В Махачкале дети ждут приема в детские сады годами
Электронная очередь в детский сад – больная мозоль махачкалинских родителей, желающих выйти на работу и не знающих, на кого оставить ребенка. Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, если они еще в состоянии поухаживать за малышом, но если помощи от родственников нет, то остается надеяться только на детский сад. Поэтому родители торопятся поставить в очередь ребенка чуть ли не с момента его рождения. Полагая, что этим они ускорят шансы на зачисление в дошкольное учреждение к моменту достижения трех лет.
А ВОТ И НЕТ
С момента постановки в очередь начинается проверка статуса ранее поданного заявления изо дня в день. Но электронный список, который по закону очередности должен двигаться в направлении убывания, напротив, по неведомым для родителей причинам нередко отодвигает малыша на дальние позиции.
«Моему ребенку пошел третий год, когда ему было около двух лет, он стоял седьмым в электронной очереди. Теперь он 12-й. сколько можно отбрасывать очередников, прикрываясь льготниками?» – пишет в «МИ» читательница 8999…..05 в рубрику «Говорит Махачкала» (№5, 2.02.2018). «Было бы прекрасно, если как только молодая мать захочет выйти из декрета, чтоб по справке сразу принимали ребенка в детский сад. А то придумали всякие ненужные схемы, людям голову только морочат», – предлагает другая родительница 8999….58 (№7,16.02.2018). «Раньше заявление в детский сад принимали на месте. Можно было обратиться к заведующей, принести ей документы. Сейчас надо идти в Управление образования и выстаивать очереди. Кто придумал этот кошмар для родителей?» – интересуется читатель 8988….97
(№11, 16.03.2018).
Действительно, процедура регистрации ребенка в электронной очереди стала прерогативой Управления образования Махачкалы, а точнее, отдела дошкольного образования, где можно узнать о позиции ребенка в очереди и задать специалистам все интересующие вопросы.
Корреспондент «МИ» также простояла за дверьми отдела дошкольного образования в ожидании своей очереди.
Длительное ожидание в предвкушении встречи со специалистом – занятие не для нетерпеливых. Утомленные родители, нервничающие еще больше от того, что им приходится ждать приема часами, а дома, у соседей или у родственников оставлены малолетние дети – все это в совокупности усугубляет их психологическое состояние. Приход женщины, получившей извещение о приеме ее шестилетнего сына в детский сад, особенно озадачил толпу. Коротая время, мамаши переговариваются, кто-то сообщает, что желает перевести своего ребенка из льготной очереди в обычную. Сведущие люди подсказали, что обычная очередь движется быстрее. Но побывавшая на приеме у специалиста женщина вдруг заявляет, что ей посоветовали перевести ребенка обратно в льготную очередь. Это сбивает с толку родителей, и начинаются обсуждения по новому кругу: какая, льготная или обычная, лучше? Отметим, что в отдел стоит сразу четыре очереди – одна, чтоб узнать статус ранее поданного заявления, вторая, чтоб зарегистрировать ребенка, третья, как они говорят, чтобы получить направление в детский сад, и четвертая за тем, чтоб ребенка перевели из одной очереди в другую (из общей в льготную или наоборот). К тому же плачут дети, которых не на кого было оставить, страдая от духоты и нудного ожидания.
Придя в 14:00, я попадаю к специалисту только в 16:30. Милая женщина мне сообщает, что моя очередь не движется, потому что родители переходят из одной очереди в другую, считая, что тем самым они ускоряют попадание ребенка в детский сад. И позиция их заявки, так как она зарегистрирована в очереди раньше моего ребенка, автоматически оказывается впереди. На вопрос, почему в течение двух лет нумерация моей заявки не поменялась (ни вперед, ни назад), нет ли в этой связи сбоя в программе, мне предложили написать заявление в Управление образования, где выдадут письменный ответ, в котором будет содержаться примерно то же самое, о чем мне рассказал специалист.
ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ
На направленный в адрес Управления образования официальный запрос «МИ» с вопросом, почему очередь движется медленно, и как можно объяснить информационно-аналитическую справку, подготовленную заместителем начальника Управления Администрации Главы и Правительства РД по вопросам противодействия коррупции Алибека Алиева, о состоянии детских дошкольных образовательных учреждений, ранее размещенную в СМИ (В ней отмечалось, что «почти во всех МБДОУ г. Махачкалы комплектование и доукомплектование групп детей осуществлялись с грубыми нарушениями правил, установленных Министерством образования и науки Республики Дагестан», с указанием детсадов и фактов нарушений. – Прим. авт.), пришел ответ за подписью замначальника Управления образования Махачкалы Ольги Яхьяевой, следующего содержания: «На Ваше письмо от 10.04.2018 за №6 об изменении очереди в автоматизированной информационной системе (АИС) “Электронный детский сад” (ЭДС) Управление образования сообщает:
Позиция ребенка в очереди зависит от возрастной категории группы, наличия льготы, района расположения предпочитаемых садов, особых возможностей здоровья (специализированные группы), ограничений перечня садов для поиска места.
Позиция заявления в очереди рассчитывается автоматически исходя из возраста ребенка на 1 сентября текущего учебного года. На динамику позиции влияют дополнения и изменения в сведениях об очередниках, вносимых в систему при обращении родителей».
Далее поясняется, что «если родители (законные представители) представили документы, подтверждающие льготы, на детей, зарегистрированных в общей очереди, то автоматически эти дети перемещаются в льготную очередь на соответствующее место (в соответствии с датой регистрации в очереди).
Если с подтвержденной и созданной ранее заявки был снят льготный статус, то автоматически эти дети перемещаются в общую очередь на соответствующее место (в соответствии с датой регистрации в очереди).
Подтвержденная заявка, стоящая в очереди перед заявкой заявителя, была удалена, так как ребенок был зачислен в действующую группу другого детского сада.
Кроме того, на основании обращений родителей в системе могут быть восстановлены неактивные («замороженные») заявки, а также возвращены в число очередников те, кто уже был направлен на постоянное место в ДОУ, но в силу определенных причин (в т.ч. по медицинским показаниям) отказался от выделенного места. Соответственно, позиция в очереди может изменяться в течение всего периода регистрации и подтверждения заявок, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения».
Ранее в краткой телефонной беседе с «МИ» Яхьяева сообщила, что функцию регистрации детей в электронной очереди, которую раньше осуществляли заведующие детскими дошкольными учреждениями на местах, передали в Управление образования по той причине, чтобы исключить коррупционную составляющую. Но, с ее слов, родителям необязательно идти в Управление, так как поставить ребенка в очередь можно посредством МФЦ или же зарегистрировав личный кабинет на сайте Госуслуги. Так как при регистрации родители обязаны указывать свои контактные данные, извещение о приеме ребенка в дошкольное учреждение обязательно до них дойдет, за исключением тех случаев, если родители поменяли номера телефонов или адрес проживания и забыли известить об этом Управление образования.
На вопрос, почему родители решают переводить детей из льготной очереди в общую, а иногда и наоборот, Яхьяева ответила, что набор в детский сад осуществляется в следующем процентном соотношении – 60% детей идут от общей очереди, а 40% – от льготной, поэтому льготная продвигается медленнее. Причем количество детей в каждом саду разнится, в зависимости от вместительности учреждений, где-то созданы группы для 3-4 лет, в других есть и для 2-3 лет.
Всего, по словам замначальника Управления образования, в махачкалинской электронной очереди на период 2017-2018 гг. состоят порядка 30 тысяч детей. Далее чиновник отметила, что на вопросы она будет отвечать только при наличии письменного запроса в адрес управления, однако на письмо в адрес «МИ» пришел неполный ответ, так как просьба прокомментировать сведения, содержащиеся в информационно-аналитическую справке Алибека Алиева, осталась без комментариев.
ПРОЗРАЧНОСТИ РАДИ
В ответе, поступившем из Минобрнауки РД, куда «МИ» также обратились за комментарием с официальным запросом, сообщается, что электронная очередь и подача заявления в электронном виде «позволяют добиться прозрачности хода оказания услуг, открытости информации о состоянии очередности и положении заявления в очереди». Помимо тех способов, от которых ранее сообщили в Управлении образования, для постановки ребенка в очередь родители могут также зарегистрироваться через автоматизированную информационную систему «Электронный детский сад», размещенную на портале Министерства образования и науки Республики Дагестан: http://eds.dagminobr.ru/.
В официальном ответе, подписанном начальником Управления развития общего образования Минобрнауки РД Ларисой Абрамовой,
также разъясняется, что появление нового очередника впереди уже имеющихся может происходить и вследствие неподтверждения заявки. Тот есть заявку родитель отослал, но осталось приложить недостающие документы, и до того как родитель их оформит, заявление остается в статусе «Подтверждение документов», причем эта заявка до определенного момента не учитывается при построении очереди.
