Президент России Владимир Путин подписал закон, регулирующий правила сноса самовольно построенных домов. При этом оговорены случаи защиты прав добросовестных собственников таких строений.
СНЕСТИ ИЛИ УЗАКОНИТЬ?
Новый документ уже прозвали «законом о самострое», хотя официально он звучит как «Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”».
Понятие «самовольной постройки» в законе определяется следующим образом: если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства, то она признается самопроизвольной.
«Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка – например, о нарушении расстояний до трубопроводов, действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе сведений о зоне нет – тогда объект не будет являться самовольной постройкой. Таким образом, защищаются добросовестные приобретатели», – прокомментировал законопроект СМИ председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Для владельцев самовольно построенных объектов есть два выхода – привести их в соответствие с установленными требованиями, или такая постройка должна быть снесена в срок от трех месяцев до года.
Причем самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в следующих случаях: если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН, если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом, и если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года, Земельного кодекса (30.10.2001) и отсутствуют необходимые документы на объект или на землю.
Определены ограничения, когда может применяться административный снос строения. Запрещен административный снос на частных землях, кроме случаев, если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Закон также определяет механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок, в качестве меры противодействия недобросовестным застройщикам.
ГОРОДСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Какие последствия вступивший в силу закон может иметь для махачкалинских «самостроев», «МИ» рассказал начальник управления по вопросам координации капитального строительства городской администрации Магомедгаджи Залбеков.
«Учитывая сегодняшнее положение дел относительно самовольных построек, а также исходя из обзора судебной практики относительно “самостроев”, принятие нового закона является своевременной и актуальной мерой реагирования, нацеленной на формирование объективного механизма признания построек “самовольными”, усовершенствование мер по противодействию самовольному строительству, а также совершенствование механизма признания права собственности на самовольные постройки, который становится более понятным для собственников.
Согласно закону, при отсутствии сведений об ограничении использования участка в публичном доступе на момент выдачи разрешения на строительство, выделения земли, регистрации права на уже возведенное строение, постройка не должна признаваться самовольной.
Еще одно существенное новшество – это изъятие земельного участка у собственника, не выполнившего решение о сносе самовольной постройки, где также подробно разъяснен порядок возмещения расходов на снос в случае изъятия земельного участка.
Закон ограничивает случаи внесудебного сноса, что также позволяет более объективно и качественно рассматривать вопросы незаконных объектов капитального строительства и существенно сужает поле для коррупционных проявлений.
В документе говорится, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом, решения о сносе самовольной постройки в нескольких случаях. В частности, если такая постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного пользования которого не допускает строительства на нем такого объекта. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом ее характера, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев. Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем двенадцать месяцев и более чем три года.
Согласно закону, такие решения не могут быть приняты органом местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому административный снос постройки, которая расположена на частных земельных участках, невозможен, за исключением нескольких случаев. К примеру, если сохранение самовольного строения на частной земле создает угрозу жизни и здоровью граждан. Этот пункт можно считать своеобразной “амнистией” для объектов капитального строительства, возведенных в рамках градостроительных норм», – рассказал Залбеков.
Вместе с тем, как считает начальник управления по вопросам координации капитального строительства, исходя из анализа принятого закона, остаются не до конца урегулированными следующие вопросы: в каком случае возможен только снос и в каком случае приведение строения в соответствие с установленными требованиями; изъятие земельного участка, когда участок существенно превышает площадь самовольной постройки.
КОВШОМ ИЛИ ТРОТИЛОМ?
В первую очередь, снос затрудняется по причине нехватки средств и специализированной техники для сноса. Хотя современные технологии в этой области применяются давно.
10 августа в рамках подготовки строительства путевой развязки на автодороге М-29 «Кавказ», на участке от северного поста ГИБДД Махачкалы в сторону Буйнакска, специалисты путем контролируемого взрыва демонтировали стелу.
Как рассказали «МИ» в Федеральном управлении автомобильных дорог «Каспий», это первый подобного рода опыт в Дагестане, когда путем контролируемого взрыва сносятся большие строительные конструкции. Взрывные работы выполнялись субподрядчиком предприятия, который оказался недоступен для комментариев.
Возникает резонный вопрос: почему подобная технология не применяется к подлежащим сносу махачкалинским многоэтажкам?
Ее суть состоит в том, что вначале специалисты тщательно изучают здание, готовящееся к сносу. Надо выявить расположение несущих колонн и других важных элементов в каркасе постройки. В определенных местах сверлятся отверстия, которые заполняются строго рассчитанным количеством взрывчатого вещества. Все места закладки взрывчатки соединяются с главным пультом.
Главной особенностью технологии является то, что разрушаемая конструкция после взрыва рушится внутрь самой себя. Весь процесс занимает несколько минут, после чего остается только вывезти строительный мусор.
В нашей стране, не говоря уже о других государствах, контролируемый взрыв все чаще используется для разрушения отслуживших свое многоэтажных конструкций.
Если властям города или службе судебных приставов удастся найти подобную компанию и договориться с ней по всем финансовым аспектам, то снос незаконно, и главное – некачественно построенных многоэтажек займет минимум времени. Даже один подобный прецедент наверняка способен приостановить массовую и хаотичную застройку Махачкалы.
ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Даже если суд примет решение о сносе незаконного самостроя, осуществить этот процесс бывает нелегко.
В управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан рассказали «МИ», что снос самовольно возведенных строений осуществляется приставами только в рамках исполнения соответствующих судебных решений.
«По состоянию на 7 августа 2018 года на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по РД находилось 499 исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и объектов. 34 самовольно возведенных объекта снесено, шесть из них – за счет нарушителей», – сообщили в ведомстве.
О необходимости строгого соблюдения градостроительных норм не раз говорил врио Главы РД Владимир Васильев. 13 августа на совещании с участием руководителей органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти республики он напомнил, что в его распоряжении имеется много фактов, когда капитальные строения стоят там, где не должны.
«Очень трудно благоустроить территорию, которая обезображена, где построены здания с грубейшими нарушениями норм. Поэтому обращаюсь ко всем: каждый, кто допустит впредь такое строительство на вверенной ему территории, может сразу писать заявление об уходе», – предупредил глава региона.
Тимур Алиев