Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД приступило к реализации проекта по восстановлению республиканского ипподрома и конюшни «Дагестанская», где десятилетиями выращивали чистокровную ахалтекинскую породу.
ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ
Как рассказали «МИ» в Минсельхозпроде РД, первые представители ахалтекинской породы были завезены в Дагестан около пятидесяти лет назад известным селекционером Владимиром Шамборантом. Государство оказало поддержку перспективному начинанию и выделило 800 гектаров земли на берегу Каспийского моря. Так и возник совхоз «Дагестанский», впоследствии получивший статус племенного конного завода.
Чистопородные лошади, выращиваемые на заводе, неоднократно становились чемпионами и призерами выставок и скачек всесоюзного, а впоследствии и всероссийского уровня.
В суровые 90-е годы, несмотря на все трудности, завод выжил. Лошади продолжали участвовать во всероссийских и международных соревнованиях. В 1999 году жеребец Кепдери стал чемпионом породы и обладателем престижного международного приза «Дерби».
Конюшня не только сумела остаться на плаву, но и зарабатывать. Жеребцы реализовывались через различные, в том числе международные аукционы.
Выжив в суровое лихолетье 90-х годов, предприятие прекратило свое существование в период правления Рамазана Абдулатипова. В апреле 2016 года постановлением Правительства РД конюшня была ликвидирована. Принадлежавшее ей поголовье лошадей и остальное имущество было передано частной организации на сохранение, а земли распределены: 115 гектаров – ООО «Койсу», 392 гектара – в казну РД, 135 гектаров – МО «Карабудахкентский район» и 26 гектаров – ВМФ России.
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Начальник отдела развития отраслей животноводства Минсельхозпрода РД Ибрагимгаджи Идрисов рассказал «МИ», что с приходом нового руководителя министерства Абдулмуслима Абдулмуслимова
начали реализовываться конкретные меры по возрождению племенного коневодства. В мае 2018 года в Минсельхозпроде РД прошло совещание с участием коневладельцев республики, где по инициативе министра была создана специальная комиссия по выработке мер по улучшению породы и дальнейшему разведению ахалтекинской породы лошадей. Результаты проведенной комиссии были доложены Главе Дагестана Владимиру Васильеву. Предложение о возрождении государственной конюшни с племенным конезаводом нашло поддержку у руководства Дагестана.
«Когда члены комиссии выехали с проверкой на конюшню, переданную на сохранение частной организации, то поняли, что положение надо срочно исправлять. Лошадей недостаточно кормили, министерству пришлось срочно изыскивать корма, хотя это и не входило на тот момент в наши полномочия», – рассказывает Идрисов.
Вызывает уважение и поступок работников конюшни. Несмотря на то, что им месяцами не выплачивали зарплату, они не бросили лошадей на произвол судьбы, и продолжали следить за животными.
Как рассказал Ибрагимгаджи Идрисов, сейчас на конюшне находятся 105 коней. Для сохранения поголовья редкого генофонда лошадей ахалтекинской породы Минсельхозпрод РД совместно с Минимущества РД занимается оформлением документов по созданию ГБУ «Заводская конюшня “Дагестанская”» с племенным конезаводом». В бюджет республики на эти цели на 2019 год заложено 13 миллионов рублей.
Также рассматривается вопрос строительства ипподрома на условиях частно-государственного партнерства. Он расположится недалеко от конюшни.
МНОГОЭТАЖКИ ВМЕСТО КОНЮШЕН
Какова судьба бывшего республиканского ипподрома, расположенного между Махачкалой и Каспийском? Его территория была продана частной компании, которая предполагает построить здесь жилой комплекс «Порт-Петровск».
Вот что по этому поводу писал экс-глава РД Рамазан Абдулатипов на своей странице в Инстаграм:
«Нам презентовали проект комплексной застройки территории “Порт-Петровск”. Победителем конкурса на разработку проекта стала московская компания “Гипрогор”. Новый жилой комплекс будет значительно отличаться от других жилых районов за счет воплощения принципа “город в городе”. Здесь будут представлены все сегменты деловой, социальной и жилой недвижимости. Этот долгожданный проект будет реализован на территории бывшего ипподрома».
При этом Абдулатипов отметил, что «Махачкала практически оказалась уничтоженной – все застроено, а для человека нет места. Поэтому мы хотим показать пример, как надо обустраивать качественную городскую среду. “Порт-Петровск” должен стать уникальным, цивилизованным поселком, где будут соседствовать архитектура, культура, эстетика и этика».
