Посещают ли махачкалинцы библиотеки, для чего туда ходят и что читают?
В последние годы бытует мнение, что люди стали мало читать, и дагестанцы в этом случае не исключение, а скорее, наоборот. Молодежь погрязла в гаджетах и «инстаграмах», имея в ценностных приоритетах далеко не книги, а взрослому поколению, вынужденному большую часть своей жизни посвящать работе, просто не до этого. «МИ» решили выяснить, правда это или миф?
ОЖИВАЯ ЗАНОВО…
«На самом деле, очень много людей посещают библиотеку. Взрослые люди приходят – читают журналы, газеты, книги. В учебное время очень много студентов – берут книги по своим направлениям для дипломных, курсовых. Библиотека не пустует, – начал ответ на наш вопрос заместитель директора по связям с общественностью Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова Абидин Мугадов.
О том, что учреждение не пустует, говорят и цифры. Так, к примеру, в 2018 году в библиотеке зарегистрировано более 216 тыс. посещений, из которых в стационарных условиях – более 154 тыс. человек, через интернет – более 61 тыс. Количество документов, выданных из фонда библиотеки, в том числе удаленным пользователям библиотеки, составило более 662,5 тыс., количество представленных полнотекстовых документов и библиографических записей – более 201 тыс.
Что касается показателей за первое полугодие текущего года, то, к примеру, Нацбиблиотека зафиксировала уже более 111,5 тыс. посещений, 86 тыс. из которых – посещения в условиях стационара.
«Сейчас книги не дешевые. Вы ходили в книжные магазины? Видели цены? Не каждый может себе позволить их. Так же, как не все, прочитав книгу, хотят хранить ее у себя дома. То есть не все читающие люди хотят именно покупать книги, поэтому многие приходят, оформляют читательский билет и берут их у нас. И я сейчас говорю не только о студентах или взрослом поколении. Сейчас много читающей молодежи, занимающейся саморазвитием. Я замечаю, что книги у нас в республике заново оживают», – продолжил нас удивлять Абидин Мугадов.
Если развивать тему недоступности книг из-за их дороговизны, как отмечает наш собеседник, то же самое сегодня можно сказать и о газетах. К примеру, для старшего поколения, пенсионеров оформление подписки на периодические издания – тоже удовольствие не дешевое, поэтому они и приходят читать прессу сюда.
Несмотря на достаточно высокую востребованность главной библиотеки республики, ее работники стараются идти в ногу со временем – участвовать в различных акциях, проводить мероприятия, популяризирующие ее деятельность – Библионочь, День дарения книг… Создали сайт, удобный для читателей, через который можно дистанционно продлевать срок абонемента на книгу или ознакомиться с анонсами предстоящих мероприятий.
ИНТЕРЕС К КНИГАМ ВОЗРОС
Отдельный вопрос, который нас интересовал – много ли книг приносят в дар библиотеке. И таких людей, как выяснилось, немало. По словам начальника отдела комплектования Национальной библиотеки РД Сиядат Ахмедовой, книги сюда приносят часто. У кого-то дома ремонт – некуда их деть, у кого-то другие причины. Но, как замечает наша собеседница, это «движение» сегодня получило распространение по всей России. Ему придумали даже название – «народное дарение».
«Естественно, мы производим отбор. То, что нужно, – берем, а не нужное отдаем для утильсырья. Чаще всего в дар библиотеке приносят художественную литературу, но бывает и научная – в основном, ее приносят те, чьи родители занимались наукой. Мы работаем по двум категориям: текущее комплектование и докомплектование. Если среди подаренного находится то, чем можно докомплектовать, то берем. В основном отбираем дагестанскую научную и художественную литературу. То, чего нам хватает. Предлагаем районам. Кто-то берет, кто-то – отказывается, говорят: у нас есть.
Помимо частных лиц, нам дарят книги и различные учреждения, издательства, специализированные фонды. К примеру, Российский гуманитарный фонд (РГФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), ДФИЦ РАН (бывший ДНЦ РАН. – Прим. “МИ”), Дагестанское книжное издательство, Русское географическое общество. Но это в основном научная литература», –
рассказывает собеседница «МИ».
Национальная библиотека также практикует буккроссинг. Здесь же, на 2-м этаже, организован специальный уголок из подаренных книг – любой желающий может взять отсюда книгу, почитать, с кем-то обменяться, кому-то подарить. Многие книги отсюда «уходят», поэтому стенд постоянно обновляется.
По словам Сиядат Ахмедовой, в последнее время, в сравнении с 90-ми и «нулевыми», интерес к книгам у населения все-таки возрос. В частности, приходит много молодежи.
Четыре года Национальная библиотека не получала денег на покупку новых книг. Фонд пополнялся за счет дарений. В этом году библиотеке выделили 350 тыс. рублей. И на 200 тыс. из них в первом квартале текущего года уже приобретено большое количество книг.
«Мы фиксируем, что люди хотят читать и чего у нас нет. Формируя списки для новых закупок, стараемся удовлетворить именно читательский спрос. Со списками приобретенных книг можно ознакомиться на нашем сайте», –
отмечает наша собеседница.
«АННА КАРЕНИНА», «МАСТЕР И МАРГАРИТА» И «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»
Разговоры о том, что сегодня никто не читает, а библиотеки пустуют, директор Централизованной библиотечной системы г. Махачкалы Зулпат Ушанова называет мифом. Конечно, сегодня в библиотеках поток не такой, как, к примеру, был при СССР, в самой читающей стране мира, но тем не менее люди в библиотеку ходят и, более того, с увлечением читают, рассказывает она. К тому же, по ее мнению, сегодняшние библиотеки уже не просто учреждения, где выдают книги, как было раньше. Сейчас они исполняют культурно-просветительские функции – привлечение аудитории к чтению.
Если говорить о цифрах, то они обнадеживают. По всей Махачкалинской ЦБС за последний год зафиксировано 450 тыс. посещений и 1 млн 300 тыс. книговыдач.
Говоря о том, что из художественной литературы наиболее популярно среди махачкалинцев, Зулпат Ушанова не скрывает своего искреннего удивления.
«Я всегда слежу за рейтингами. Наиболее востребованной книгой у нас оказывается толстовская “Анна Каренина”, “Мастер и Маргарита” Булгакова. Казалось бы: почему? Но вот, читают. Также среди востребованных – Рой, Коэльо, Кинг, Дэниел Киз, Донцова, Маринина. Очень популярен роман “Над пропастью во ржи” Селинджера, “Маленький принц” Экзюпери, “Триумфальная арка” Ремарка, “Шантарам” Грегори Дэвида Робертса, романы Акунина, Пелевина. Знаете, какая книга еще популярна у нас? «Сто лет одиночества» Маркеса. Казалось бы, это очень серьезная вещь, исключительное произведение для сегодняшней молодежи… Это парадоксально, но оно популярно у нас. Сейчас почему-то принято считать, что у нас какая-то не такая молодежь, что она не читает, ничем не интересуется. Как видите, это не так», – рассказала нам директор городской ЦБС.
Также, по ее словам, они проводили исследование вкусовых предпочтений у посетителей библиотек других северо-кавказских регионов. Самой читаемой книгой в преимущественно мусульманском регионе (как и во всем мире) оказалась Библия.
«Оказывается, по мировой статистике, больше всего читают Библию. Затем “Гарри Поттер” идет», – отмечает Зулпат Ушанова.
КНИГА СТАРОГО ФОРМАТА НЕ ИНТЕРЕСНА
Услышав столько интересной информации о «делах насущных» Махачкалинской Централизованной библиотечной системы, мы решили продолжить разговор с ее директором, но уже в другой плоскости: умирает ли бумажный носитель.
По словам собеседницы «МИ», у библиотеки сегодня проблема в дефиците книг нового формата.
«Современная книга – это другой шрифт, другая бумага. Такую книгу даже берешь в руки по-другому, согласитесь? Чем ту, “серую”, которую издали в 80-х и даже 90-х годах. Людям нужен “вкусный” книжный продукт. Никому не хочется читать книги с газетной бумагой. Это уже вчерашний день.
Сейчас многие рассуждают про электронные книги. Да, к примеру, мы подключены к сети Национальной электронной библиотеки. Вы будете удивлены, но там читатель в основном пользуется знаете какой литературой? Узкоспециальной. Юриспруденция, право, психология… Художественную книгу все еще предпочитают читать именно на бумажном носителе – вот что парадоксально», – отмечает директор ЦБС.
При этом, по словам Зулпат Ушановой, электронный носитель тоже нужен, но, прежде всего, для справочной, юридической и другой «прикладной» литературы, которую даже издавать на бумаге в принципе нецелесообразно, т.к. она часто меняется. «На бумажном носителе она не интересна, а на электронном – прекрасна», – заключает наша собеседница.
Бэла БОЯРОВА