Корпорация развития Дагестана окажет финансовую помощь предпринимателям, которые приняли решение открыть свой бизнес по франшизе известных компаний. Появятся ли теперь в Дагестане официальные представители IKEA, ZARA, MC’Donalds и других известных брендов?
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?
Франшиза представляет собой договор между предпринимателем и компанией, имеющей свой устоявшийся и популярный бренд. Бизнесмен, согласно договору, берет в аренду торговую марку фирмы и получает право на ее использование в своем регионе, выплачивая за это определенный процент от дохода.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, сейчас в России в этой сфере наиболее развиты восемь востребованных бизнесов. Лидирующим является торговля, занимающая 46% от всего рынка отечественного франчайзинга. 22% составляет общественное питание, далее идут бытовое обслуживание – 11%, развлекательная сфера, спортивная индустрия и путешествия.
В Дагестане развитием франчайзинга решила заняться Корпорация развития Дагестана. Основное требование – франшиза должна быть популярной марки, известной большинству населения и преимущественно в сфере услуг, питания или торговли одеждой. Корпорация готова профинансировать до 85% от стоимости бизнеса, но при определенных условиях: предприниматель должен иметь первоначальный капитал и земельный участок в собственности, на территории которого предполагается реализовать бизнес.
«Мы хотим привлечь крупные компании с известными брендами и распространить их форму ведения бизнеса в Дагестане. Бизнес по франшизам узнаваемых и успешных брендов, к примеру, таких как MC’Donalds, Zara, Ikea, позволит распространять их положительный опыт в других отраслях, появятся рабочие места и дополнительные налоговые отчисления», – рассказала «МИ» пресс-секретарь корпорации Сабина Колова.
Она отметила, что если удастся привлечь в Дагестан крупные компании с мировым брендом, то это обеспечит дополнительные налоговые отчисления и рабочие места.
«Плюс знания и технология работы компании, которые мы могли бы успешно заимствовать», – отметила Колова.
Пока подали заявки 11 предпринимателей. Одна из них находится на рассмотрении инвестиционной комиссии.
«АШАН» ПО-ДАГЕСТАНСКИ
По информации Корпорации развития Дагестана, в республике работает только одна крупная международная франшиза в сфере фаст-фуда — KFC. Есть несколько отечественных брендов – «Додо Пицца», «Зеленое яблоко», «Азбука вкуса», «Пятерочка».
По сведениям «МИ», у «Пятерочки» в настоящее время закончился договор франшизы, и дагестанские владельцы бизнеса не смогли договориться с центральной компанией на его продление. Теперь сеть магазинов, возможно, переименуют в «Семерочку».
Впрочем, уважения к популярным мировым брендам в Дагестане нет никакого. По всей республике, даже в отдаленных селах, можно встретить вывески «Ашан», IKEA, ZARA и другие.
Факт незаконного использования товарных знаков отслеживает антимонопольная служба. В Дагестане также выявлены подобные случаи.
«В 2015 году рассматривалось дело в отношении АГЗС “Газпром Экто”, которые использовали в оформлении заправки товарные знаки ОАО “Газпромнефть”. Выданное антимонопольной службой предписание хозяин исполнил. В этом году разбиралось дело в отношении ООО Сервисный центр “Кама-лизинг”. Фирма использовала обозначения, схожие с товарными знаками ПАО “КАМАЗ”. Компании также выдано предписание об устранении нарушения. Что касается магазинов одежды и супермаркетов, то в их отношении дела не рассматривались, так как не было соответствующих жалоб», – сообщила «МИ» пресс-секретарь дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы Наталья Шкандыба.
Попытки привлечь в Дагестан крупные торговые сети с известным брендом предпринимались в регионе и ранее. В марте этого года в республике проходил форум промышленников и предпринимателей Дагестана «Инженерная модернизация – основа новой экономики». В его рамках состоялась дискуссионная сессия на тему «Проблемы и перспективы развития торговли в Дагестане».
