Необыкновенно красиво село Игали! На высоте 1200 метров над уровнем моря в Гумбетовском районе Дагестана расположилось оно привольно в лощине, в окружении обрывистых скал. Рядом – горная бурливая речка, кривые живописные улочки утопают в садах.
Побывавший когда-то в этих краях писатель Бестужев-Марлинский писал, что игалинцы воду возят в корзинах. На самом деле зимой, когда замерзала речка, сельчане рубили на ней лед, укладывали в корзины и на ишаках развозили по домам.
Еще одна интересная особенность: с октября по январь в селе не бывает солнца. Оно, конечно, всходит и заходит, но в Игали его не видно за высокими скалами, без солнечных лучей люди живут, как в сумерках.
Совершенно не похоже дагестанское село на другое – Второе Выгорное в Курской области, где родилась Галина Егоровна Исмаилова (Губанова).
Ровно 50 лет назад покинула она родину и приехала в Гумбетовский район обучать сельских детишек, да так и осталась здесь, приросла сердцем к Дагестану.
КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ
Сегодня Галина Егоровна – директор Махачкалинского центра повышения квалификации, отличник образования Республики Дагестан. Педагог с 50-летним стажем, человек уважаемый и известный.
Конечно, не забывает она о краях, где родилась и выросла. Курская земля овеяна легендами, в памяти поколений навсегда осталось знаменитое танковое сражение.
– Помню, как мы почему-то боялись танков, – рассказывает Галина Егоровна,
– хотя родилась я уже после войны. Бабушка, Агриппина Николаевна Губанова, рассказывала о них. Она-то сама пережила это страшное время.
Родители на работе, нас, детей, оставляли одних дома. Рядом речка протекала, за ней пригорок. Вот мы смотрим на него и ждем: вдруг танки появятся! В лес нас тоже не пускали, там можно было наткнуться на землянки или оружие. Рядом с нашим домом стояли две березы. Как-то сильный ураган вырвал деревья с корнем. А там – целый склад боеприпасов! Курская земля усеяна осколками, наши трактористы до сих пор подрываются на минах…
Отец мой, Егор Владимирович Губанов, к началу войны был подростком –14-15 лет, на фронт не попал, но воевал в партизанах.
Вокруг села стоят густые леса – еловые, сосновые. В них и скрывались партизаны, жители окрестных сел.
В семье бытует такая легенда: когда в дом двоюродной сестры отца, Нины Алексеевны, заявились немцы, так она им такой скандал устроила, не побоялась, все сказала, что думала. Они ее чуть не расстреляли.
У отца много правительственных наград, есть даже орден Ленина. После войны работал трактористом, был председателем нашего колхоза «Ленинец». Мама, Александра Никитична, трудилась в колхозе учетчицей, была депутатом сельсовета.
ПЕДУЧИЛИЩЕ
Сегодня Галина Егоровна не понимает, как некоторые утверждают, что в школе не нужен такой предмет, как труд. Люди ее поколения жизни не мыслят без работы, да и сама трудилась с самого детства.
Вспоминает: осень, холод. Трактор прошелся плугом по колхозному полю, вывалилась на поверхность сахарная свекла. Начальная школа вся на поле. Свеклу нужно вытащить, обрезать, уложить в ведро. А эти ведра зачастую чуть ли не в рост маленьких тружениц!
Еще такой случай. Как-то в колхозе забастовали доярки – малой показалась заработная плата. Галина училась в 4-м классе. Заходит в класс отец, мол, нужна помощь, коров доить некому.
Учителя немного повозмущались, но что делать? С кого начинать? С председательской дочки!
– Представьте, – вспоминает Галина Егоровна, – на одну доярку приходилось 12 коров. А это утренняя дойка, обеденная, вечерняя. Тяжелая работа. Я сама маленькая, ручки махонькие, а корова выше меня. Хвостом машет, на месте не стоит. Рук своих не чувствовала от усталости.
Я хорошо училась, хоть и говорили злые языки, что отметки ставят из-за того, что отец председатель. Но это не так, и такие разговоры меня задевали. Увлекалась литературой. Не знаю почему, но всегда хотела стать учительницей.
После 8-го класса сразу поступила в Курское педагогическое училище. Уехала из села с 10-ю рублями в кармане. Родные затеяли строить новый дом, и лишних денег в семье не было. У нас учились в основном сельские девочки. Педагоги понимали, что мы, в будущем учителя начальных классов, должны быть всесторонне развитыми. Нас обучали домоводству, кройке и шитью, водили в филармонию, читали интересные лекции. Я так им благодарна.
Мы с девочками жили на квартире, рядом был хлебозавод. Там я по ночам подрабатывала.
