможно. Отделали натуральным камнем. Опустили трубы (там была скала). Трехсотая труба канализации шла прямо на городской пляж. Более 15 лет все фекалии текли туда.

Посмотрите на аллею, которую мы сделали в Редукторном поселке. Там было почти 18 незаконных объектов. Из них 13 мы снесли. Вывезли оттуда больше 300 «камазов» строительного и бытового мусора. Это центр города, территория, на которую никто никогда не обращал внимания.

Проспект Акушинского. И там мы сделали сквер. Расширили проезжую часть у Цумадинского рынка, привели в порядок территорию на Абубакарова у памятника Азизу Алиеву. Вся «инженерка» опущена в землю, в гильзы. Расширена дорога, уложено новое дорожное полотно. Это все делал город. Азербайджанцы сделали сам памятник и два фасада здания. Зеленая зона, инженерные коммуникации, водоотведение и т.д. – все делали мы.

Троллейбусное кольцо на проспекте Имама Шамиля. Оттуда было вывезено очень много мусора. Улицу Североосетинскую полностью сделали. Газопроводную заасфальтировали – улицу, ведущую на Интернациональное кладбище. Там никогда не было дороги. Мы ее сделали. 50% дорожного полотна поменяли. Остальную половину пока не меняли только по причине того, что там необходимо провести мероприятия по водоотведению. Люди, живущие там, уже забывают, что жили в дачном обществе на окраине города.

Улицу Ушакова 30 лет никто не трогал. Сегодня там растут сосны, березы, деревья, которые мы привезли из Москвы. Сделали аллею, расширили дорожное полотно, асфальтировали, поменяли водопроводную систему. Сделан огромный объем работы.

Улица Горького. Расширили дорожное полотно, благоустроили. Там же хаос был всегда! Это я вам называю объекты только навскидку. А работ, которые мы делали и днем, и ночью в аварийном режиме, – их тысячи. Я вам скажу, у нас нет денег, чтобы заделать и 2% ям. На все мероприятия по содержанию, ремонту и реконструкции дорожного полотна у нас было всего 70 миллионов, 40 из которых взыскано судебными решениями. А вы знаете, что ремонт одной улицы Североосетинской – это 50 миллионов рублей?

Р.Х.: Откуда изыскиваете возможности?

– У нас государственно-частное партнерство. Пользуемся своим внутренним ресурсом. Нас 11 раз проверили за год. И сейчас идет комплексная проверка. Счетная палата России, Счетная палата республики, УБЭП СКФО, республиканский УБЭП, прокуратура… Я не знаю, кто нас еще не проверил. И все удивляются, как мы работаем, потому что денег на все эти мероприятия в бюджете нет.

Обратите внимание, как мы подготовились к осенне-зимнему периоду. На 25 дней раньше дали тепло. Такое когда-нибудь было в истории Махачкалы?

 

«ЧЕМ Я ЗЛОУПОТРЕБИЛ?»

Р.Х.: В прошлом номере газеты «Черновик» опубликована информация, где жители поселка Ленинкент выражали вам благодарность за 1,5 гектара земли, которую вы передали под контроль местного джамаата. Город что-то планирует строить на этом участке в следующем году?

– Прежде, чем выступать с критикой в адрес администрации города и обращаться к кому-то, критикующим нужно сначала посмотреть на документы, основываясь на которые люди совершают противоправные действия. На 90% это документы прошлых лет и 99% – документы, которые не соответствуют никаким законам Российской Федерации. Участки на самом деле имеют кадастровые номера, люди на самом деле имеют на руках право собственности, но основания получения ими земельного участка – это все предмет уголовных дел.

Мы сами надзираем, пресекаем, мы боремся. Наша задача – сохранить больше территории, передать общественности для того, чтобы они с нашей помощью могли развивать у себя парковые зоны, строить школы, детские сады, приводить поселковую территорию к уровню столицы республики.

Вокруг Махачкалы 14 поселков. Это около 120 тысяч людей, как минимум. Многие из них получили статус городских жителей благодаря дачной амнистии. Эти территории десятилетиями застраивались в нарушение всех норм землепользования и градостроительного плана. Жители поселков, став частью города, вспомнили о том, что нужны парковые зоны и т.д. Но мы сами являемся творцами наших проблем. Я нахожусь в должности главы города 1,5 года. Чем я злоупотребил? Я ни себе, ни детям, ни братьям, ни друзьям не позволил и одного процента того, что тут было до меня. А определенные силы, тратя огромные деньги, создают негативный фон, что администрация недееспособна. Более дееспособной администрации в таком финансовом положении никогда не было и не будет. С сегодняшним бюджетом разве можно работать главой в миллионном городе? У города не осталось ни одной ресурсоснабжающей организации. Для того, чтобы управлять городом, вся коммунальная инфраструктура должна быть в руках главы города. Тогда этот комплекс будет полностью выполнять задачи, поставленные руководством города. Сегодня Махачкалаводоканал, вы знаете, в каком состоянии, Горэлектросеть – частная компания, Махачкалагаз была частной, сейчас ее передали Газпрому, Махачкалатеплоэнерго – частная компания, клининговые компании (спецавтохозяйство) проданы и выведены из оборота города. Вот вам реалии. И два миллиарда рублей долгов.

