Кардиохирург Асланбек Дубаев в интервью «МИ» рассказал о современном факторе развития сердечно-сосудистых болезней и новых инновационных тенденциях в их лечении.
– У вас труднопроизносимая специализация – эндоваскулярный хирург. Какими проблемами сердца вы занимаетесь?
– Инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, стабильная стенокардия, другие проблемы сосудистого бассейна – это стенозы почечных артерий, атеросклеротическое поражение магистральных сосудов, подвздошные артерии, артерии нижних конечностей. Кроме того, в нашей клинике мы достаточно успешно занимаемся эмболизацией маточных артерий при миомах у молодых женщин детородного возраста (малоинвазивное вмешательство, в ходе которого через прокол артерии на бедре в сосуд, питающий миому, вводятся эмболы – вещества, специального медицинского назначения, которые полностью прекращают кровоток в миоматозных узлах. – Прим. «МИ»). Это очень гуманные операции – органосохраняющие, без наркозов, без разрезов, выполняются буквально за 15-20 минут.
– Несмотря на молодой возраст – вам всего 34 года – у вас богатый послужной список. Вы получили образование за пределами республики – в Воронеже, работали там же, преподавали, имеете богатый опыт практики и стажировок в лучших клиниках Германии и Швейцарии, вы становились обладателем гранта по линии Сената Берлина. Еще в вашей профессиональной копилке много чего интересного – международная премия Всемирной академии медицины им. Альберта Швейцера, патенты, публикации в ведущих научных журналах России и Германии, владение немецким и английским языками, и т.д. Логичен вопрос: почему вы, имея такой багаж и перспективы, вернулись работать на родину?
– Потому что я очень люблю Дагестан. Все очень просто. Действительно, у меня были очень хорошие перспективы. Будучи студентом, частично обучение я прошел на базе клиники Шарите (Charite) в Германии и в Немецком кардиоцентре Берлина – это одна из самых известных клиник в Европе. На сегодняшний день можно сказать, что этот центр – пока ведущее учреждение по кардиохирургии в Европе. Начиная с 2007 года, я поэтапно проходил там практики, стажировки, некоторое время работал в оперблоке, в отделении, в реанимации. Получив определенный багаж знаний, я подумал, что их было бы полезно реализовать дома, поэтому и приехал. Потихонечку внедряем. Некоторые операции мы уже успешно делаем, но многое еще впереди.
«Я ЗАНИМАЮСЬ ТЕМ, В ЧЕМ РАЗБИРАЮСЬ»
– Есть такое мнение, что проблема российской медицины не в том, что нет хороших специалистов, а в том, что нет современных технологий и оборудования. Вы согласны с этой точкой зрения?
– Это вопрос больше к организаторам здравоохранения. Я практик. Как практик, я могу сказать: для того чтобы успешно лечить людей, важно и наличие оборудования, и наличие специалистов, и наличие лекарственного обеспечения, и т.д. Но чтобы говорить о проблемах здравоохранения нашей страны, этим нужно заниматься профессионально. Нужно понимать глубинные причины, а не просто рассуждать и говорить: «мое мнение…» или «я считаю…» Я занимаюсь тем, в чем разбираюсь, – лечу больных.
– В интернете писали, что на вашем счету уже более тысячи успешных операций на сердце.
– Нет. В моей специализации есть такое направление, как инвазивная диагностика. По линии инвазивной диагностики мы приближаемся к цифре около 1000. А если говорить об операциях, то на сегодняшний день я провел более двухсот успешных операций на сердце, также десятки операций, связанных с женским здоровьем. Для тысячи пока и времени прошло не так много – в этом центре я начал работать с сентября 2014 года.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В КАРДИОХИРУРГИИ
– Сегодня поддаются лечению сердечные болезни, которые еще 10 лет назад казались неизлечимыми…
– Кардиология – это очень бурно развивающееся направление в медицине, потому что оно тесно связано с технологическими процессами. Можно сказать, что новые разработки появляются ежемесячно. Да, действительно, за последние 15 лет новые технологии начали активно внедряться. К примеру, если 10-15 лет назад мы чаще выполняли открытые операции с разрезами грудной клетки, с остановкой сердца, с многочасовыми наркозами и т.д., то сегодня определенный процент операций (и он довольно немаленький) выполняется закрытым путем. Это операции на полчаса-час, без наркоза, без каких бы то ни было разрезов, с минимальной травмой для пациента. При этом методе очень быстро восстанавливается трудоспособность человека и он возвращается к привычной жизни. Конечно, современные технологии медицине очень помогают. Но здесь очень важен вопрос своевременности оказания этой помощи. У нас, к сожалению, с этим проблематично. Я не знаю, по каким причинам так происходит. Возможно, в связи с недостаточной информированностью… Чаще обращаются пациенты с запущенными случаями.
