«Махачкалинские известия» – о нелегкой работе сотрудников ГАИ
3 июля в России отпраздновали День сотрудников Госавтоинспекции. Люди, от работы которых зависит безопасность на дорогах и жизни водителей и пешеходов. Корреспондент «МИ» окунулся в дорожно-патрульные будни и провел дежурство с сотрудниками махачкалинской ДПС.
«Стоит водителю начать разговор, как мы сразу понимаем, кто за рулем и какой подход к нему нужно применить. Работа сотрудника ДПС – это, в первую очередь, психология», – говорит инспектор ГИБДД Нурутдин Амиралиев.
* * *
Рабочий день сотрудников махачкалинского ГАИ старшего инспектора полка ДПС Нурутдина Амиралиева и инспектора ДПС Руслана Ахмедова начинается в 7 утра в республиканском полку ДПС ГИБДД МВД по РД, который находится в пригородном поселке Ленинкент. Получасовой инструктаж, ориентировки по угонам и пропавшим без вести, выдача табельного оружия, распределение мест несения службы. После окончания утренней планерки Нурутдин вместе с Русланом направляются в гараж, где их ожидает патрульный автомобиль. Устроившись в полюбившейся дагестанцам легковушке «Лада Приора», мы направляемся к месту несения службы, сегодня это проспект Гамидова в Ленинском районе столицы. Впереди 8 часов смены.
Первым делом – объезд территории. На это сотрудникам дается час, и за отведенное время нужно осмотреть места с наибольшей концентрацией ДТП, повреждениями дорожного полотна и какими-либо препятствиями.
«У каждого экипажа есть карта маршрута. Она составляется в соответствии с ситуацией на участке дороги. Одна часть патрулируемой улицы подразумевает подвижный патруль, в других местах можно патрулировать на месте. Все это бывает определено заранее», – говорит инспектор Амиралиев.
Движемся по улице, из стационарной рации звучат ориентировки и текущие задания. В этот момент прямо перед нашим экипажем ДПС на красный сигнал светофора проезжает белая «Лада Приора», видимо, не заметившая движущийся сзади автомобиль полиции. Включив проблесковые маячки, инспектор Амиралиев через громкоговоритель приказывает нарушителю остановиться.
– Старший инспектор ДПС Амиралиев. Вы остановлены за проезд на запрещающий сигнал светофора, – обращается инспектор к водителю.
– Мне создали помеху, я не успел проскочить, – возмущается водитель. Он, разговаривая с полицейским на повышенных тонах, требует у инспектора отпустить его, но правоохранители непреклонны – за нарушение надо ответить.
«Обычное дело, – говорит Амиралиев. – Не все нарушившие хотят признать свою вину, и каждый имеет полное право не давать против себя показаний. В таких случаях у нас есть видеозапись нарушения. Многие хотят поругаться с нами, вывести на эмоции, но мы стараемся не конфликтовать, наоборот, успокаиваем водителя. Мы не обижаемся, работа у нас такая».
«Просто народ не видит страшных результатов аварий,
– говорит инспектор Руслан Ахмедов. – Последствия бывают такими, что волосы встают дыбом. Даже если едешь на зеленый, ну притормози ты перед светофором. Вдруг кто-то захочет проскочить на красный. Да, опоздаешь на несколько секунд, но будешь целее».
НА ВОЛОСКЕ ОТ СМЕРТИ
Оштрафовав нарушителя, садимся в полицейский автомобиль с внутренним позывным «Байкал-290» и отправляемся на патрулирование. К слову о нашем железном спутнике – он оснащен камерами видеофиксации, записывающими как обстановку вокруг, так и внутри салона, стационарной рацией и системой ГЛОНАСС, а на передней панели перед пассажиром красуется наклейка, призывающая к ответственности за дачу взятки сотруднику полиции. По словам инспекторов, желающих откупиться от протокола «на месте» в последнее время стало меньше. После появления видеорегистраторов водители опасаются такого компромата на себя.
Пока патрульный автомобиль пробирается по оживленной улице, а из рации звучат ориентировки, инспекторы рассказывают о своей службе. Оба полицейских пришли в ГАИ почти одновременно – в 2006 и 2007 годах. Руслан Ахмедов имеет за своими плечами стаж 13 лет службы, а Амиралиев – 12.
«Мне всегда нравилась эта работа. В ГАИ я пришел в 2006 году. Помнишь это время? Стрельба, убийства, подрывы. Много же друзей я тогда потерял…», – вспоминает Руслан Ахмедов. Через три года после начала службы он стал невольным участником перестрелки и чудом остался жив.
«Помню, патрулировали улицы с двумя коллегами Магомедом
и Арсланом. Они к тому времени уже служили долгое время, а я был новичком, ничего еще толком не понимал. Нарушает, значит, перед нами белая “семерка” из 26-го региона (Ставропольский край. – Прим. «МИ»). Началось преследование, не могли догнать нарушителя, а когда все же получилось, бандиты открыли по нам огонь. Трое вооруженных мужчин с автоматами всадили в машину около 40 пуль. Просто так… обстреляли и уехали. Два моих сослуживца были серьезно ранены, а я, можно сказать, родился в рубашке, получил только касательное ранение руки», – вспоминает Ахмедов. Несмотря на опасное время, в которое ему довелось служить, он ни разу не задумывался об уходе из системы МВД.
«Страх, конечно, был. Жить хочется каждому. Но свою работу надо выполнять во что бы то ни стало», – говорит Ахмедов.
На волоске от смерти был и Нурутдин Амиралиев. В начале 2010 года он принимал участие в утреннем построении на базе ГИБДД в Степном поселке Махачкалы, когда террорист на заминированной «Ниве» пытался проникнуть на территорию правоохранителей. Тогда подозрительную машину заметил патруль, протаранивший ее на своем «уазике» и взорвавшийся вместе со смертником. Погибли пятеро полицейских, пострадали десятки сотрудников полиции.
«В этом теракте я получил контузию и осколочное ранение. Знаешь, в то время мы, выходя на работу, просто не знали, вернемся домой или нет», – вспоминает Амиралиев.
«НА ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОСТИ, ДА…»
На часах 11 дня. Экипаж дорожно-постовой службы остановился на первом месте дислокации – конец улицы Гамидова под мостом, идущим через проспект Расула Гамзатова. Ахмедов, выполняющий роль автоматчика, надевает нелегкий бронежилет и «желток», так сотрудники ДПС называют жилет зеленого цвета – обязательный атрибут сотрудника полиции, стоящего на дороге.
Буквально спустя пару минут на горизонте появляется первый нарушитель – мужчина на авто представительского класса, с непристегнутым ремнем безопасности. Нурутдин Амиралиев направляется к нему: «Здравствуйте, инспектор Амиралиев. Ремнем надо пристегиваться. Ваши документы». Водитель протягивает права, страховку и паспорт авто. Получив бумагу с выписанным штрафом, горестно вздыхает и уезжает, не забыв пристегнуться.
«Таких очень много. Кто-то говорит, что только что отъехал от тротуара, другие пеняют на забывчивость, третьи вообще убеждают, что были пристегнуты, просто я просмотрел. Ну а наша любимая фраза: „На первый раз прости, да…“», – рассказывает Нурутдинов.
Вторым нарушителем оказывается молодой человек, не пропустивший пешеходов на «зебре». Он, как и предыдущий водитель, соглашается с нарушением и, немного расстроившись, уезжает с протоколом.
«Когда видишь человека, который не пытается спорить, становится жалко его наказывать. Но что поделать. Закон есть закон», – говорит инспектор Нурутдин Амиралиев.
МЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЛЮДИ
Плавно приближается полдень, а значит, время обеда. Кафе выбирают исходя из близости к посту. В ночную смену тяжелее: приходится обходиться хот-догами и шаурмой из ларьков.
«Обеденный перерыв у нас примерно час, стараемся уложиться быстрее. Ну и его время зависит от обстановки в городе: если есть ДТП в нашем районе, сначала едем туда, – поясняет старший инспектор Амиралиев. – А вот на месте несения службы ничего не едим, ни семечки, ни орехи –
ты же в форме, нехорошо это смотрится».
После обеда экипаж садится в автомобиль и едет на следующую точку. Кстати, по городу патрульные авто перемещаются, соблюдая правила. Ведь если автомобиль едет без включенных спецсигналов и с нарушением скоростного режима, начальство принимает жесткие меры – за каждым автомобилем следит специально установленная система ГЛОНАСС.
Во время патрулирования интересуюсь у сотрудников наиболее часто встречающимися нарушениями в Махачкале.
«Наверное, самое главное нарушение – это неправильная парковка. Вот, смотри (указывает на маршрутное такси), видишь кармашек для остановки? А он останавливается прямо на дороге. Когда хочешь наказать водителя “маршрутки”, начинают возмущаться пассажиры, и ты автоматически становишься плохим в глазах людей, – говорит Амиралиев. – Очень часто игнорируют сигналы светофоров не только водители, но и пешеходы. Принимаем меры. Да, у нас не принято штрафовать пешеходов, но что-то с ситуацией делать надо».
Достаточно часто встречаются и водители, нежелающие пристегиваться ремнем безопасности.
«Многие наши водители используют такую хитрость. Ездят с пристегнутыми ремнями, но накидывают их только, когда видят наряд ДПС. А потом снимают его и едут дальше, – говорит Руслан Ахмедов. – У всех свои мотивы – кому-то неудобно, кто-то игнорирует это важное правило из принципа. Пора бы уже понять, что жизнь человеку дается только одна».
Остановившись на углу улицы Ирчи Казака и проспекта Гамидова, замечаем белую «семерку» под управлением пожилого мужчины. Он, увидев инспекторов в зеленых жилетках, за доли секунды накидывает ремень безопасности и проезжает с довольным лицом, думая, что полицейский не заметил нарушения.
«Вот, смотри, я же тебе говорил, – обращается ко мне Амхедов. – Накинул и поехал дальше, счастливый такой. Вот как его штрафовать? Взрослый же человек. Мы в первую очередь люди, а потом инспекторы ДПС».
А между тем экипаж продолжает ловить нарушителей. Одни не пропускают пешеходов, другие, даже увидев экипаж ДПС, не пытаются накинуть ремень безопасности. Уже за первый час после обеда выписано около 10 протоколов. При этом инспекторы заявляют, что никакого плана по выявленным нарушениям у них нет.
«Плана никакого нет. Но ты поверишь, если я тебе скажу, что за 8-часовую смену на оживленной улице большого города я не поймаю ни одного нарушителя? Я думаю, что нет. На участке есть перекрестки, светофоры, пешеходные переходы, но нет нарушений? Если так, то значит, что инспектор за смену занимался чем-то не тем [при условии, что на участке не было ДТП]. Это Махачкала, тут нарушителей в достатке», – говорит Амиралиев.
НА «ЗЕБРЕ» ВСЕ СПОКОЙНО
Сегодня, на удивление, спокойный день. Нарушений не слишком много, да и те не грубые. ДТП по городу есть, но в других районах. Как поясняет экипаж, дневные ДТП в основном безобидные, страдает только железо. А вот в ночное время или праздничные дни, когда машин на дорогах мало и скорости значительно выше, последствия более серьезные.
«В ночную смену инспектора работают в основном с пьяными водителями. Их бывает немного, да и не сказал бы, что они прямо выпадают из-за руля, но любой одурманенный водитель является источником повышенной опасности на дорогах», – говорит Руслан Ахмедов.
Сложнее всего инспекторам приходится в месяц Рамадан.
«Водители нервные, обозленные. Возмущаются, что мы штрафуем в священный месяц. Стараемся, конечно, делать поблажки, но полностью отступать от закона и позволять всем нарушать нельзя. Что тогда будет происходить на дорогах? Даже с учетом нашей работы в Рамадан за одну смену только в Ленинском районе произошло около 10 ДТП. А в целом летом работать проще – в июле из города уезжают все студенты, а в августе город полупустой, – делится Ахмедов. – Вообще, у нас в городе постепенно повышается культура вождения, пора бы уже (улыбается). Сейчас в городе было установлено много камер, и это, конечно, немного облегчило нашу работу, но и в них есть подвох. Камера никогда не заменит человека, потому что водитель может поставить, например, подложные номера и его никто не поймает. Или, например, машины с иностранными номерами, камеры их не фиксируют. Наш народ придумает все, чтобы обойти закон. И такое не только у нас, такое есть во всей России».
Время приближается к трем часам дня, а это значит, пора заканчивать смену. Последнее задание – обеспечить безопасность проезда кортежа Главы Дагестана Владимира Васильева. Полицейские рассказывают, что раньше для проезда первого лица республики приходилось перекрывать улицы подолгу – на 20 минут и больше. Теперь же нужно просто встать вдоль дороги по проспекту Расула Гамзатова и обеспечить беспрепятственный проезд малочисленного кортежа. Прождав около получаса, сотрудники выходят на дорогу, аккуратными взмахами жезла просят водителей уступить дорогу автомобилям сопровождения, а затем, убедившись в безопасности движения, садятся в патрульный автомобиль.
Смена окончена. Экипаж возвращается к зданию ГИБДД, сдает материалы за день, которые потом заносятся в базу. Остается помыть автомобиль, переодеться – и можно ехать домой, где ждут семьи. А завтра вновь рабочий день.
«Что нам нравится в нашей работе? Общение с людьми. Меня знает много народа. И, несмотря на то, что я по ту сторону от нарушителей, со многими складываются хорошие отношения», – обращаясь к напарнику, говорит инспектор Руслан Ахмедов.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