От маршруток до метро


На презентации новой партии троллейбусов, поступивших в Махачкалу, мэр города Салман Дадаев дал поручение подготовить детальный анализ по каждому маршруту с учетом количества перевозимых пассажиров. Эти сведения необходимы для определения программы модернизации общественного транспорта. Готова ли Махачкала к подобным начинаниям?

 

АВТОБУС ПЛЮС ТРОЛЛЕЙБУС

Пока в город поступили три низкопольных троллейбуса «Авангард-5298», изготовленных на машиностроительном предприятии «Транс-Альфа-Электро» в Вологде. Они будут курсировать по маршруту, который соединяет поселок Ватан, ЦУМ, и далее в Каспийск до завода «Дагдизель».

Отличие новых троллейбусов в том, что они в случае отключения электроэнергии могут двигаться на аккумуляторе. В них установлены кондиционеры, камеры видеонаблюдения, есть зарядные устройства для мобильных телефонов.

МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» располагает около 50 машинами. На линию выходят далеко не все по причине износа (некоторым троллейбусам около 20 лет) и частых поломок.

Впрочем, дальнейшая судьба троллейбусов пока под вопросом. У предприятия накопились долги перед энергетиками. В Арбитражном суде рассматривается иск Дагестанской энергосбытовой компании с просьбой признать троллейбусное управление банкротом за долги в размере более 17 миллионов рублей.

Непростая ситуация и с другим городским пассажирским транспортом – автобусами. В 2015 году Правительство РД закупило 68 автобусов «Нефаз», которые в народе прозвали «Метанами». На эти цели было потрачено около 500 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов. Для пассажиров установили цену за проезд в сумме 10 рублей – предполагалось, что выпадающие доходы предприятие будет компенсировать, получая субсидии из республиканского бюджета.

Сейчас на линию выходят около 40 машин, которые ездят в Каспийск и пригородные поселки. Остальные простаивают в гараже из-за поломок, на их ремонт денег нет.

По словам директора Махачкалинского ПАТП №2 Юсупа Сулейманова, долги предприятия составляют около 180 миллионов рублей. Несмотря на то, что с конца января тариф на перевозку пассажиров повысился до 15 рублей, погасить задолженность не представляется возможным.

«Автобусы выполняют большую социальную миссию, так как возят людей, которые не могут оплатить маршрутку. Тем более что на маршрутном такси, в отличие от автобуса, приходится с пересадками добираться до Каспийска. График движения у автобусов – с 6 утра до 12 часов ночи», – говорит Сулейманов.

Долги образовались при бывшем руководителе предприятия, на которого возбуждено уголовное дело. Чтобы уберечь автопредприятие от банкротства, коллектив обратился за помощью к Главе РД Владимиру Васильеву.

 

ЛЬГОТЫ И СУБСИДИИ

Осматривая поступившие в город троллейбусы, Салман Дадаев предложил создать социальную карту махачкалинца, которая позволит учитывать льготы пенсионерам, школьникам и студентам. Он также поручил подготовить предложения по внедрению электронной системы платежей и новые схемы проезда общественного транспорта.

Но насколько реально применение льгот в общественном транспорте Махачкалы? В свое время в Дагестане, как и в некоторых других регионах страны, была проведена монетизация льгот – их заменили денежными компенсациями.

Как рассказал «МИ» начальник управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Махачкалы Андрей Гусейнов, имеется поручение Главы Дагестана Народному Собранию рассмотреть возможность субсидирования проезда разным категориям граждан.

Гусейнов отметил, что муниципальные бюджеты при наличии финансовой возможности могут предусмотреть дополнительные льготы отдельным категориям пассажиров, независимо от того, частный это или государственный транспорт.

«Компании-перевозчики получат разницу от выпадающего тарифа. Но в бюджете Махачкалы таких средств нет. Народное Собрание может выделить средства в виде дотаций в бюджет Махачкалы, откуда субсидии направят на перевозку пассажиров», – рассказал Гусейнов.

Он также отметил, что городской бюджет сейчас субсидирует только перевозку граждан на троллейбусе – это 8 рублей 65 копеек с тарифа, который составляет 13 рублей. В 2018 году на эти цели было выделено 15 миллионов рублей.

По поводу предоставления льгот у антимонопольной службы имеется свое мнение. Как рассказал 19 февраля на встрече со СМИ врио руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Каир Бабаев, дотации должны быть адресными.

«Есть пенсионеры, школьники, инвалиды, другие категории, нуждающиеся в подобных дотациях. Мы считаем, что субсидия не должна предоставляться перевозчику, она должна быть адресной», – считает Бабаев.

 

СНОВА О МАРШРУТКАХ

Перейдем к самому проблемному виду городского транспорта в Махачкале – маршрутным такси. Позиция части водителей, не желавших работать по повышенному тарифу в 23 рубля, заставила заново взглянуть на ситуацию в сфере перевозок.

На одном из последних совещаний в мэрии Махачкалы, руководители транспортных компаний объяснили необходимость повышения тарифа тем, что со всеми водителями заключаются трудовые соглашения. При этом, по причине того, что заработная плата должна быть не меньше минимального размера оплаты труда, компании вынуждены нести финансовые издержки в связи с необходимостью устанавливать тахографы и кассовые аппараты.

