Одиннадцать лет прошло после смерти героя. Пройдут еще годы, но не будут преданы забвению его подвиги
Июль 1995 года. Шесть боевиков генерала Джохара Дудаева на лошадях и ослах везли оружие и боеприпасы из Азербайджана в Чечню через территорию Дагестана по тляратинским горам. Необходимо было найти группу и задержать чеченских боевиков. Это нелегкое и опасное дело было поручено группе специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) при МВД РД. В эту группу входил и оперуполномоченный лейтенант милиции Ризван Магомедов. Несколько дней провел он в тляратинских горах вместе с сослуживцами, принимая активное участие в преследовании боевиков. В результате продуманных действий боевики были обнаружены и задержаны, а оружие и боеприпасы изъяты.
В начале 1996 года четверо солдат войсковой части, дислоцированной в Каспийске, с большим количеством оружия, боеприпасов и обмундирования двигались в сторону Чечни с целью продать их боевикам незаконных военных формирований. Как только об этом стало известно, была сформирована специальная группа из пяти сотрудников – офицеров СОБР, чтобы задержать преступников. Они вместе с сотрудниками Управления федеральной службы безопасности разработали и провели специальную операцию.
Надолго останется в их памяти тот холодный день первой пятницы января. Были мгновения, когда жизнь сотрудников правоохранительных органов висела на волоске. Но в результате смелой операции им удалось без единого выстрела и потерь задержать всех четырех преступников, а украденное оружие вернуть в воинскую часть. Одна маленькая ошибка, один неверный шаг – все могло сложиться непредсказуемо.
Одним из активных участников этой удачно проведенной операции был и Ризван Магомедов. При его непосредственном участии был раскрыт ряд правонарушений, задержаны опасные преступники.
Ризван Магомедов родился в селении Аксай Хасавюртовского района. Он не знал своих родителей – через месяц после рождения они от него отказались. Это было 53 года назад. Тогда в Аксае проживала семейная пара – Али и Патимат Магомедовы. Эта благородная лакская семья приняла брошенного мальчика как родного, дала ему имя. Али и Патимат отдали ему все тепло и любовь своих сердец, а также право на владение своим домом. Когда Ризван вырос, его женили, справили ему хорошую свадьбу. Ризван в долгу перед своими приемными родителями не остался. Когда они постарели, заботился о них, как о родных. После окончания восьми классов оставил учебу, чтобы в течение пяти лет ухаживать за ослабевшими стариками. В возрасте 22 лет окончил школу рабочей молодежи.
Али и Патимат никогда не жалели, что усыновили брошенного ребенка. Были всегда довольны им и гордились. Ризван вырос способным, понятливым, сознательным, знающим свой сыновний долг перед родителями. С почестями проводил Ризван их в последний путь.
Свой первый шаг в трудовую жизнь он сделал в 1981 году, устроившись работать каменщиком в МПМК Хасавюртовского объединения «Дагколхозстрой». Затем в течение семи лет работал в различных строительных организациях города Каспийска.
В 1991 году его приняли на службу в органы внутренних дел. Был младшим инспектором отдела уголовного розыска Каспийского ГОВД и оперативно-следственной группы УР при МВД РД, а также оперуполномоченным уголовного розыска Лакского районного отдела внутренних дел. А в 1995 году Ризвана назначили оперуполномоченным СОБР Управления по борьбе с организованной преступностью при МВД по РД.
На этой работе, требующей быстроты реакции и стойкости, опыта и честности, наиболее ярко проявился его мужественный, не знающий страха выносливый характер, который сформировали в нем его приемные родители с детских лет.
За короткий срок работы в СОБР Р. Магомедов показал себя с лучшей стороны. Он был порядочным, спокойным, терпеливым, сильным, решительным и в срок выполняющим порученное дело, говорится в его характеристике. За профессиональные качества уважали и ценили Ризвана коллеги и начальство.
Однажды, придя домой вечером, он не смог поднять правую руку. Когда ловил хулиганов, они каким-то твердым предметом ударили его. Так он ходил с больной рукой целый месяц на работу. Но никому об этом не говорил.
Девятого января 1996 года, когда стало известно о нападении чеченских боевиков во главе с Салманом Радуевым на город Кизляр, в составе специальной группы СОБР Ризван прибыл туда и находился на переднем рубеже военных действий. Он исполнял свои обязанности, не щадя своей жизни. Через неделю в селении Первомайское Хасавюртовского района Ризван в числе первых принимал участие в операции по уничтожению боевиков. В этих боевых действиях получил он несколько пулевых ранений. Но, несмотря на это, Ризван, истекая кровью и терпя страшную боль, продолжал воевать с врагом…
Раны оказались смертельными. Не смогли спасти Ризвана и врачи Ростова-на-Дону. Он скончался в московском госпитале от полученных ран. Так без малейшего колебания отдал этот мужественный человек свою жизнь за честь и достоинство родного Дагестана и России. За героизм, проявленный в борьбе с боевиками, Указом Президента России Р. Магомедов был награжден орденом Мужества (посмертно). Но герои не умирают. Их имена сохранятся в сердцах людей. Конечно, дагестанцы не забудут и Р. Магомедова.
