«ПОЕЗЖАЙ В СВОЮ МАХАЧКАЛУ…»
– Загра, сегодня ты – депутат Кировского района, однако, насколько я знаю, политикой ты интересуешься очень давно. Расскажи, как все начиналось.
– В 2008 году я была студенткой ДГУНХ, и мой преподаватель по экономике Гамзат Муслимов (бывший руководитель «ДагПатриотЦентра» при Минмолодежи РД. – Прим. «МИ») стоял у истоков создания регионального отделения ВОО «Молодая гвардия» и часто звал нас, студентов, на митинги и различные мероприятия. Тогда организация была только создана, и я буквально втянулась в ее работу. Сначала мы просто ходили на митинги со всевозможными флажками. Потом начались образовательные форумы – «Кавказ – 2020», «Молодежная лидерская миротворческая сеть» и т.д. Кстати, тогда я впервые выиграла грант – 25 тысяч рублей, с помощью которого реализовала проект «Шахматы – путь к общению» в Школе-интернате для глухонемых детей в родном для меня Ленинкенте. Так я поняла, что с помощью политики и активной жизненной позиции можно быть кому-то полезной. В 2010 году по всей стране проходила масштабная избирательная кампания. Старшие коллеги посоветовали: «Подай документы. Для опыта пригодится, и я зарегистрировалась в качестве самовыдвиженца в депутаты сельского Собрания. Я подала документы в сельское Собрание села Карата Ахвахского района, где мне сказали: «Что ты приехала в Ахвахский район? Езжай в свою Махачкалу».
– Тогда почему выбрала именно Ахвахский район?
– У меня мама оттуда родом, а папа из Хунзахского района. На тот момент я для себя решила, что выдвигаться буду именно в Ахвахском районе. Да, может быть, это было, с одной стороны, авантюрой, а с другой – сложно, но я для себя так решила. И, знаешь, оглядываясь назад, могу сказать, что не прогадала. По итогам выборов я заняла последнее, 13-е место, а в сельское Собрание именно 13 человек и попадает. Я была там первой и единственной девушкой, вообще самым молодым депутатом в Дагестане (21 год на тот момент).
Сама предвыборная кампания была очень интересной: я ходила по домам своих односельчан вместе с тетей и агитировала их голосовать, хотя все происходило просто под предлогом чаепития. Тетя начинала рассказывать, какая я хорошая, как хочу стать депутатом, что я приехала из Махачкалы и меня надо поддержать. Конечно, когда я выиграла выборы, было много возмущений. Говорили, что я только приехала в район, а они сами там давно живут… Но простые ахвахцы меня поддержали, за что я им благодарна. Мне вообще кажется, что в районах выборы всегда проходят интереснее, чем в городе. В 2012 году я попала в президиум партии «Единая Россия», прошла бесконечное число форумов, несколько раз выигрывала гранты. В 2015 году закончился мой срок в Собрании депутатов Ахвахского района, и я стала депутатом Кировского районного Собрания, куда прошла по партийным спискам.
ТОЛЬКО ШАХМАТЫ
– Ты ведь еще и мастер ФИДЕ по шахматам. Почему тебя привлекают такие, казалось бы, совсем не женские занятия – политика, шахматы?
– Я скажу даже больше. Именно шахматы мне помогли заявить о себе в политике. Меня ведь представляли избирателям не просто как Загру Магомедову, а как мастера спорта, чемпионку Дагестана по шахматам. Мне кажется, люди думали: «Если она играет в шахматы, значит, она не глупая. Ей можно отдать свой голос». Мой папа – тренер по шахматам и с детства обучил меня этой игре. Я же хотела попробовать себя в разных направлениях, но папа был непреклонен. Сказал: «Выбирай одно». Я и выбрала шахматы. Возвращаясь к вопросу о неженских занятиях… В детстве я хотела стать президентом России. Я и сейчас не отказываюсь от этой мысли (смеется). А насчет того, что шахматы и политика не женское занятие – могу поспорить, да и история говорит об обратном.
– А в какой момент ты поняла, что политика – это то, чем ты хочешь заниматься основательно и надолго?
– С самого начала. Мне всегда были интересны совещания, круглые столы, нравилось высказывать свое мнение. Раньше, еще в Ахвахском районе, я думала, что как только стану депутатом другого уровня, сразу смогу решить все проблемы. Но не тут-то было. Политика – это большая работа, где нужно большое терпение, друзья-единомышленники и вера в то, что у тебя все получится. Пока своей работой я не совсем довольна. У нас много законопроектов слабого уровня, много поправок нужно вносить. Но мы работаем, не стоим на месте. Много негативного говорят о депутатах, но я могу сказать о представителях нашего, Кировского района, что все они болеют душой за свою работу. Я знаю депутатов, которые огромные средства тратят на благотворительность, а люди говорят: «Да все равно от этого нет толка…» Надо менять стереотипы в работе.
САМОЙ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШИТЬ
– Ну, так менять стереотипы нужно своей работой.
– Вот мне бывает приятно, когда проводишь субботник, а потом вдогонку слышишь, что мы хорошую работу проделали. Или когда ты сделал какую-то работу, которую мог и не сделать, потратил силы, время, деньги и помог людям – это ценно. Наверное, я где-то в душе волонтер. Надо стремиться к финансовой стабильности, чтобы иметь возможность помогать. Депутатство мне не приносит никаких денег, их я зарабатываю, ежедневно выходя на работу в ООО «Газпром трансгаз Махачкала».
– В прошлом году твое имя довольно часто мелькало в социальных сетях из-за ситуации в родном для тебя Ленинкенте – то ты рассказывала подписчикам о загрязненном КОРе, то, как депутат, пыталась разобраться в конфликте между жителями поселка. Удалось ли решить эти проблемы?
– Очень сложно лоббировать интересы Кировского района и своих избирателей, когда нет денег не только в Дагестане, но и по всей стране. Я знаю, что в центральных регионах те же проблемы. Самой все проблемы поселка не решить. Победу можно одержать только в том случае, если обращаешься в разные инстанции. У нас, например, мало транспорта, хотя Ленинкент – это огромный поселок. Сейчас мы добились того, что в поселок отправлено 4 микроавтобуса, но и этого мало. Здесь надо понимать, что и администрация города не всесильна.
ОПЫТ КОЛЛЕГ – В ПОМОЩЬ
– Люди ведь думают, что депутаты могут решить любые проблемы.
– Это неправда. Я опять же повторюсь: должно быть взаимодействие на всех уровнях! Нас спасет только командная работа. Есть депутаты, для которых эта должность – просто статус. Но я дружу с теми, кто действительно душой болеет за свое дело, у которых получается решать проблемы. Я часто общаюсь с коллегами федерального уровня. Проблемы у многих практически одинаковые, но там иногда находят совершенно нестандартные решения. К примеру, в Челябинске есть проект «Наш общий двор», где все детские площадки города были пронумерованы, после чего началось их благоустройство. Почему бы в Махачкале не сделать такое? Количественно посчитать, вывести все это на карту, посмотреть, сколько дворов и сколько детских площадок при них. Это хороший опыт, который и нам не помешает внедрить у себя. Или, к примеру, закон, запрещающий свободную продажу настойки боярышника. Возможно, для нас это не так актуально, но у нас есть спайс и насвай, аптечная наркомания, со всем этим мы должны бороться. Здесь опыт и принятые законы наших коллег могут нам помочь.
«Я РАВНЯЮСЬ НА МУЖЧИН»
– В последнее время в дагестанскую политику женщины идут довольно охотно. Как думаешь, с чем это связано и не влияет ли гендерный вопрос на твою работу?
– Это принципиальная позиция руководства республики. Если раньше лозунг «Молодежь и женщины – во власть» оставался просто лозунгом, то сейчас дело обстоит иначе. Есть стремление, чтобы во власти молодежи и женщин должно быть не менее 30%. Если раньше к женщинам в политике относились несерьезно (ведь всегда есть мужчина, который круче), то сейчас этот гендерный баланс пытаются соблюсти на всех уровнях. Вообще, благодаря этой политике я и попала в Кировское районное Собрание. Ясное дело, что сейчас есть депутаты, у которых опыта было намного больше. На каком-то этапе меня поддержали за мою активность. А насчет гендерного вопроса… мне наоборот мужчины-коллеги помогают и относятся с большим уважением. Если я высказываю свое мнение по какому-то аспекту, оно всегда воспринимается. Это правильно. Так и должно быть.
– Остается ли у тебя, при таком плотном графике, время на семью?
– Очень сложный вопрос, потому что в понимание идеальной матери, дочери и жены я не вписываюсь. Моему сыну 2,5 года, и я мечтаю, чтобы он продолжил мой путь и занимался шахматами. Это такой вид спорта, когда в 5 лет ребенок должен уже хорошо понимать шахматную систему. Я стараюсь уделять ему как можно больше времени, мне помогают родители.
– На каких женщин-политиков ты равняешься?
– Я равняюсь на мужчин (смеется). А из женщин-политиков мне сложно кого-то выделить.
– В ноябре прошлого года Хиллари Клинтон баллотировалась на пост президента США, Германию возглавляет канцлер Ангела Меркель, да и вообще, очень много стран, где главами государств становятся именно женщины. Нет ли у тебя планов на пост Главы Дагестана в будущем?
– Я же говорю, что в детстве мечтала стать президентом России. Но ты знаешь, я сейчас оглядываюсь назад и понимаю, что иду к своим целям семимильными шагами. Да и важен не столько статус, а скорее, возможности – кому-то помочь, сделать что-то лучшее для республики и страны.
Шуана МАГОМЕДОВА