Страшная статистика дагестанских утопленников пополнилась в этом году 13 именами, среди которых есть и несовершеннолетние. Особенно потрясла обывателей смерть мужчины и его троих детей, утонувших недалеко от поселка Хазар.
ГДЕ ОНИ БЫЛИ?
Пользователи соцсетей, активно комментирующие посты информационных пабликов, выдвигали разные версии того, что могло послужить причиной трагической гибели людей в воде. Предположения разнились: от мистических «море забирает» до маниакальных – «водолазы топят людей», причем немало людей задавалось резонным вопросом: «а где в это время были родители (если речь шла о ребенке), спасатели и врачи?».
«Столько людей в этом году утонули. Почему власти не решат проблему со спасателями. Они вообще работают на пляжах? И что нужно, чтобы они полноценно работали?» – пишет Зарема Абдурагимова в группе «Дагестан online» в Facebook. «У них один ответ: вы держитесь там. Просто денег нет», – горько пошутил пользователь Артур. А. «Вы плохо представляете себе обстановку на берегу, организацию службы спасения, оснащение и финансирование ее и процесс утопления… », – попытался разъяснить ситуацию Расул Мирзаалиев.
И все же на кого могут рассчитывать люди в случае опасности гибели в воде: на спасателей, добровольцев, которые рискуют своей жизнью, бросаясь на помощь, или же исключительно на себя, следуя известной пословице «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», попробовали разобраться «МИ».
ПРЕДУПРЕЖДАЛИ – НЕ ПОМОГАЕТ
Ежегодно в начале купального сезона специалисты Роспотребнадзора по РД с привычной регулярностью объявляют о запрете на купание в Каспийском море. Опасения у специалистов вызывают возбудители инфекций и бактерии, которые год от года в акватории не убавляются. В Роспотребнадзоре по РД поясняют, что о запрете на купание в Каспии ведомство оповестило еще в начале июня. «Были уведомлены все балансодержатели пляжей. Они должны были выставить аншлаги. По громкоговорителю оповещали население о том, что запрещается купание в море. Но население не прислушивается к предупреждениям и подвергает свое здоровье риску. В морской воде не один штамм выделяется, а разные инфекционные, которые связаны с разными бактериями, а также вирусными заболеваниями», – отмечает в беседе с «МИ» замначальника отдела надзора за водоснабжением, водоотведением и водными объектами Роспотребнадзора РФ по РД Ирина Курбанова.
Но опасность подхватить инфекцию не охлаждает пыл разгоряченных жарой жителей и гостей республики, для которых море является гвоздем туристической программы. А про риск утонуть отдыхающие просто забывают, считает спасатель международного класса, заслуженный спасатель России Зияудин Никамагомедов. «Логика наших людей такова – с кем угодно может беда приключиться, только не со мной», – комментирует он, анализируя, почему трагедии случаются на море. Он просит вдуматься в такие цифры: «Человек без еды может прожить 30 дней, без кислорода лишь 5 минут. А если у утопающего началась истерика, его спасение усложняется. Больше всего гибнет людей во время шторма и на открытых, необорудованных пляжах. Особенно на камнях, когда идет обратный откат. Но не столько волна опасна, сколько предметы, плавающие в воде, которые могут травмировать человека», – отмечает он.
ЭТО ВАМ НЕ ПАРОВОЗОВ
Главная причина гибели людей в воде, по мнению эксперта, заключается в отсутствии элементарной культуры безопасности у отдыхающих.
Для тех, кто задается вопросом, где были спасатели, когда тонули люди, Никамагомедов поясняет: «Спасатель – это не Аркадий Паровозов (мультперсонаж. – Прим. авт.), который в мгновение ока может оказаться рядом с тонущим». Он считает абсурдной саму мысль о том, что водолазы топят людей за деньги. «Спасатель проходит 12 профессиональных подготовок в году. Их аттестовывает большая комиссионная группа. Зарплаты довольно скромные. Они не ради денег, а по зову сердца работают. Некоторые отдали свои жизни ради спасения утопающих. На всех официальных пляжах есть спасатели. Да, купаться запрещено, но людям жарко», – оправдывает он купающихся.
Спасательная база МЧС по РД, где работает Никамагомедов, находится на участке Караман-5. На базе есть все необходимое для спасения человека на воде: гидроциклы, спасательные жилеты и круги. «Мы предупреждаем отдыхающих по громкоговорителю, чтобы придерживались мер безопасности. Категорически запрещается купаться, когда ветер дует с берега. Но у нас многие люди и плавать не умеют. Я считаю, живя возле моря, надо обязательно научиться плавать», – утверждает спасатель.
Никамагомедов опровергает мнение, что утонуть легко: «Надо изрядно постараться, чтобы пойти на дно. Но когда человек паникует, он совершает хаотичные движения. Рот открыт, волна накрывает, и человек захлебывается. Некоторые умудряются зайти в воду в подвыпившем состоянии. Таким, как известно, море по колено, а оно ошибок не прощает. Или же – один до буйка доплыл, второй думает, а чем я хуже. Тоже до буйка доплыл, а вернуться уже нет сил. Если купается группа людей, кто-то должен находиться на берегу, контролировать ситуацию на воде».