У осиротевших сыновей Ризвана Руслана и Арсена жизнь еще впереди. В их сердцах отец будет сверкать путеводной звездой по жизни, останется примером героизма. А для их матери, лачки Зурижат, которая около шестнадцати лет прожила вместе с ним и была любимой женой, он остался светлой памятью на всю жизнь. О Ризване Зурижат вспоминала так: «Мы ни разу не сказали друг другу грубого слова. Он не пил, не курил. Помогал мне во всем. Ризван был настоящим мужчиной, совестливым человеком. Ко мне и детям относился с любовью и нежностью. Но судьба разлучила нас навсегда. Пусть растет такой сын в каждой семье!»
Он мог стать кем угодно, вспоминают его близкие. У него были золотые руки, чуткое сердце и ясный ум. Чтобы смастерить любую сложную вещь, ему достаточно было один раз посмотреть на ее аналог. Ризван умел шить шапки, строить дом, класть кафель, стелить паркет, делать чертежи, прекрасно рисовал. Рисовать Ризван научил и младшего сына. Любил он художественную литературу, любил чистоту. Свою рубашку сам стирал. Ненавидел хвастунов, лгунов, уважал честность, ценил и уважал людей, всегда был готов при необходимости помочь им, старался не допускать несправедливости. Однажды корыстолюбивый сотрудник милиции при досмотре одного юноши подкинул ему в карман наркотическое вещество и хотел его препроводить в милицию. Ризван не допустил этого беззакония.
На его похороны много людей приехало из городов и районов. Все они добрыми словами вспоминали Ризвана Магомедова, рассказывая о помощи, которую он оказывал им. Ризван всегда был внимательным, хотя сам в младенчестве остался без внимания родителей и был воспитан чужими людьми. За три дня до выезда в Кизляр Ризван как-то признался друзьям, что хотел бы увидеть женщину, которая дала ему жизнь, и посмотреть ей в глаза.
Однажды произошел такой случай. На улице как-то к Ризвану подошел кубинец, который учился в Махачкале и обнял его, сказав: «Братец». «Какой я тебе братец? Я – дагестанец», – ответил Ризван. «У дагестанцев бывают курчавые волосы?» – удивился студент с Кубы.
Поскольку работа в правоохранительных органах является беспокойной и опасной, жена была против, чтобы Ризван поступил работать в милицию.
«Работа в милиции – это, действительно, мое призвание. Если я умру, то у меня есть кому стать на мое место: два сына», – ответил он жене. Потом, когда выезжал в Кизляр, велел, если, мол, что случится, чтобы его похоронили там, где живут дети.
Это завещание мужа, конечно, выполнила Зурижат. 16 лет прожил Ризван вместе с семьей в одной комнате общежития. Наверное, поэтому он мечтал иметь свой дом. Он мечтал поступить учиться и получить высшее образование. Надеялся, что придет спокойное время и он сможет исполнить свою мечту. Правда, МВД по РД после смерти Ризвана его семье выделило двухкомнатную секцию, государство – легковую автомашину и большую сумму денег. Этим довольна Зурижат. Но жене мужа и детям отца ничем не заменить.
Командир Ризвана, подполковник милиции А. Ильясов, вспоминая о нем, рассказывал: «Ризван был человеком честным и добропорядочным, на которого можно было опереться в трудную минуту. Он всегда старался вовремя выполнить порученное ему дело. Ризван сам ремонтировал полностью вышедшую из строя автомашину.
Перед вступлением в бой с боевиками в Первомайском я говорил ребятам, кто чувствует себя неуверенно или по каким-либо причинам не может воевать, а также тот, кто у родителей он (сын) один, чтобы вышел из строя. Я знал, что у Ризвана нет брата. Поэтому я к нему персонально обратился. “У моих родителей, кроме меня, еще две дочери”, – ответил Ризван. Потом я узнал, что ни одной не было.
Я ездил к нему в больницу в Ростов-на-Дону. Его гортань была раздроблена и он не мог говорить. Поэтому друг другу задавали вопросы письменно.
“Командир, как дела, как наши ребята, сколько умерло?” – такими были первые вопросы Ризвана. Когда я ему рассказал все, он схватился за голову. Затем написал на бумаге: “Таких хороших ребят мы потеряли, настанет день, когда мы будем нуждаться в них”».
Так, до конца выполнив свой долг, ушел из жизни этот прекрасный человек, преданный патриот, настоящий гражданин. Его не хватает не только семье, но и коллективу. Но он оставил нам хорошие воспоминания о себе. Они и имя его будут жить вечно. Жизнь есть жизнь. Она продолжается, вырастут сыновья и займут его место. Убежден, и они оставят на земле следы мужества. Ибо мать их воспитывает похожими на отца.
Ниматула Нурмагомедов