На прошлой неделе Минздрав Дагестана объявил о грядущем процессе реорганизации медучреждений республики. Реформирование имеющейся структуры предполагает объединение 37 медицинских организаций с целью оптимизации их работы, повышения эффективности и качества оказываемых услуг. Слияние коснется не только местных больниц, но и поликлиник. Инициативу поддержала министр здравоохранения России Вероника Скворцова.
РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЛОСЬ ВЗВЕШЕННО…
Объединение медицинских организаций позволит сэкономить финансовые средства и повысить качество медицинской помощи, считают в Министерстве здравоохранения Дагестана. В этом видит главную задачу реструктуризации и министр Джамалудин Гаджиибрагимов. В ведомстве обращают внимание на то, что объединение 37 медицинских учреждений позволит повысить эффективность имеющегося в республиканской системе здравоохранения технического, кадрового и финансового потенциала. Предполагается, что оптимизация позволит экономить около 38,4 млн рублей ежегодно.
«К примеру, далеко не все городские и районные больницы и поликлиники располагают самым современным оборудованием и квалифицированными специалистами узкого профиля. Объединение медучреждений позволит решить эти трудности: легче будет перераспределять кадровый и технический ресурсы, а жители республики смогут получать более качественную и доступную медицинскую помощь», – говорится в официальном заявлении пресс-службы Минздрава РД.
Пользователи социальных сетей новость о предстоящей оптимизации восприняли по большей части негативно. Дагестанцы опасаются, что этот процесс повлечет за собой массовое сокращение врачей, как это происходило в Москве. Однако в республиканском Минздраве обещают: медицинских работников оптимизация не коснется. Более того, она никак не отразится и на заработной плате. Сокращения произойдут лишь среди дублирующих друг друга штатных единиц в отделах кадров, бухгалтерских и медицинских службах медучреждений. Для трудоустройства специалистов, которые попадут под сокращение, будут привлечены центры занятости. Путь оптимизации прошли уже многие федеральные субъекты, поэтому в Дагестане это решение принималось взвешенно, с изучением опыта других регионов страны, уточняют в республиканском Минздраве.
НИВЕЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ
Свою экспертную оценку этому процессу дал главный врач Республиканской клинической больницы №2 Ибрагим Магомедов, который 6 лет назад запустил процесс реформирования работы РКБ, а в сентябре прошлого года начал реструктуризацию в Республиканском медицинском центре.
«Я курирую Левашинский район. Кроме центральной районной больницы, там было 6 участковых больниц, у которых нет ни необходимого оборудования, ни специалистов для оказания всего спектра первичной медико-санитарной помощи, включая диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры взрослых и детей. Они юридически самостоятельны, но у них нет достаточных финансовых средств для поддержания своей инфраструктуры, диагностической базы, они не всегда могут или хотят покупать недостающие услуги на стороне, хотя закон это предполагает. Скудные средства не позволяют, а есть подушевой норматив, в рамках которого все услуги должны быть оказаны.
Второй момент – они не подчиняются формально и фактически главному врачу центральной районной больницы, который де-факто отвечает за все здравоохранение в районе.
В таких медучреждениях не всегда заняты койки, там недостаточное посещение. Я лично не видел и за руку никого не ловил, но, говорят, что в этой связи они приписывают себе работу. Я сейчас говорю не о Левашинском районе, а о ситуации в целом», – рассказал в комментарии «МИ» Ибрагим Магомедов.
По мнению главного врача РКБ №2, Министерство здравоохранения Дагестана приняло такое решение именно с целью нивелировать ситуацию.
Эксперт считает правильным путь к централизации и объединению всех человеческих, материальных и инфраструктурных ресурсов. Это необходимо для повышения уровня оказываемых медицинских услуг, уверен он. Однако в ходе оптимизации медицинские организации не должны закрываться.
«Если спросите, нужно ли закрывать эти медучреждения, – нет, не нужно, потому что медицинская помощь должна быть как можно ближе к человеку, который при этом имеет право обращаться к возможностям крупных районных больниц», – подчеркивает специалист.