Бывший главный архитектор Махачкалы Магомедрасул Гитинов (находится под следствием в рамках расследования уголовных дел по статьям «Халатность» и «Совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, с причинением тяжких последствий». – Прим. «МИ»), в свою очередь, заявил, что ипподром экономически себя не оправдывает. «Размещать его в центре в таком состоянии, в котором он находится, нет смысла», – заявлял ныне опальный архитектор.
После выхода Постановления Правительства РД о ликвидации конезавода и передачи территории ипподрома под строительство общественность республики потребовала у властей разъяснений. На сайте сhange.org появилась петиция против закрытия конезавода «Дагестанский», набравшая несколько тысяч подписей.
После этого Абдулатипов поспешил успокоить жителей. В своем стиле, разбавляя речь порой только ему понятными шутками, он написал в Инстаграм: «Завод продолжит работать, ахалтекинских лошадей никто не съест! В ближайшее время предприятие перейдет в другой формат работы на основании государственно-частного партнерства».
Об отношении бывшего главы республики к проблемам племенного конезавода говорит и такой факт. В марте 2016 года на территории предприятия состоялось выездное совещание с участием Рамазана Абдулатипова и бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия РД Мусафенди Велимурадова.
«Рамазан Абдулатипов, осмотревшись, полушутя сказал, что здесь неплохо было бы построить санаторий. Однако работники конезавода вернули его к теме, сказав, что для поддержания такого традиционного для Дагестана предприятия им бы хватило 15 миллионов рублей. Глава республики после небольшой паузы одобрительно кивнул и ответил, что для такого хорошего дела можно было бы выделить и 20 миллионов рублей. Выждав мгновение, Абдулатипов окончательно “обрек” коневодов на счастье – поднял сумму предполагаемой помощи до 50 миллионов рублей», – пишет «Черновик».
Пламенные обещания Абдулатипова так и остались нереализованными. Через несколько дней директора конезавода пригласили в Минсельхоз, где сообщили, что предприятие ликвидируют.
На территории бывшего ипподрома пока еще работает единственная в Дагестане конно-спортивная школа «Джигит». Она арендует участок площадью около гектара. Школа пользуется популярностью у детей, здесь располагаются крытый манеж, конюшня, летний загон, классы для теоретических уроков.
Но и «Джигит» стоит на грани закрытия – финансирование осуществляется в недостаточном объеме, а с началом строительства многоэтажного микрорайона лошади здесь уже будут никому не нужны…
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
Позитивные новости о перспективах развития коневодства в республике настраивают на оптимистический лад. Хочется надеяться, что проблемы отрасли останутся в прошлом, и дагестанские породистые лошади еще дадут о себе знать.
«Я работаю на конезаводе практически с момента его основания. В ахалтекинских лошадях много прекрасных качеств. Любовь к этой породе побудила меня в свое время поступить в Тимирязевскую сельхозакадемию и выучиться на коневода-зоотехника. Труд конников тяжелый. Конюх уже с первых дней жизни молодой лошади должен терпеливо прививать жеребенку необходимые навыки, делать его послушным. Зная удивительные качества и красоту ахалтекинских лошадей, мы старались не прекращать племенную работу и сохранять чистоту этой уникальной породы, и нам это удавалось», – рассказывает конезаводчик Рамазан Гасанов.
Заместитель председателя Правительства РД – министр сельского хозяйства и продовольствия РД Абдулмуслим Абдулмуслимов, побывавший на заводской конюшне, поручил составить новый селекционный план, сделать выбраковку и вывод из стада животных с низкими хозяйственно-полезными признаками, а также представить расчеты по улучшению условий содержания и кормления племенных лошадей. Специалисты также рассматривают варианты организации на территории конезавода иппотерапевтического центра для лечения детей, страдающих ДЦП, различными нарушениями опорно-двигательной системы и аутизма. На возрожденном ипподроме планируется возобновить скачки и конно-спортивные игры.
«Развитие заводской конюшни и племенного конезавода – это не только вопросы сохранения культурных традиций дагестанских народов и развития конного спорта, но и возможность развивать конный туризм, осуществлять конные парады и постановки с участием всадников в дни различных праздников и торжеств», – поделился своими планами Абдулмуслимов.
Тимур АЛИЕВ