Курск – город красивый, большой. В нем много заводов, фабрик, учебных заведений. Люди душевные, хорошие. Я туда езжу каждый год. Правда, сегодня многое изменилось. Город стал еще красивее, а вот люди… Жестче что ли, угрюмее. Наверно, время такое.
ДАГЕСТАН
Семь выпускниц Курского педучилища по его окончании были распределены в Дагестан. В их числе Галина Егоровна. Говорит, что не боялась ехать в далекий незнакомый край. Наоборот, интересно было.
Один из педагогов, Николай Иванович (фамилию не помнит), который работал в Ботлихе, много рассказывал о республике.
– Чтобы вас приняли, девочки, – говорил он выпускницам, – нужно уважать чужие обычаи. Что вам, например, стоит надеть платок на голову? Вы едете их учить, а они будут обучать вас.
Расхваливал гостеприимство дагестанцев, добродушие, уважительность.
– Мы отправились в путь с хорошим настроением, – говорит Галина Егоровна, – на городскую школу не рассчитывали, знали, что будем работать в селе.
На вокзале Махачкалы нас встретили, привели в Министерство просвещения – тогда оно так называлось. Находилось там, где и сейчас – на улице Даниялова (Маркова. – Прим. «МИ»).
Министром тогда был Халид Гамидович Магидов. Замечательный человек – тонкий, умный, интеллигентный. Когда мы зашли в его кабинет, он встал, каждой из нас пожал руку. Сказал, что в Гумбетовском районе не хватает учителей, и он очень на нас надеется.
Затем, уже в аэропорту, нас усадили в «кукурузник» (самолет Ан-2. – Прим. «МИ»), и через некоторое время мы приземлились в селе Аргвани.
Но на этом наш путь не закончился. За нами приехал секретарь Гумбетовского райкома комсомола Кургали Исмаилов. Худощавый, высокий, лет 30-ти. Я тогда не обратила на него внимания, кто же знал, что со временем он станет моим мужем!
На грузовике мы доехали до райцентра – село Мехельта. Там в честь нас в Доме культуры был организован вечер. На следующий день получили распределение. Нам с Ниной Истоминой досталась школа в Игали, родном селе Кургали Исмаилова.
Горная дорога вилась тонким серпантином, иногда, когда сверху сыпались камни, становилось немного страшно.
ИГАЛИ
Игалинская средняя школа была одноэтажной с земляным полом и почерневшим потолком. У многих тогда сельчан в домах был земляной пол. Его обязательно нужно было каждый день протирать мокрой тряпкой, иначе пыль вздымалась к потолку.
Но молодых учительниц ничто не пугало, столько новых впечатлений! К тому же очень приветливо их встретил тогдашний директор – Омаргаджи Шейхович Шейхов. До того он работал секретарем райкома партии, затем перешел в школу. Он привел девушек домой, угостил обедом, а с 1 сентября начались трудовые будни.
Галине Егоровне достался подготовительный класс, 6-летки. Зашла к ним, а тут такое: она не знает аварский язык, дети не понимают по-русски. К работе в национальных школах девушек не готовили. Что делать? Пришлось засесть за словари, учить язык.
Через год уже сносно говорила на аварском, и доверили ей уже 4-й класс. Так день за днем привыкала к новой жизни. Заочно окончила филфак ДГУ, вышла замуж за Кургали Исмаиловича. Родились дети – Асият, Исмаил и Эльмира. Стала совсем своей в аварском селе.
Со временем ее назначили на должность заведующей районо, с 1990 года – работала в Дагестанском педагогическом институте на кафедре управления образованием факультета переподготовки педагогических кадров (ФППК). Была деканом этого факультета.
– Иногда говорят, – рассуждает она, – первая родина, вторая… Для меня Дагестан такая же родина, как и Курская земля. Родиной Дагестан стал для меня из-за людей, которые многому меня научили. Я очень благодарна всем членам кафедры управления образованием в пединституте (сегодня педуниверситет), особенно ее заведующему Баширу Магомедовичу Магомедову. Руководителем меня сделал именно он.
Счастлива, что судьба свела меня с Магомедом Идрисовичем Абакаровым, это учредитель нашего Центра, где я директор. Он способствовал моему переходу на эту работу. Благодаря ему, наш Центр – современное инновационное учреждение, где используются все новейшие технологии обучения и организации учебного процесса.
У нас прекрасный коллектив, наши педагоги готовы работать и в выходные дни, и в праздники, тогда, когда удобно нашим слушателям.
Помнится, мама даже обижалась, когда я приезжала домой, а дней через десять начинала скучать, меня тянуло обратно. В Дагестан…
Наталья БУЧЕНКО