Бэла Боярова: Мэрия Махачкалы начала активную работу по возвращению незаконно отчужденных земель в муниципальную собственность, идут судебные тяжбы по пресечению незаконного строительства. В частности, в декабре была информация, о которой сообщали даже федеральные информагентства, что судами удовлетворены более ста исков мэрии Махачкалы. Однако буквально на днях в группе на Facebook был опубликован пост со ссылкой на публичную кадастровую карту с комментарием: «И что бы там мэр ни говорил за лес, он уже продан». Речь идет об Эльтавском лесе, якобы полностью отданном под строительство частных и многоквартирных домов. Ваш комментарий…

– Я знаю одно, у нас есть определенная категория людей, которые ничего, кроме негатива, не видят. Нет ни одного документа по Эльтавскому лесу, который бы был подписан мной. Я подчеркиваю – ни одного.

 

«КУХОННЫЕ» РЕЙТИНГИ

Р.Х.: Вы, наверное, знаете о результатах исследования, посвященного деятельности мэров в 2016 году, которое подготовил Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». 88-е место мэра Махачкалы. Что это значит?

– Кто-нибудь, когда-нибудь слышал об этом рейтинге, до того, как я там занял 88-е место? Вы слышали? Вот я тоже не слышал. Эта вещь не стоит и выеденного яйца. Три человека сформировали его и определили рейтинг. Так же, как и премия «Человек года». По поводу этих рейтингов ко мне в год приходят по 20 человек: заплатите двести тысяч, сто тысяч – мы вас сделаем первым в рейтинге.

А вы слышали о рейтинге глав столиц субъектов СКФО? И я слышал. Там я уже полтора года занимаю первые места и только один месяц уступил мэру Грозного, когда там проходили мероприятия по инаугурации, дню рождения Рамзана Кадырова и юбилею чеченской столицы. Это официальный рейтинг, который был до меня и после меня будет. Возможно, тот «псевдорейтинг», о котором вы говорите, специально был создан, чтобы разместить там меня на последнем месте. Я очень сильно огорчу недоброжелателей – я нахожусь на первом месте в официальном рейтинге глав столичных городов СКФО.

Если я хочу что-то доказать, я доказываю это своими делами. У меня нет времени покупать себе имидж, как это делали здесь до меня. Если бы я за что-то заплатил, вот эта грязь сегодня была бы вокруг меня? Но мне это не нужно. Мне нужна реальная любовь своих горожан за тот труд, который я отдаю ради них и города.

 

ТОЛЬКО ХОЗЯЙСТВО. НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Р.Х.: Должность мэра Махачкалы в республике всегда считалась политической, по крайней мере, до 2013 года. Вы ощущаете себя политиком?

– Этот вопрос очень сложный. Политик у нас один – Рамазан Гаджимурадович (Абдулатипов. – Прим. «МИ»). Но сказать так и поставить на этом точку невозможно, потому что каждый день работы мэром – это десятки решений, которые так или иначе могут повлиять на какие-то политические стороны жизни. Я жесткий хозяйственник, который пришел сюда заниматься именно городским хозяйством и придерживаться той линии, которую определил мне Глава республики.

В пределах этих политических полномочий я обеспечу все и сделаю все так, как определил Глава республики. А в остальном должность мэра Махачкалы всегда рассматривали и рассматривают как политическую единицу для продвижения своих масштабных политических идей. В моем лице Махачкала как политический орган прекратила свое существование. Мы занимаемся только городским хозяйством и улучшением качества жизни наших горожан.

 

ПРОФИЦИТ – ЗВУЧИТ КРАСИВО

Б.Б.: На последней в этом году сессии Народного Собрания принят бюджет республики с профицитом более 4,5 миллиарда рублей. Стоит ли в связи с этим Махачкале ожидать каких-то позитивных изменений в ситуации с городским бюджетом?

– Сегодня сама экономическая ситуация в стране очень сложная, и республика тоже получила большой багаж наследия, не позволяющего нам развиваться в том темпе, в котором нам хотелось бы. Этот профицитный бюджет тоже обусловлен определенными задачами, поставленными Министерством финансов Российской Федерации для того, чтобы обеспечить погашение кредита. Для людей слова о профиците, может, звучат красиво, а на самом деле расходы бюджета Республики Дагестан загнаны в определенные параметры, за пределы которых не позволяет выйти финансовая система страны. Поэтому внутри этих существующих проблем Махачкала интегрирована в аналогичных ограничениях.

Вы что, думаете, в Махачкале живет 718 тысяч людей? Я могу сказать, что население города – 1,5 миллиона человек. Даже при миллионном населении бюджет Махачкалы формируется абсолютно в другой геометрической прогрессии. Сегодня бюджет Махачкалы с учетом территории, которую мы занимаем (более 40 тыс. гектаров), и живущего здесь населения, должен составлять 17 миллиардов рублей. Это минимум. Для обеспечения социальных гарантий и элементарного экономического развития города.

А что мы имеем сегодня? В этом году у нас было 70 миллионов на дороги, в следующем – 150 млн руб. Да, есть двукратный рост. Но что такое 150 миллионов на дороги огромного мегаполиса?

При поддержке Главы республики, когда я был еще министром строительства РД, мы проделали огромную работу для участия в федеральной целевой программе по развитию агломераций. Наша махачкалинско-каспийская агломерация заняла 8-е место среди всех участвующих субъектов РФ. Благодаря этой программе только Махачкала получит более 600 млн рублей на улучшение дорожной инфраструктуры. Будет обустройство светофорами, дорожными знаками, оградительными сооружениями. Произойдет значительное улучшение качества дорог. Мы проделали титанический труд, чтобы получить эти федеральные субсидии. Поэтому 2017 год будет годом развития.

 

Расул ХАЙБУЛЛАЕВ, Бэла БОЯРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам