Махачкалинцы ждут окончательного решения по стоимости проезда
Сколько платить в общественном транспорте – 17 или 23 рубля: маршруточные страсти не утихают и полгода спустя после реального повышения цены на проезд. Недавно разговоры и обсуждения в дагестанском сегменте соцсетей обострились в связи с предписанием дагестанского УФАС в адрес компаний, осуществляющих внутригородские перевозки.
ЕСЛИ БУДЕТ КОНДИЦИОНЕР…
И хотя в маршрутных такси и новых микроавтобусах заблаговременно появились таблички предупредительного характера, некоторые пассажиры, не желающие верить в такой скачок цены, продолжали оплачивать 17 рублей, время от времени высказывая свои претензии к водителям, которые в ответ лишь руками разводили. Основная суть этих возмущений сводилась к тому, что людям зарплату не повысили и семьям, состоящим из 4 и более человек, накладно ежедневно выделять из бюджета на проезд по 46 рублей (в обе стороны). В расчете на родителей и двух детей школьного возраста выходит примерно 184 рубля в день, и это в среднем 4 тысячи рублей в месяц.
Поэтому новость, прошедшая 26 июня в дагестанских СМИ о том, что согласно решению УФАС РФ по РД компании, осуществляющие внутригородские общественные перевозки, признаны нарушившими ФЗ «О защите конкуренции» и в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания должны вернуть прежнюю стоимость за проезд, вызвала у большей части столичного населения смешанные чувства.
Некоторые пользователи соцсетей, оставлявшие свои комментарии под новостью о понижении цены, начали припоминать случаи, когда водители буквально требовали, чтобы им оплатили по новой стоимости.
«На 16-м маршруте еще орали, когда 17 платили, и швыряли в человека монеты», – пишет fleur_art_05.
«Просто вслед лаяли, оскорбляли, вплоть до того, что грозили “больше не садитесь, если не будете платить 23”, как с цепи сорванные собаки были на маршруте 22», – прокомментировала аsiatabdulmutalova
«Больше 17-ти рублей никто не давайте», – подытожил magomedov19851746.
Вслед за этим в начале июля СМИ оповестили население о том, что две компании «Новостройтранс» и «Пилот» приняли решение о возвращении цены на проезд к исходным 17 рублям.
Однако радость населения длилась недолго: в дагестанских пабликах стали появляться посты с жалобами пассажиров на водителей маршрутных такси, агрессивно, а иной раз и в нецензурной форме реагирующих на пассажиров, которые продолжают платить по старому тарифу.
Реакция пользователей под каждым постом также разнилась. Одни советовали платить «17 рублей и убегать» и обвиняли в лицемерии водителей маршрутных такси «маршрутники – лицемеры, газовали за 17, а теперь, как почувствовали, что люди от безысходности дают 23, стали газовать за повышение». Другие искренне сочувствовали водителям «и так пашет, как конь, в такую жару целыми днями. Идите, выскажите претензии, кто этот приказ подписал, а не маршрутнику» и советовали оплачивать проезд по новой стоимости: «Если у водителя написано 23, значит, 23, зачем 17 давать!!? Неужели приятно выслушивать ругань и портить себе настроение на целый день из-за 5 рублей, это того не стоит». Некоторые писали, что новая цена их будет устраивать, если в авто будут созданы нормальные условия для пассажиров: «Я готов платить 23, если кондиционер будет в маршрутке. Сделайте, как в больших городах, маршрут с комфортом, а то убитые маршрутки берут 23 рубля». Отдельные пользователи также высказались за то, чтобы водители обозначали стоимость проезда на входной двери автотранспорта, дабы не вводить пассажиров в заблуждение…
Какую цену можно считать оптимальной для водителей и пассажиров и почему большинство компаний-перевозчиков так и не снизили плату за проезд, попытались разобраться «МИ».
ПРИЕМЛЕМАЯ ЦЕНА?
Председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев уверен, что наилучшим выходом из ситуации было бы оставить цену на прежней отметке.