– Если не принимать во внимание диспансеризацию населения, которую граждане должны проходить в определенный период (многие, конечно, ее не проходят), как часто человек должен проверять сердце, чтобы предупредить или вовремя диагностировать и лечить болезнь?
– Диспансеризацию, конечно, нужно проходить. И лучше ее не обходить, а проходить, как следует. Вообще, конечно, людям после 40 лет нужно обращать внимание на сердце. На сегодняшний день, к сожалению, мы (не только мы, но и в целом по стране) фиксируем инфаркты в молодом возрасте – 39, 38 лет. Молодых людей привозят с инфарктом миокарда. А инфаркт – это уже пораженное сердце. Болезни сердца, к сожалению, молодеют.
О ДОВЕРИИ МЕЖДУ ПАЦИЕНТОМ И ВРАЧОМ…
– На интернет-ресурсе Prodoctorov.ru ваша пациентка оставила отзыв, написав, что выражает вам благодарность «за честность, доброту и отзывчивость». Также женщина написала, что ее очень удивило, что вы ей потом еще и позвонили, чтобы спросить о самочувствии. Для Дагестана это, мягко говоря, нетипичное отношение врача к пациенту. Насколько в лечении важен человеческий фактор?
– Если этот вопрос адресован ко мне, как к частному лицу, то мое личное мнение такое, что именно в нашем обществе, с нашим пониманием жизни, нашим менталитетом это очень важно. Эмоциональные моменты играют огромную роль, так же как и доверие между пациентом и врачом. Поэтому, я считаю, что это нормально. Если я оперирую человека, я несу за него ответственность, поэтому я должен знать, как у него дела через полгода, через год или через три месяца. Все индивидуально, в зависимости от того, какая была проведена операция и какие у меня есть тревоги по поводу возможных возникновений новых осложнений и других проблем. Я считаю, это нормальный процесс. Врач и пациент должны с улыбкой друг друга встречать и расставаться.
То, что я делаю, считаю, это мизер. Хотелось бы успеть гораздо больше. Когда я говорю «успеть», я не имею в виду заработать на «мерседес» или купить частный самолет, я хотел бы успеть сделать как можно больше для больных.
– Доктор Магомед Абдулхабиров. Вы, наверное, знаете его…
– Да, еще бы…
– Делая с ним интервью, мы его тоже спрашивали об этом. Теперь этот же вопрос задаем и вам. Есть много талантливых, успешных врачей-дагестанцев, которые известны и уважаемы в стране и за ее пределами. Почему у нас есть так много хороших врачей-дагестанцев и есть такая плохая дагестанская медицина?
– Это очень хороший вопрос, но, опять-таки, он больше к организаторам здравоохранения. У меня же есть определенные конкретные задачи. Есть область, в которой я компетентен, есть вещи, на которые я могу влиять и я стараюсь на них влиять, быть в этой области компетентным – так, как это необходимо на современном уровне: в Берлине, Париже, Вашингтоне… Неважно, где. Дагестанцы тоже заслуживают, чтобы их лечили так же, как лечат людей во всем мире. Японцев, немцев, американцев… И мы стараемся идти к этому. Вопрос, который вы задаете, очень сложный и глобальный. Поэтому на него простого ответа нет.
Досье «МИ»: Асланбек Аслудинович Дубаев родился 8 июня
В 2003 году с отличием окончил фельдшерское отделение Кизлярского медицинского училища (г. Кизляр). В
2009 – 2010 гг. – клиническая интернатура на кафедре госпитальной хирургии ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
В 2013-2014 гг. – врач-ординатор отделения рентгеноэндоваскулярной хирургии областной клинической больницы №1 г. Воронеж.
2008 – 2009 гг. – стипендиат правительства РФ.
2007 год – студент-практикант в больничном комплексе Шарите-Университетская медицина Берлина – клиника общей, висцеральной и трансплантхирургии, клиника кардиоваскулярной хирургии; Немецкий кардиоцентр Берлина (Германия).
Автор более 20 научных публикаций в ведущих журналах России и Германии. Автор двух патентов, участник всероссийских и международных конгрессов, конференций и мастер-классов. Владеет немецким и английским языками.
С 02.09.2014 – врач-эндоваскулярный хирург в Медицинском центре им. Р.П. Аскерханова.
Бэла БОЯРОВА