Главврач РКБ №2 уверен, что каждый случай нужно рассматривать индивидуально. К примеру, в вопросе объединения женских консультаций и родильных домов он считает, что эффективнее было бы решение по объединению женских консультаций и поликлиник.
ВСЕ ЭТО НУЖНО МЕНЯТЬ…
При этом сравнение подобной реструктуризации с тем, что было сделано в Москве, Ибрагим Магомедов считает некорректным.
«Между тем, что происходило в Москве, и тем, что происходит в Дагестане, очень большая разница. В Москве оптимизировали конкретно и решительно – у них есть ресурсы и огромные деньги для того, чтобы подправить, если что-то где-то пойдет не так. У Дагестана таких денег нет. Поэтому здесь все это будет происходить аккуратно», – уверен эксперт. К тому же, по его мнению, в Дагестане нет необходимости сокращать штаты медицинских работников, скорее, наоборот, во многих районах наблюдается их острая нехватка: «Просто есть диспропорция. В Хасавюртовской районной поликлинике не хватает 84 врача. Есть другие районные поликлиники, где не хватает до 50 человек, 30, 20… Это в Махачкале медикам невозможно устроиться на работу, а в горных районах пациент не может попасть к врачу, потому что его вообще нет, не может пойти на операцию, потому что анестезиолога нет или хирурга, а если и есть, то он оперирует по-старому. Все это нужно менять».
К сожалению, дагестанская практика такова, что, обратившись в больницу или поликлинику, больного направляют в разные медучреждения на УЗИ, МРТ, анализы или другие дополнительные исследования. Идеальным решением могли бы стать крупные государственные медицинские центры, где «все включено».
«Нам надо стремиться к тому, чтобы человек за одно посещение получил все, что необходимо, чтобы он не мыкался туда-сюда, не стоял долго в очередях то здесь, то там. Это принципы бережливости, которые нужно внедрять, тем более сейчас, когда каждая единица труда оплачивается не по часам, а по выполненному объему работ», – резюмирует Ибрагим Магомедов.
Напомним, что программа «Бережливая поликлиника» реализуется в Дагестане с октября 2018 года. В пилотный проект вошли три медицинских учреждения: детские поликлиники №1 и №4 в Махачкале, а также 1-я взрослая поликлиника. Принципы бережливости планируется внедрять не только в поликлиниках, но также в больницах в рамках программы «Бережливый стационар». На новую модель работы в этом году перейдут порядка 26 медицинских учреждений. Среди них Республиканский диагностический центр, онкологический диспансер, Республиканский ортопедо-травматологический центр, Каспийская ЦГБ, Хасавюртовская ЦГБ, Республиканский перинатальный центр и другие медицинские организации.
ОСУДИТЬ НЕГОДЯЕВ И ВЗЯТОЧНИКОВ
Как подчеркивает в комментарии «МИ» заслуженный врач Республики Дагестан, бывший главный врач ГБУ РД «Республиканский центр здоровья» Абдула Гаджиев, давать оценку реструктуризации медучреждений в регионе пока рано.
«Насколько я знаю, этот процесс идет по всей стране. Наверное, есть определенные директивы, экономическое обоснование и т.д. Оценивать, хорошо это или плохо, не зная, что будет сделано, какие конкретно больницы или поликлиники будут присоединены, и к чему, опрометчиво», – уверен собеседник «МИ».
По мнению Абдулы Гаджиева, главная задача сегодня другая – поднять имидж дагестанской медицины.
«В системе республиканского здравоохранения в последнее время произошло много позитивного. Новым руководством Минздрава предпринимаются решительные шаги во многих вопросах, но есть проблема, которая решится не сразу, – имидж дагестанской системы здравоохранения. Он во многом зависит от отношения к больным. Нужно поднять имидж здравоохранения и медицинских работников. В этом направлении гораздо труднее будет работать, потому что это не зависит от одного решения руководства.
Здесь все зависит от медицинского сообщества и общественного мнения. Общество должно давать оценку. “Свой”, “негодяй, но наш негодяй”… – этого не должно быть. Нужно создать обстановку нетерпимости общественности к негодяям и взяточникам», – высказал свою позицию эксперт.
Бэла БОЯРОВА