В своем выступлении исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко рассказал, что в России довольно много предпринимателей, которые хотят начать бизнес при поддержке успешной компании, но нуждаются в помощи и консультационной поддержке.
«Особое внимание мы обращаем на работу с регионами – это одно из приоритетных направлений. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы привести гостиничную сеть Hilton в Дагестан. Придет Hilton – придут и другие крупные сети, а значит, появится возможность развивать туризм. И таких проектов у нас немало», – рассказал Михайличенко.
Отметим, что разговоры о строительстве в Дагестане отелей сети Hilton велись не раз. В 2012 году в рамках инвестиционного проекта застройки территории Каспийского прибрежного кластера «Новый город», предполагалось строительство современной гостиницы, отвечающей всем международным требованиям. Презентацию своих брендов в Махачкале провели представители Hilton и крупнейшей гостиничной сети из Объединенных Арабских Эмиратов «Ротана». Но проекты так и остались на бумаге.
ЗЕМЛЯ КАК ПРОБЛЕМА
Впрочем, некоторые эксперты весьма скептически оценивают возможный приход в Дагестан крупных компаний с устоявшимся брендом.
Проектный менеджер Олег Островский, чьи слова приводит портал «Это Кавказ», рассказал, что основным сдерживающим фактором может стать неопределенность с правовым статусом помещений и земель, на которых они находятся.
«Помещение должно быть оформлено надлежащим образом – под коммерцию, и находиться в центре города. Это должна быть городская земля, площадью до гектара, предназначаемая для коммерческой застройки. А не так, как в республике в основном бывает: строят и на сельхозземлях, и на землях природных парков, и на пляжах. К участку должны быть подведены коммуникации: газ, вода определенного давления; парковка, дороги с выполнением четко прописанных требований. В Махачкале с ее уплотнительной застройкой, отсутствием парковочных мест и сложной логистикой найти место под торговый комплекс будет сложно», – считает эксперт.
Островский отмечает, что крупные сети придут в Дагестан, когда увидят в регионе определенные экономические перспективы и безопасность. Так как окупаемость подобных объектов очень длительная, стабильность бизнесменам нужна на значительный срок.
В то же время, как полагает Островский, если крупные торговые сети придут в Дагестан прямо сейчас, их эффективность будет в 3-4 раза выше, чем у любого местного бизнеса.
Готов ли Дагестан к такому повороту событий? После прихода в республику официальных представителей крупнейших компаний, конкуренция заставит уйти с рынка местных предпринимателей. Большое разнообразие товара и низкие цены приведут к тому, что будут вынуждены закрыться местные магазины и рынки. А это грозит немалыми социальными проблемами.
Тот же эксперт Островский, проведя мониторинг в Дагестане, сделал вывод, что «в Махачкале большой процент сельского населения, которое веками привыкло отовариваться исключительно на базаре».
«Уверенно могу сказать: если в столице Дагестана откроется первый гипермаркет типа “Ашан”, местный рынок потеряет примерно 40% прибыли, а к открытию второго такого гипермаркета – закроется», – считает проектный менеджер.
О том, что при выборе бизнеса следует учитывать специфику регионов, рассказал «Российской газете» генеральный директор Южного инновационно-консалтингового центра Владислав Варшавский.
«Когда мы говорим о франшизе, то это ведь тоже свое дело, просто оно предполагает использование определенных и уже отработанных технологий, которые проще купить. К тому же существуют механизмы государственной поддержки, которые предполагают субсидирование части затрат на ее приобретение. Но не всегда даже популярная франшиза может оказаться востребованной в конкретном регионе. К выбору нужно подходить очень скрупулезно и анализировать, на каких клиентов вы рассчитываете. Есть определенные нюансы продвижения, в конце концов, люди на определенной территории в силу своего менталитета могут вообще иначе воспринимать товары и услуги, чем жители других регионов», – отметил эксперт.
Тимур АЛИЕВ