Тем временем Дагестанское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении семи компаний, занимающихся пассажирскими перевозками в Махачкале.

Как выявила проверка, только одна компания-перевозчик из восьми – «Автоград» не повысила цены на проезд в маршрутках.

Признаки нарушения статьи закона, выразившиеся в единовременном повышении стоимости проезда на одну и ту же величину (с 17 до 23 рублей), выявлены в действиях компаний «Третий парк», «Астория», «Трансфлот», «Горавтотранс», «Современная транспортная система», «Новострой-Транс» и «Пилот».

«Ранее Дагестанское УФАС, в связи с появившимися в маршрутных такси Махачкалы объявлениями о планируемом повышении цены на проезд с 17 до 23 рублей, направило запросы в восемь компаний, осуществляющих пассажирские перевозки в Махачкале. Согласно запросам, перевозчики должны были предоставить в антимонопольный орган экономическое обоснование роста тарифа. Из восьми компаний только фирма “Автоград” сообщила, что не повысила тариф на проезд и не планирует его повышать. Остальные компании предоставили свои обоснования роста цен. У некоторых перевозчиков они были полностью идентичные», – рассказал представитель УФАС.

Как полагают в антимонопольной службе, подобная ситуация сложилась из-за того, что конкурсы по отбору фирм-перевозчиков были проведены не в соответствии с антимонопольным законодательством.

Рассмотрение антимонопольного дела продолжается. Несмотря на отсутствие окончательного решения антимонопольной службы, объявления о повышении платы за проезд развешаны на маршрутных такси, и водители требуют за проезд 23 рубля.

Председатель Дагестанского независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев полагает, что в повышении цен на перевозки в маршрутных такси основную вину несут владельцы компаний-перевозчиков.

«В Махачкале около трех тысяч маршруток, водителей оформили на 0,25 ставки оплаты труда. Они ежемесячно платят руководству сумму путевого листа, которая вполне достаточна для уплаты налогов и содержания штата компании. Но владельцы транспортных фирм не платят все положенные налоги», – говорит Набиев.

Сумма так называемой «путевки» составляет от 3 до 8 тысяч рублей в месяц, в зависимости от маршрута, рассказали «МИ» водители маршруток.

По словам Набиева, выходом из сложившейся ситуации было бы зарегистрироваться водителям в качестве индивидуальных предпринимателей, самостоятельно платить налоги и выбирать, на каком маршруте им работать.

Приближение цены проезда по городу к расходам при поездке в собственном автомобиле может привести к заполнению Махачкалы личным автомобильным транспортом, считает юрист Расул Кадиев. Соответствующие расчеты, опубликованные в газете «Новое дело», он привел для проекта «Институт города».

«Например, жителю Каспийска станет выгоднее приезжать на своем автомобиле, чем тратить каждый день по 70 рублей на проезд в маршрутке.

Такую же стратегию могут выбрать родители школьников, которые из-за увеличения стоимости проезда начнут возить детей на личном автотранспорте», – считает Кадиев.

 

БЕЗ МЕТРО И ВЕЛОСИПЕДОВ

В июне 2018 года сотрудники института «МосгортрансНИИпроект» презентовали в Махачкале математическую транспортную модель Махачкалы. Она включает в себя информацию о характеристиках проезжей части, разрешенных направлениях движения, скоростном режиме, выделенных полосах, маршрутах и остановках общественного транспорта.

Проект предусматривал строительство в городе наземного метро, автоматическое перераспределение потока машин по другим улицам, организацию на автодорогах сети велодорожек. Для общественного транспорта предполагалось выделить специальные полосы.

Как идет реализация этого проекта, «МИ» рассказал заместитель начальника отдела организации и обеспечения безопасности дорожного движения Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации Махачкалы Рустам Рабаданов.

«Горадминистрация заказала у института комплексную схему организации движения на 19 улицах. Мероприятия выполняются поэтапно в рамках программы “Безопасные и качественные дороги”. Схема организации дорожного движения рассчитана на программном обеспечении, есть участки улиц, где планируется ввести одностороннее движение, к примеру, по ул. Дахадаева и ул. Абубакарова. Работа будет вестись по трем улицам в год. Что касается наземного метро, то существующая уличная дорожная сеть Махачкалы была признана не соответствующей требованиям ГОСТ. То же касается велосипедных дорожек – геометрические параметры перекрестков улиц не позволяют вводить подобные инновации», – рассказал Рабаданов.

Исходя из анализа публикаций в соцсетях, вопросы совершенствования общественного транспорта Махачкалы горожане оценивают как одно из приоритетных направлений в работе нового мэра. Салман Дадаев в бытность главой управы Басманного района Москвы уделял большое внимание работе общественного транспорта, организации парковок, в том числе во дворах микрорайонов. Накопленный опыт придется реализовать в Махачкале, но, учитывая, состояние городской инфраструктуры, это будет непросто…

 

Тимур Алиев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...
spot_imgspot_img

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам