Славится город своими арбузными фестивалями, историки припоминают походы Степана Разина и Емельяна Пугачева. А царь Петр I пытался в этих местах построить Волго-Донской судоходный путь.
Много чего интересного происходило в городе за 300 лет его существования. Уже в XX веке писатель Борис Полевой написал здесь свою «Повесть о настоящем человеке», а композитор Евгений Мартынов начал путь к славе.
В начале прошлого века проживала в городе многочисленная и дружная семья Троицких, которая в середине 1920-х годов переселилась в Дагестан.
ТРОИЦКИЕ
– Я представитель рода Троицких, – говорит Людмила Владиславовна Никита, преподаватель Махачкалинского музыкального училища им. Г. Гасанова. – Это родня по линии отца моей мамы Алексея Ивановича.
Моя бабушка Клавдия Николаевна и Алексей Иванович поженились еще в Камышине. В Поволжье был страшный голод, и, как сама бабушка говорила, какой-то красноармеец ей рассказал, что в Дагестане можно как-то прокормиться.
Это была удивительная женщина. Наверно, на ее жизненном пути встречались только хорошие люди, потому что она никогда ни о ком не отозвалась плохо.
Когда ей исполнилось десять лет, умер ее отец. Мама – Евгения Васильевна Гречина была уже в преклонном возрасте, содержать ребенка было трудно. Но бабушка, как она сама вспоминала, валялась в ногах у матери: «Только не забирайте меня из гимназии! Я буду хорошо учиться». Окончить Камышинскую гимназию ей удалось. В ней же потом и работала. Перед самой революцией поступила в Саратовский университет, но учиться не довелось из-за октябрьских событий.
Глава семьи Троицких – Иван Алексеевич был офицером царской армии, командовал казачьими войсками. Род старинный, очень строгого уклада.
Пять сестер и четыре брата – каждый член этой семьи проявил себя как незаурядная личность, как профессионал, преданный выбранному им делу.
Мой дед Алексей Иванович и его брат Владимир Иванович окончили юнкерское училище и успели повоевать в Первую мировую войну.
Помню, у деда висела в коридоре шинель с тех времен, в которой он ходил за водой или выносил мусор. В Махачкале он проработал всю жизнь в аппарате Совмина Дагестана, был главным бухгалтером.
Сотрудники отзывались о нем, как о страшном «буквоеде», для которого был немыслим «шаг влево или вправо» от правил.
Его брат Валентин Иванович был заместителем начальника Махачкалинского морского порта по строительству, а Николай Иванович, педагог по образованию, одно время занимал должность министра просвещения Дагестана.
РОДИТЕЛИ
Бабушка Людмилы Владиславовны, Клавдия Николаевна, до самого ухода на пенсию проработала в Махачкалинской школе №14. В душе она оставалась всегда той же классной дамой из Камышина: обожала ставить с детьми спектакли, организовывала концерты. Вообще, всегда старалась видеть красивое в самых обычных вещах.
– Мы жили тогда на улице Краснофлотской, – вспоминает Людмила Владиславовна, – так она с горки показывает мне на раскинувшийся город: «Смотри, как красиво!» Любовалась разными цветочками, лепесточками…
На месте, где сегодня находится кинотеатр «Октябрь», было болото, в котором квакали лягушки. Так она и ими восхищалась.
Они с дедом обожали пение Исбат Баталбековой (выдающаяся оперная певица Дагестана, народная артистка РСФСР. – Прим. «МИ»), любили музыку, оперу.
Неудивительно, что моя мама, Евгения Алексеевна, воплотила бабушкину мечту – научилась играть на фортепьяно.
В 1947 году она поступила в Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова, которую окончила с отличием.
Там же она познакомилась с моим отцом – Владиславом Петровичем Селевко, который тоже учился в консерватории. Селевко – фамилия деда, который был царским генералом.
Отец прошел всю Великую Отечественную войну, был в плену, бежал. Воевал в партизанском отряде в Белоруссии. Был ранен, чудом спасли ему ногу, но хромым остался.
О своих отношениях с супругой шутливо говорил цитатой из Шекспира: «Она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним» («Отелло». – Прим. «МИ»).
1950-е годы стали переломными в истории Махачкалинского музыкального училища. Именно тогда начинается формирование отделений по специальностям. В это время возвращаются в Махачкалу выпускники Саратовской консерватории Евгения Троицкая и Владислав Селевко.
Владислав Петрович сразу же становится руководителем отделения духовых и ударных инструментов. Он был трубачом, но играл не только на медных инструментах, но и на кларнете. Преподавал теоретические дисциплины.
С середины 1960-х годов заведующей фортепианным отделением стала и Евгения Алексеевна.
Всю свою жизнь эти люди положили на алтарь музыкальной культуры Дагестана. Продолжателем семейных музыкальных традиций стала и сама Людмила Владиславовна.
БОГ ВЕДЕТ ПО ЖИЗНИ
– У отца был такой характер, что ему нужно было постоянно нами гордиться, – вспоминает Людмила Владиславовна,– он огорчался, если я или мои братья – Алексей и Виталий – не были первыми в каком-то деле.
Когда я дома играла на фортепиано, родители говорили: «Занимайся хорошо, тебя слышит Готфрид Гасанов!»
Мы жили на Университетской площади, рядом был его дом. Летом, когда окна были открыты, было слышно, как он играет, а ему – как мы.
Правда, это продолжалось недолго: вскоре семья Готфрида Алиевича уехала в Москву. В нашей семье был пиетет перед этим талантливым человеком.
Я окончила Музыкальную школу №1 в Махачкале, училась у замечательного педагога Фаины Владимировны Лошаковой. Отучилась в Махачкалинском музыкальном училище у Рены Зияудиновны Эфендиевой. После учебы в Саратовской консерватории вернулась в Махачкалу, где она уже была директором училища. С 1975 года я преподаю в Махачкалинском музыкальном училище, в моей трудовой книжке только одна запись о приеме на работу.
Когда я размышляю о своей судьбе, невольно закрадывается мысль, что по жизни меня ведет Бог. Все происходит так, как это нужно для меня, как предопределено свыше.
Например, почему, откуда появилась эта мистическая связь с Белоруссией? Мой отец воевал в тех краях и полюбил эту землю. Моя фамилия Никита – белорусская, досталась мне от мужа.
Его родители – Владимир Александрович и Нина Васильевна Никита приехали из Белоруссии в 1957 году. Ивана Владимировича привезли в Дагестан ребенком.
Нина Васильевна работала на железной дороге, Владимир Александрович был плотником. Кстати, он строил здание, где сегодня находится Дом правительства Дагестана, и Дом дружбы.
Они долгое время жили в бараке в Махачкале первой, где каждую весну их дом затапливало. Потом получили квартиру на ул. Поповича на горке.
Конечно, эта семья была далека от интересов музыкальных Селевко. Но Иван Владимирович сумел завоевать сердце Людмилы Владиславовны тем, что был настоящим трудягой, сделал все возможное, чтобы получить высшее образование.
Опять-таки на его пути оказался Минск – столица Белоруссии, где он учился в Минском филиале Московского всесоюзного заочного электротехнического института связи. Четыре раза в год ездил сдавать сессию. Все контрольные выполнял самостоятельно, никогда ни у кого не просил помощи.
Стал инженером связи, работал на Махачкалинском участке железной дороги. Людмила Владиславовна говорит, что он обожал свою работу, она была главной в жизни. Мастер на все руки, мог починить все, что угодно. К сожалению, полгода назад его не стало…
ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ
Главным делом жизни самой Людмилы Владиславовны также всегда была ее работа. Все началось в далеком 1975 году, когда ее, выпускницу консерватории нагрузили «по полной» – дали сразу 1,5 ставки. А однажды директор училища Рена Зияудиновна вошла к ней в класс и говорит: «Попробуйте стать куратором группы!»
– Я восприняла эту новость с радостью, – рассказывает Людмила Владиславовна, – я ведь воспитана своей бабушкой, мне близко и понятно, как она любила учеников. Я тоже люблю своих учеников как родных.
В 1976 году в Махачкале был создан совет творческой молодежи, кто создал, не знаю. В него входили молодые режиссеры, помню Хайбулу Абдулгапурова; художники, запомнился Шариф Шахмарданов, кто-то из Театра кукол, музыканты.
Мы проводили совместные мероприятия, выставки, концерты. Я выступала на радио, на телевидении. Нашим Советом даже заинтересовался Обком комсомола.
Вскоре меня избрали секретарем комсомольской организации училища.
Рена Зияудиновна советовала мне пробовать себя во всем. Я с готовностью занималась на курсах повышения квалификации, преподавала в музыкальных школах, последние 8 лет сотрудничаю с Республиканской школой искусств М. Кажлаева для особо одаренных детей. В музыкальном училище я – преподаватель отделения специального фортепиано и заведующая концертной практикой. Заслуженный работник культуры РД.
Дагестан – моя родина, мне в голову не приходило отсюда уезжать.
Здесь я представитель русского населения, за пределами республики я – дагестанка.
Наталья Бученко