Фронтовик Василий Никифоров воевал на танке, приобретенном на свои средства
…Давно это было, еще до революции. Волгоградская область тогда называлась Областью Войска Донского, а сам город Волгоград – был Царицын.
Селились по берегам Волги казаки, заводили семьи, работали в поле, у каждой семьи – свое хозяйство: куры, гуси, коровы. Жили хуторами, это такие небольшие поселки, буквально на несколько семей.
Крепкой была семья казака Дмитрия Никифорова, он – хозяин в доме, супруга Евдокия, мудрая, хоть и малообразованная, занималась детьми.
И вот, в этой семье в 1911 году родился сын, которого назвали Василием, и на долю которого выпало столько невероятных событий, что обо всех не расскажешь.
ПЕРВАЯ БЕРЕЗОВКА
– Хутор, где родился Василий Дмитриевич, назывался Первая Березовка, – рассказывает Дмитрий Васильевич, его сын. – Он получил всего 5 классов образования, в Гражданскую войну был еще ребенком.
А вот его отец, мой дед, эту войну застал, ушел воевать казачьим сотником, вернулся домой израненным и умер в 45 лет.
Сам Дмитрий Васильевич всю жизнь прожил в Махачкале, работал на таможне, сейчас на пенсии. – Отца призвали в армию в 1933 году, – продолжает он рассказ, – там он получил специальность снайпера.
К тому времени его старший брат, Яков, погрузил свою семью на подводу и отвез в город Гудермес. 1930-е годы были неспокойными, казаков начали преследовать, потому он принял такое решение.
Прожил среди чеченцев до 90 лет, и никогда не жалел о том, что уехал. Был человеком уважаемым, к его мнению прислушивались, с ним считались.
Отец вернулся домой, где его больше ничего не держало, и отправился на заработки на Дальний Восток.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Месторождения золота на Дальнем Востоке представляют собой уникальное богатство этого региона. Раскинувшись на огромной территории, они привлекают внимание и горнодобывающей промышленности, и инвесторов со всего мира.
Золото – символ богатства и прочности, его привлекательность не угасла и в наши дни. А тогда, в 1930-е годы, очень многим хотелось внезапно разбогатеть, стать свободными и независимыми.
Была такая мечта и у Василия Дмитриевича, потому и стал он золотодобытчиком, работал на прииске. Труд не был легким: из одной тонны руды выходило всего 300 грамм золота.
Когда началась война в 1941 году, он был далеко от фронта. Служить его отправили на местный аэродром начальником КПП. Он и служил там до 1943 года.
Потом что-то невмоготу стало: как так, все воюют, а он тут вот стоит на КПП?
Взял все заработанные на прииске деньги и отправился на завод, где изготавливали танки. Внес всю сумму – 35 тысяч рублей, ему выдали справку, что у него есть свой танк.
Эту справку, пожелтевшую от времени, Дмитрий Васильевич бережно хранит в специальном альбоме.
ВОЙНА
Тем временем Василий Дмитриевич окончил специальные курсы и стал механиком-водителем танка. На башне танка крупными буквами было написано «Бойцы-дальневосточники». Так, в составе танковой бригады прошел всю Европу, освобождая порабощенные народы от фашистской нечисти.
А в городе Праге случилось непредвиденное. Немецкий танк «Тигр» пробил насквозь броню, где в то время находился весь экипаж. Хорошо, что все живы остались, только Василий Дмитриевич получил ранение в ногу.
Вражеский осколок застрял, лечиться было некогда, так до конца жизни он ходил, прихрамывая.
Война подходила к своему завершению, но это в Европе. А на Дальнем Востоке разгорался вооруженный конфликт – советско-японская война.
Советское руководство в условиях строжайшей секретности начало перебрасывать на Дальний Восток войска, имевшие опыт войны с нацистами. Причем, даже до офицеров не доводилось, куда и зачем они следуют.
Танковую бригаду, где служил Василий Дмитриевич, погрузили на железнодорожные платформы и повезли на новую войну.
В результате упорных боев была полностью разгромлена миллионная Квантунская армия. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года. А у Василия Дмитриевича на память об этих войнах остались две медали и орден. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», медаль «За победу над Японией» и орден Отечественной войны II степени.
А танк? Что танк! Так и сгинул где-то на полях в Китае, судьба его неизвестна.
ХУШЕНГА
В 1946 году Василий Дмитриевич демобилизовался из армии и поселился в поселке Хушенга в Забайкальском крае. Работал в местном леспромхозе, водил громадные лесовозы.
И тут случилось событие, перевернувшее всю его налаженную жизнь. В поселок по комсомольской путевке приехала Людмила Дружинина. Она только-только окончила вуз и горела желанием обучать русскому языку и литературе местных ребятишек.
Но самое главное, Людмила Петровна была родом из Дагестана, а родилась сама в Махачкале. Интересно, что отец ее – Петр Васильевич, считал своей родиной селение Сергокала, где до сих пор сохранился родовой дом.
Как гласит семейное предание, предок Дружининых, солдат по фамилии Дружинин, воевавший в составе российских войск с Шамилем, в боях потерял ногу, и, возможно, что сам Пирогов, делавший ему операцию, испытывал на нем свой наркоз.
Так и остался Дружинин в Дагестане, построил дом в Сергокале, основал династию.
МАХАЧКАЛА
Людмила Петровна увлекалась художественной самодеятельностью, открыла в школе драмкружки, ставила спектакли. А выступали юные артисты в местном клубе.
Развлечений в поселке мало, так что в клуб заглядывал и Василий Дмитриевич. Там и познакомились, а вскоре и поженились. Первый ребенок, дочь Екатерина, родилась в Хушенге.
Вскоре молодая семья переехала в Махачкалу, где родился Дмитрий Васильевич в 1955 году.
Василий Дмитриевич переезд пережил легко, Дагестан полюбил сразу. Да и сам был похож на местных: черноусый, черноволосый казак.
Построил дом для семьи, а сам работал до пенсии механиком на железной дороге. Да и на заслуженном отдыхе не сидел без дела. Он завел пчел, устроил во дворе пасеку. Летом вывозил свои улья в горы. Все соседи до сих пор вспоминают, какой замечательный у него был мед.
Людмила Петровна проработала 47 лет в махачкалинской школе №12, много лет была там секретарем партийной организации.
Добрым словом вспоминают супругов все, кто их знал. Такую память оставили на земле эти люди. А Дмитрий Васильевич живет в родительском доме. Дагестан для него – родина, которую он не намерен покидать. Да и как можно оставить друзей детства, свою улицу и свой дом, где прошло столько счастливых дней!
Наталья БУЧЕНКО