Через некоторое время, когда заявитель представляет недостающие документы, заявка приобретает статус «Зарегистрировано», и с этого момента она начинает участвовать в очереди. В таких случаях происходит движение в очереди, так как датой подачи заявления считается дата внесения заявления в систему, а не дата подтверждения документов, говорится в официальном ответе. Кроме того, при добавлении в уже существующее заявление дополнительного сада (по регламенту можно выбрать от одного до трех садов) дата постановки в очередь в дополнительно выбранном саду устанавливается в соответствии с датой выбора первого сада, таким образом, происходит сдвиг в очереди в дополнительно выбранном саду. А также, как уже упоминалось выше Яхьяевой, если ребенок, состоявший ранее в общей очереди по тем или иным жизненным обстоятельствам получает льготу, то перемещается в льготную очередь, тем самым сдвигая позиции очереди.
При этом дата желаемого зачисления не влияет на получение места в дошкольном образовательном учреждении.
Просьбу прокомментировать сведения, содержащиеся в информационно-аналитической справке от Алибека Алиева, в Минобрнауки так же, как и в Управлении образования, оставили без ответа.
ЭТО К ЛУЧШЕМУ
Директор детского сада №73, расположенного по ул. Энгельса, 12, Урайнат Исаева в комментарии «МИ» отметила, что прежде руководству детских садов приходилось самим разговаривать с родителями и объяснять, что такое электронная очередь и как она движется. «Конечно, приходили воинственно настроенные родители. Они не понимали, что мы регистрируем в очереди на основании представленных документов, а дальше ничего от нас не зависит, – поясняет она. – По одному и тому же вопросу по три раза в неделю к нам могли прийти. Мы отвечали на все вопросы, но нас все равно считали виновными. Наверное, это и хорошо, что теперь по всем вопросам (регистрации в очереди, очередности, льготной и общей очереди) родители могут обратиться непосредственно к специалистам Управления образования, которые объяснят им специфику». Со слов директора, извещением родителей занимаются по-прежнему детские сады. В адрес родителей они направляют заказные письма, однако иногда письма возвращаются. «Мы сталкиваемся с той проблемой, что некоторые родители, на самом деле проживающие в горной местности, при оформлении электронной очереди приносили справки по месту нахождения у родственников. Потом они переезжают, в результате почтальон не может найти адресатов и возвращает нам письмо», – говорит она. Вопрос, который также интересует многих родителей – требуется ли делать прививки ребенку до поступления в детский сад. «Они обязательно нужны, мы просим принести нам справку по форме №2, где указан перечень основных прививок. Это делается в первую очередь, чтобы оградить самих детей от заболеваний», – считает директор детского сада.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Постоянно возрастающее население Махачкалы при отсутствии развитой социальной инфраструктуры перевело проблему отсутствия мест в детских садах из разряда временной в хроническую. Электронная очередь дала возможность наблюдать родителям за продвижением детей в процессе, однако не принесла ожидаемого результата в виде скорейшего устройства в детский сад. Непонятна и специфика работы электронной очереди, до сих пор вызывающая недоумение у родителей, которые, находясь в первой десятке списка, вдруг время спустя могут увидеть свою заявку сдвинутой на несколько позиций назад. Влияет ли на это попытка других родителей перевести ребенка из льготников в общую очередь или нет, или же почему дети, младшие по возрасту, вдруг оказываются зачисленными в детский сад, а твой ребенок отодвинут или же постоянно пребывает на одной строке, непонятно. Сколько консультантов, столько и мнений, каждое из которых претендует на достоверность. Скажу на собственном примере, когда я решила использовать предоставленную законом возможность поставить ребенка в очередь еще в дополнительный детский сад, заведующая пояснила, что сделать это я имею право, однако не факт, что мой ребенок попадет в их детсад быстрее тех, кто относится к этому учреждению по прописке. Непонятно также и то, почему ребенок второй год находится на одной позиции, хотя, казалось бы, те, кто уже зачислен впереди него, должны были сдвинуть очередь вперед хотя бы на две-три позиции. Может ли быть так, что впереди оказались те, кто решил перевести свое чадо из одной очереди в другую, и по количеству их оказалось ровно (!) столько, сколько было принято в 2017 году в детский сад?
А пока остается наблюдать за списком очередников и ждать, когда придет извещение. Придет ли оно, покажет время.
Лариса ДИБИРОВА