Очередной недород случился в конце XIX – начале XX века в центральной России, особенно пострадали Тульская и Тамбовская губернии.
Куда бежать бедолагам? На юг, к морю и солнцу. Так по Волге, по Каспийскому морю прибыли на остров Чечень в Дагестане крестьяне Кошечкины из Тамбовской губернии и Бутылкины из Тульской. Привезли с собой детей – Аню Кошечкину и Петра Бутылкина.
Это были родители Луки Петровича Бутылкина, отца Людмилы Клюевой, учительницы начальных классов в школе №1 города Каспийска.
ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ
– Дед и бабушка познакомились, уже живя на острове, – рассказывает Людмила Лукинична, – отец родился в 1917 году, ровесник революции. Маму, Марию Петровну, 18-ти лет отдали замуж из села Крайновка Кизлярского района. Так она стала островитянкой.
Село о.Чечень на одноименном острове входит в состав Кировского района города Махачкалы. Удивительное место, открытое всем ветрам, с песчаной почвой, где еле выживают чахлые растения, давшее приют всем сбежавшим по разным причинам из сел и городов огромной страны.
Рыба – спасение, удача, благополучная сытая жизнь для островитян. В те времена ее было много, всем хватало… Даже само название – Чечень у старообрядцев-киржачей, облюбовавших это место, означало «корзина с рыбой».
Песчаная сухая земля гостеприимно встречала и беглых крестьян, и ссыльных каторжан. Одно время здесь размещался лепрозорий (больница для прокаженных. – Прим. «МИ»). За ними и ухаживали старообрядцы.
Сегодня все по-другому: и рыбы мало, и люди уезжают на материк.
Покинула остров в свое время и Людмила Лукинична, хотя родилась здесь и любит вспоминать проведенные в Чечени годы молодости.
– Уклад жизни на острове был старорусский, чем-то даже былинный, – рассказывает она. – Деревянные беленые дома выстраивались «паровозиком», в рядок. На окнах – короткие белые занавески, резные ставни, в домах – горница, прихожая, сени, кухня.
По воскресеньям – золотое правило для каждой хозяйки: истопить печь, даже если жара на улице, и испечь пирог с рыбой. Дед, Петр Бутылкин, был рыбаком, а вот отцу, Луке Петровичу, это занятие было не по душе. Он был главным бухгалтером в существовавшем тогда рыболовецком колхозе «13-й год Октября». Когда его закрыли и объединили с сулакским колхозом им.Чапаева, отец почувствовал себя ненужным. Заболел, его парализовало, так пролежал 9 лет, пока не умер…
Интересная была жизнь на острове. Учились мы в деревянной школе №23, она была такая чистенькая, уютная. А клуб был из белого кирпича – центр притяжения молодежной жизни.
В клубе крутили кино, билет стоил 20 копеек, а до того – танцы. А еще – художественная самодеятельность, где блистали местные таланты. Я пела хорошо, знала весь репертуар Людмилы Зыкиной. Почему-то в голову не приходило стать певицей, выбрала раз и навсегда профессию учителя.
БУЙНАКСК
Что первично, а что вторично в нашем мире? Пусть об этом спорят философы. А мы знаем, что выбор профессии определяет жизненный путь человека.
Сначала нужно учиться, осваивать специальность, потом уже работать. Людмила Лукинична после 9-го класса отправилась в город Буйнакск поступать в Первое женское педагогическое училище. Сама, без родителей, с подружкой Татьяной Беловой.
– Интересно, что на вступительных экзаменах у нас прежде всего проверяли наличие слуха: предполагалось, что учитель начальных классов должен уметь петь и музицировать. У меня с этим проблем не было.
Потом нас поселили в общежитие, где в одной комнате проживали 18 девушек со всех концов Дагестана.
Скоро я стала заместителем секретаря комсомольской организации училища.
Буйнакск – красивый город, зеленый, тенистый. Но все равно тянуло в родные пески и ветра моего острова.
По окончании училища меня пригласили работать в Буйнакскую школу № 1, где я проходила практику. Но я решила твердо: только домой, на остров!
Оказалось, что в местной школе мест нет, пришлось идти работать в школу №21 поселка Сулак.
Директор, Шапи Магомедович Чупанов мне говорит: «Ты своя, дадим тебе самый тяжелый 4-й класс с переростками. Тут к нам приехали молодые учительницы из России, не будем их обижать, пусть работают в классах полегче и потихоньку привыкают».
И достался мне класс хулиганистый, где одному из ребят было уже 15 лет. А мне – 20, я маленькая, худенькая, а этот тип мне «глазки строит»…
Второгодники мешают вести урок, шумят, бумажками кидаются.
А поставишь им двойку, выйдешь со двора школы, так летят в меня камни. Хорошо, что до серьезных ранений не дошло.
Но я выдержала. Духом не пала. Выпустила свой 4-й класс, а мне говорят в школе, что экзамен я выдержала, и теперь для меня подберут хороший класс. А я стою на своем: хочу домой, на остров.
ВСТРЕЧА В АЭРОПОРТУ
Вернулась, наконец, к родителям. Директор школы Раиса Дмитриевна Храмова предложила так называемый комплект – 1-й и 3-й классы. Это когда на одном ряду сидят первоклашки, а на другом – третьеклассники. И нужно материал по очереди объяснять тем и другим.
Другая учительница таким же образом ведет 2-й и 4-й классы.
Пришлось ей преподавать со временем немецкий язык, математику в старших классах. Это когда преподаватель этих предметов, молодая женщина, вышла замуж и уехала в другой город. Сама занималась по ночам, учила язык и решала задачи, но выдержала, справилась. Говорит, что проверяющие из школы №4 Махачкалы, посещавшие ее уроки, были довольны.
А однажды случилась встреча, перевернувшая всю ее жизнь. Жил на острове парень, звали его Лука Клюев. Когда-то, еще в 6-м классе, даже вместе учились.
Когда он ушел в армию, его мама увезла всю семью в Ставропольский край. Дело в том, что ее муж утонул в море, когда Луке исполнилось 9 лет, она не хотела, чтобы дети жили рядом с Каспием.
Отслужил солдат, вернулся уже в станицу в Ставропольском крае, где жила семья. Погостил и решил съездить на остров проведать могилу отца, повидаться с друзьями, родными.
Надо же такому случиться, что в аэропорту встретился он с Людмилой Лукиничной, которая из отпуска возвращалась.
Прямо во время полета все закрутилось, завязалось. И уже через несколько дней он со своим дедушкой пришел ее сватать.
Поженились. И в 1971 году увез Лука Константинович молодую жену в Ставропольский край в станицу Краснокумскую.
В школе работы не нашлось, пришлось идти в детский сад, в ясельную группу.
– Мы жили на квартире, – рассказывает Людмила Лукинична, – своего жилья не было. Как-то летом я отправилась проведать свою маму на остров. А там встречает меня директор школы Галина Александровна Карпова : «Ты не хочешь вернуться назад, в Чечень?» Я говорю: «Конечно, хочу!» Уж очень мне не понравилось на Ставрополье: люди хмурые, неприветливые, солнца мало. Не то что у нас!
Посоветовалась с мужем, он тоже захотел вернуться, не прижился на чужбине.
А в то время на острове был испытательный полигон от филиала судостроительного завода «Волга» из города Горького (Нижний Новгород. – Прим. «МИ»). Сам филиал находился в Каспийске. Они испытывали суда на подводных крыльях, их еще называют глиссерами.
Лука Константинович устроился на полигоне сварщиком, я работала в школе. Здесь родился наш сын Анатолий.
Со временем с островом все-таки пришлось расстаться: мужа перевели по работе в Каспийск. От филиала предоставили квартиру. Я с 1984 года по сей день работаю в школе № 1 этого города.
КАСПИЙСК
Самая первая школа в Каспийске была построена в 1936 году, в прошлом году ее коллектив отметил 80-летний юбилей. Добротное 4-этажное здание, просторные классы, широкие коридоры.
Эти старые стены много видели на своем веку: во время войны здесь был госпиталь, потом интернат для мальчиков, вновь школой здание стало только в 1970 году.
Заслуженный учитель Республики Дагестан Людмила Лукинична Клюева обучает детей в начальных классах.
– Я уважаю людей и меня они уважают, – говорит она. – Я родилась в Дагестане и не понимаю тех, кто отсюда уезжает. Здесь люди относятся по-доброму друг к другу. Когда умер мой муж, сколько людей пришло ко мне с помощью и сочувствием! Здесь родились мои дети, живут мои внуки, похоронены родители… Я постоянно ощущаю на себе доброе внимание и поддержку. И соседи все какие-то родные, и родители учеников меня не забывают, даже если их дети у меня больше не учатся.
Люблю Дагестан, люблю слушать национальные песни, хотя слов не понимаю. А наше Каспийское море, как можно без него жить?
Наталья БУЧЕНКО