Первая в России ювелирная мастерская Silver Master, где работают люди с ограниченными возможностями здоровья, открылась во вторник в Махачкале. Светлые, уютные помещения, оснащенные современным оборудованием на зависть профессиональным ювелирам – реализовала уникальный проект 26-летняя махачкалинка Наида Магомедова.
«Я СЧИТАЮ ЭТО СВОИМ ДОЛГОМ»
Идея создания социальной мастерской пришла к девушке, когда она больше года по состоянию здоровья провела дома. Наида
освоила отцовское ремесло – обучилась ювелирному делу, и решила делиться знаниями с другими, возвращать к полноценной жизни. «По своему опыту знаю, что на работу этих ребят никто не возьмет. Но им нужно как-то зарабатывать, расти, развиваться. Когда ты сам прошел через определенные жизненные трудности, понимаешь проблемы другого человека и хочешь ему помочь», – рассказала автор проекта.
Наида Магомедова уже четвертый год обучает людей с поражением опорно-двигательного аппарата ювелирному делу. Девушка ездила к подопечным домой, привозила эскизы, материалы, оборудование, привлекала к закреплению камней, монтировке и другим ювелирным операциям, требующим физическую силу рук. Теперь, с открытием мастерской, колясочники сами будут создавать изделия от начала до конца.
Мастерская оснащена полным комплектом оборудования для промышленного изготовления ювелирной продукции, а также современным оборудованием, в том числе 3D-принтером, лазерным ЧПУ-станком, пневмоаппаратом для гравировки, вакуумным аппаратом.
На сегодняшний день в мастерской проходят обучение 10 человек, поскольку не для всех работников хватает места. Поэтому, по словам Наиды, в скором времени подопечные перейдут на график 2/2, а некоторые – 1/3. «Они настаивают, не хотят выходных. Недавно одного из ребят мы еле отправили отдыхать на два дня, сказал, что все равно приедет, просто так. Я объясняю, что есть еще ребята, нужно как-то делиться. Им просто дома скучно, а здесь работа, общение», – отмечает девушка.
Любой человек с ПОДА с развитой мелкой моторикой может быть привлечен к работе. И сейчас Наида Магомедова работает не только с колясочниками, но и привлекает к работе людей с диагнозом ДЦП.
Наида утверждает, что ее подопечные очень хорошо справляются с работой, они выполняют ее добросовестно, гораздо лучше любого здорового человека. «Потому что для них это действительно важно, и они стараются сделать все идеально. Обычный здоровый человек может найти любую работу, захотеть выполнить или не выполнить, а мои ребята стараются, реализуют все на отлично», – сказала собеседница.
«МНЕ КАЗАЛОСЬ, ВЕСЬ МИР ХОЧЕТ ПОМОЧЬ ЭТОЙ ДЕВУШКЕ»
Реализация проекта стала возможной благодаря получению грантов Президента России, Главы Дагестана, молодежного форума «Машук» и помощи Министерства труда и социального развития Дагестана. Наида с улыбкой вспоминает, что раньше боялась чиновников, потому что ей казалось, что они отдалены от нужд простого народа, но все ее страхи и опасения развеялись после первых встреч с ними. «Меня везде радушно принимали, отвечали на интересующие вопросы, предлагали помощь. Часто звонят, говорят, чтоб не молчала, если что-то нужно. Если вы можете чем-то помочь людям с ограниченными возможностями или тем, кто находится в беде, все пойдут вам навстречу, просто старайтесь и делайте», – уверяет девушка.
На открытии мастерской министр труда и социального развития региона Зумруд Мугутдинова обратила внимание, что обучиться такому высокотехничному делу очень сложно, тем не менее маленькая хрупкая девушка приложила невероятные усилия для реализации задуманного. «На самом деле это день успеха, когда мы все ощутили внутреннее удовлетворение и радость. Наида Магомедова уверенно шла к своей цели. В конце февраля ожидается открытие еще одной мастерской, но там уже будут другие квалификации и компетенции. Очень важно, что люди с ограниченными возможностями здоровья смогут получить здесь новые знания, работать, зарабатывать деньги, получить моральное удовлетворение, чувствовать себя социализированными, адаптированными. Они наравне со здоровыми смогут реализовать себя в такой непростой профессии. Я испытываю к Наиде огромное уважение и восхищение. Мы отслеживали реализацию проекта, Владимир Васильев постоянно интересовался, не нужна ли помощь. Мне казалось, весь мир хочет помочь этой девушке. И действительно, невозможно оставаться равнодушным, когда видишь самостоятельную инициативу, которая может сделать этот мир добрее. Я сегодня счастлива», – сказала министр.
На сегодняшний день самой большой проблемой для ребят Наида назвала отсутствие вахты. У некоторых подопечных нет денег на дорогу: кто-то с пенсии снимает жилье, откладывает на еду, а такси – это уже непредвиденные расходы. «У нас самая большая проблема – это транспорт. Просто чтобы ребят привозили и увозили. Недавно Сайгидали Алиасхабов приехал с проспекта Акушинского на ручной коляске, колеса сам крутил. Смотрю, за сердце держится. Я сначала не поняла, что с ним, потом сказал, что на такси денег нет, приехал так», – рассказала Наида.
«ЭТИ РЕБЯТА – МОЯ СЕМЬЯ»
Арсен Магомедов уже больше года работает с Наидой. В основном парень занимается 3D-моделированием изделий. «Мне в мастерской все очень нравится – приятная атмосфера, любимая работа, общение. Ну вот разве что нам транспорта не хватает. Во время работы спилил себе ноготь, живу без него. в остальном, все отлично», – поделился подопечный.
Дмитрий Смирнов узнал о работе ювелиром от самой Наиды. «Мне позвонили с незнакомого номера, детский голос спросил, не хочу ли я работать ювелиром. Обычно звонки от незнакомцев не принимаю, а тут ответил – ну, видимо, судьба! До встречи с Наидой я осваивал резьбу по дереву – что-то получалось, что-то нет. Сейчас в мастерской пока филигранную работу в основном выполняю. Все очень нравится. Не хватает только Wi—Fi и Jack Daniels от организации», – сказал собеседник.
По словам Наиды Магомедовой, к помощи колясочников, в том числе психологической, она прибегает довольно часто. Девушка встречается с подопечными не только по работе, они проводят совместные пикники. «Когда заболела, ребята навещали меня в больнице. Я лежала на шестом этаже, просила их, чтоб не приезжали, а они все равно навещали. У меня с подопечными сложились теплые, дружеские отношения, мы часто встречаемся, проводим вместе время. Они помогают мне не только в ювелирном деле, но и морально», – говорит махачкалинка.
Сабина ДИБИРОВА