– Водители маршрутных авто являются индивидуальными предпринимателями. Из установленного государством налога в 13%, а также 2% отчислений в фонды, они платят коэффициент К2 (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности) муниципальным органам. Городом принято решение, чтобы они платили 48% из этой суммы – 13% и 2%, поэтому из 17 рублей, полученных с каждого пассажира, 8 рублей уходит на ГСМ и налоговые отчисления. В результате водитель получает с пассажира 9 рублей чистого дохода. Поэтому для индивидуальных предпринимателей такая сумма оправдана. Если в день они возят по 150 пассажиров, и каждый получает 9 рублей дохода, то в день чистая прибыль составляет 1400-1500 рублей, а в месяц примерно выходит 40-45 тысяч. То есть зарплата больше, чем у учителей, – говорит Набиев, уточняя, что такой показатель выходит, если стоимость путевого листа, которую водитель оплачивает компании-перевозчику, не будет расти.
Однако, со слов председателя профсоюза, если перевозками будут заниматься не индивидуальные предприниматели, а организации, то структура отчислений сразу меняется – добавляется НДС в размере 20%. И эта сумма тоже будет включена в цену за проезд, примерно в размере 7 рублей на каждого пассажира.
По словам Набиева, организации должны проводить обновление автопарка за счет средств амортизационного фонда, однако, как правило, это происходит за счет пассажиров путем увеличения суммы проезда.
Тот нелицеприятный факт, когда водители в грубой форме выражают недовольство пассажирам, производящим оплату по старому тарифу, Набиев объясняет тем, что сегодня ни один владелец маршрутного такси не откажется от лишнего рубля. «Сегодня они развозят людей. Завтра они могут не работать. Если водителей оставить в покое, они будут брать за проезд всего 17 рублей. Это приемлемая цена для водителей и населения. Но не для тех, кто поставил себе задачу присвоить этот рынок», – считает Набиев.
НЕКОТОРЫЕ НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ
По словам руководителя пресс-службы республиканского УФАС Натальи Шкандыбы, об исполнении предписания, вынесенного УФАС, заявили пока только две компании «Новостройтранс» (На момент публикации материала комапния вернула прежнюю цену в 23 рубля. – Прим. авт.)
и «Пилот». Если водители, относящиеся к этим фирмам-перевозчикам, продолжают взымать с пассажиров 23 рубля, то людям надо жаловаться руководству компаний, поясняет представитель пресс-службы антимонопольного ведомства. «Водители смотрят по ситуации: знает пассажир о понижении стоимости проезда или нет», – считает Шкандыба. Руководитель пресс-службы дагестанского УФАС также уточнила, что компании «СТС» и «Третий парк», занимающиеся внутиригородскими перевозками, обжаловали решение УФАС в суде. «Пока суд не примет решение, они имеют право осуществлять перевозки по цене 23 рубля, так как на это время действие предписания приостанавливается. Если остальные компании не обжалуют наше предписание в судебном порядке или не понизят цены, то к ним будут применены штрафные санкции», – отметила Шкандыба.
Комментируя ситуацию с повышением, а затем и понижением стоимости проезда после решения антимонопольного органа, начальник столичного Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Андрей Гусейнов подчеркивает, что региональное УФАС не оспаривает цену проезда, речь идет о единовременном повышении стоимости проезда всеми компаниями. По словам Гусейнова, компании-перевозчики планируют обжаловать решение УФАС в судебном порядке, так как, помимо штрафов за неисполнение предписания, с них будут взысканы оборотные штрафы, достаточно ощутимые по размерам.
Вместе с тем, уверен Гусейнов, в создавшейся ситуации водители не имеют права грубить пассажирам, даже если те продолжают платить по старой цене. «Действительно, некоторые водители не выдерживают, спорят с населением, и такие факты до нас доводятся. С этими людьми проводятся беседы, некоторых увольняют за грубое отношение к пассажирам», – отметил Гусейнов в беседе с «МИ».
Почему о цене на проезд пассажиры узнают только в салоне маршрутного такси, начальник столичного Управления объясняет, что в Правилах перевозки пассажиров прописано, где должен находиться информационный лист. «Конечно, можно предусмотреть, чтобы сумма за проезд была обозначена на входной двери, но по закону такой лист должен висеть в салоне», – конкретизирует он.
Лариса ДИБИРОВА