Все несчастные случаи, с его слов, происходят на открытых пляжах, где нет спасателей. Поэтому Никамагомедов советует всем, кто решил искупаться на диком пляже: «Есть хорошая пословица – не зная броду, не лезь в воду. Лучше купаться на оборудованных пляжах, где есть спасатели, и где перед началом купального сезона обследуют дно».
Некоторые родители ведут себя беспечно, приходят на пляж с ребенком и, пока дети играют в воде, взрослые проводят время с телефоном. «Родители должны осознавать свою ответственность перед детьми. Если пришли на море, то тут не нужны телефоны, WatsApp. Полминуты хватает, чтобы потерять ребенка. Вот недавно пришлось сделать замечание женщине, пришла на пляж с семью детьми. Говорит, знакомые ее попросили – возьми моего, возьми моего. Отказать не смогла. Но как она уследит за ними?» – рассказывает спасатель.
ЗА КАЖДЫМ НЕ УСЛЕДИШЬ?
В дирекции МКУ «Центральный городской пляж» Махачкалы отмечают, что здесь ЧП в воде практически исключены: по всей территории дежурят спасатели Махачкалинской базовой спасательно-поисковой службы при МЧС РД. Сам факт открытия купального сезона, несмотря на предупреждения Роспотребнадзора об угрозах здоровью населения, заместитель директора МКУ Рашид Исмаилов объясняет относительной чистотой воды на городском пляже, указывая на то, что «со стороны пляжа никаких канализационных стоков нет». Касаемо происшествий во время отдыха на воде, он отмечает, что в прошлом году были два случая утопления, но людей удалось спасти. Год назад погибли двое отдыхающих, но «их смерть не была связана с утоплением. Один погиб у кромки воды, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в другом случае умерла женщина, причиной смерти послужил инфаркт». Исмаилов отмечает, что, помимо культуры поведения на воде, жителям республики необходимо научиться вести себя и на пляже. С его слов, некоторые посетители потребительски относятся к инвентарю и территории пляжа. «Они должны понимать, что городской пляж создан для них, отдыхающих, поэтому они и сами должны быть заинтересованы в чистоте вокруг себя и сохранности пляжного оборудования. Здесь отдыхают приезжие, своим отношением к пляжу мы формируем у них представление о нашей общей культуре», – говорит замдиректора МКУ.
Спасатели первого класса Мурад Мурадисов
и Заур Гафуров, обслуживающие городской пляж, уверены, что все ЧП на воде происходят из-за того, что люди недооценивают сложность Каспийского моря. «В республике больше 100 пляжей, за каждым человеком спасателя не закрепишь. Только на один городской пляж в день приходит до 1000 человек. Надо, чтобы люди не забывали о мерах безопасности. У моря много подводных течений, которые меняются. Немного течение унесло от берега, обратно плыть уже трудно. Мы проводим профилактическую работу, объясняем, что нельзя оставлять без присмотра детей, предупреждаем, чтобы не заплывали дальше ограничительных знаков. Были случаи, когда делали людям замечания, потом им же приходилось оказывать помощь, – рассказывает Мурадисов. – Или же ребенок лежал на надувном матрасе, его постепенно отнесло в море, мы его спасли, в то время как родитель даже не заметил, что жизнь ребенка в опасности».
Со слов Мурадисова, в штате Махачкалинской базовой спасательно-поисковой службы работает 40 спасателей, в каждой смене по 10 человек, наблюдение за морем ведется круглосуточно. «У нас 4 вышки на берегу, два катера, шлюпка и полный комплект спасательного инвентаря – круги спасательные, жилетки, есть снаряжение для проведения водолазных работ. Буйки регулярно выставляются администрацией городского пляжа, волной их выбрасывает на берег. В основное время обходим территорию, контролируем поведение купающихся, реагируем на сигналы. Недавно в 22: 10 нам поступил сигнал, в районе 4-го поста мы вытащили из воды девушку, оказали ей первую помощь».
До приезда «Скорой», первую помощь оказывают именно спасатели.
«Спасатели не только на вышке находятся, они проходят по берегу, особое внимание уделяется детям, чтобы они находились рядом с родителями. Случается, подростки самовольно на пляж приезжают на велосипедах, а родители и не знают, где они находятся, таких мы прогоняем с пляжа», – говорит Гафуров. По его словам, людям надо оценивать свое состояние здоровья. В некоторых случаях спасателям приходилось вытаскивать плавающих, страдавших эпилепсией. В течение 6 минут можно спасти тонувшего, вернуть его к жизни, говорит спасатель, если не успеешь, мозг отмирает, и уже ничем человеку помочь нельзя.
P.S. «МИ» направили запрос в адрес Минздрава РД, чтобы получить ответы на вопросы: все ли пляжи Махачкалы имеют специализированные медицинские пункты, достаточно ли этого количества и скольким пострадавшим на воде оказана медицинская помощь в этом году. На момент публикации официальный комментарий получен не был.
Лариса ДИБИРОВА