Кто ответственен за реки на дорогах?
Каждый год буквально после первых дождей улицы нашего города оказываются затоплены. Подтопление проспекта Петра I и улицы Бейбулатова стало восприниматься уже традиционным, а ролики в соцсетях, демонстрирующие бурлящие по этим улицам потоки воды, уже никого не удивляют. Проливные дожди случились и этой осенью. Которую неделю, словно и не желая останавливаться, дожди то слегка накрапывают, то барабанят по крышам. Эта барабанная дробь за окном вызывает беспокойство. Ведь мы уже привыкли, что после дождя весь город будто уходит под воду, а значит, добраться до школы или работы, не промочив ноги, не получится.
Не удалось избежать подтопления в Редукторном поселке и в этом году – ролики с потоками воды запестрели в лентах социальных сетей. Однако уже буквально через пару часов вода схлынула, оставив горожан в легком недоумении, ведь обычно подобные «паводки» держались здесь по нескольку дней. Как оказалось, избежать коллапса удалось благодаря оперативным действиям городских служб, которые наконец выработали алгоритм правильных действий в непогоду, да и просто научились к ней заранее готовиться.
САМИ ВИНОВАТЫ
Увы, рассуждая о причинах подобных подтоплений, мало кто из нас догадывается, что виноваты в них зачастую бываем мы сами. Поленившись донести пакет с мусором до контейнера или просто бросив на мостовую пластиковую упаковку от чипсов, мы создаем предпосылки для собственных последующих неудобств. Правда, вина не только на бескультурных горожанах, но и на коммунальных службах, которые некачественно выполняют свою работу.
Как известно, система ливневой канализации во всем мире устроена таким образом и должна работать так, что вся вода после осадков начинает стекаться в так называемые ливневые стоки, откуда бежит по трубам под землей, пока не оказывается сброшенной в какой-нибудь водоем за городом. Но вся эта достаточно сложная по своему конструктивному устройству система оказывается недейственной, если нарушен какой-либо из этапов ее работы. К примеру, как в описываемом мной случае, если стоки забиты мусором и вода туда просто не проходит.
Но откуда же мусор попадает в ливневые стоки, ведь в Махачкале для утилизации твердых коммунальных отходов обустроены контейнерные площадки? К сожалению, очень часто мусор уносится дождевыми потоками именно отсюда. А причина в том, что содержимое контейнеров вывозят несвоевременно, баки переполняются, мусор вываливается на площадку, а оттуда на проезжую часть, следом прямо на асфальт начинают складывать пакеты с бытовыми отходами и горожане, не сумевшие подобраться к бакам. По воле воды, ветра и бродячих животных пакеты рвутся и их содержимое беспрепятственно разлетается или смывается дождем. Почему же так происходит?
ПОРЯДКА БОЛЬШЕ НЕ СТАЛО
В нашем городе обслуживанием, а точнее, выгрузкой мусора из контейнеров и его вывозом занимается Управляющая компания «Лидер», которая получила это право, победив на конкурсе, проведенном Минприроды республики. Напомню, что согласно нововведениям, принятым в рамках запущенной с января 2019 года так называемой «мусорной реформы», муниципалитеты, в том числе Махачкала, оказались лишены права самостоятельно определять компанию, ответственную за вывоз мусора, и теперь вынуждены взаимодействовать с определенными на региональном уровне операторами.
Порядка на контейнерных площадках от этого решения, как мы каждое утро видим, больше не стало. Весь остальной мусор, который лежит у контейнеров, но не в них, переходит уже в юрисдикцию муниципального Управления ЖКХ. Однако в том и парадокс, что ввиду переполненности несвоевременно опустошаемых региональным оператором контейнеров, горожанам приходится оставлять мусор на проезжей части.
Ситуация сложная, вроде как и уборка мусора вне контейнерных площадок не входит в полномочия УК «Лидер». И все по закону, но ведь своевременно вывозить мусор и следить, чтобы площадки не были переполнены – это их законная обязанность. Иначе УЖКХ города вынуждено выполнять эту работу вместо них – регулярно собирая мусор вокруг переполненных контейнеров и самостоятельно вывозя его на специальный полигон.
В своем аккаунте в Инстаграме УК «Лидер» озвучила позицию относительно вопроса с выгрузкой мусора. Решительно заявив, что делает свою работу всегда вовремя и, как полагается по заключенному контракту, два раза в день, утром и вечером разгружая контейнерные площадки, компания переложила всю ответственность на УЖКХ города. По ее мнению, причина беспорядка в том, что УЖКХ якобы не обеспечило необходимое количество этих самых площадок. В тексте также говорится, что если бы вместо двух баков на одной площадке было пять, то ситуация была бы намного лучше. А отправлять транспорт на уборку мусора вокруг баков и вовсе не входит в ее обязанности.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Однако, пообщавшись с представителями городского УЖКХ, услышал совершенно противоположные аргументы. Побеседовав со специалистами Отдела технической инспекции, удалось узнать, что нехватка контейнеров и контейнерных площадок действительно является самой главной причиной возникновения данной проблемы. Но согласно заключенному контракту, сама управляющая компания также должна устанавливать и ремонтировать контейнеры. Но эти требования УК «Лидер» не выполняет. В итоге закупку и установку контейнеров берет на себя администрация города.
Только до конца этого года в Махачкале будут установлены еще 225 контейнеров. Также будет закуплено еще 460 баков. А если брать в целом цифры за год, то они приятно удивят. Администрация города закупила 1 700 баков, и это должно было существенно исправить положение в городе, но, как видим, региональный оператор продолжает жаловаться на нехватку контейнеров. Поразительно, что на фоне подобных заявлений мы можем увидеть местами неработающие контейнерные площадки, где баки перевернуты вверх дном.
Отдельно нужно сказать о современных алюминиевых баках на колесиках, которые закуплены администрацией города и преимущественно установлены в Ленинском районе. Они дороже обычных стандартных, поэтому и ценнее. Однако 70% процентов таких евроконтейнеров уже пришло в негодность из-за небрежного обращения с ними со стороны персонала регионального оператора. И это при том, что согласно контракту, поддержание баков в оптимальном состоянии также входит в их обязанности.
Но что мы видим, к примеру, у дома по улице Зои Космодемьянской, 54, расположенного в вышеупомянутом Ленинском районе? Баки здесь переполнены, они просто в ужасном техническом состоянии, ну и в качестве «вишенки на торте» – бытовой мусор, предсказуемо вывалившийся на проезжую часть.
Видя весь этот, мягко скажем, ужас, руководство города приняло решение о создании схемы по генеральной очистке Махачкалы. На данный момент уже определен подрядчик. Опытная подрядная организация из Екатеринбурга составит карту и точную схему очистки города от различного вида отходов. Сейчас специалистами проводится расчет количества контейнеров на душу населения. Вычисляется, сколько и где их должно быть установлено. Также все новые площадки будут вписаны в реестры, ибо сейчас не все площадки в них имеются, что служит еще одним поводом для невыполнения своих обязанностей. Но до конца года генеральная схема по очистке Махачкалы со всеми необходимыми реестрами будет полностью готова, а это значит, что городская администрация сможет с нового года приступить к планомерной юридической работе, принуждая регоператора выполнять свои обязанности в полном объеме. В том числе, если потребуется, через суд.
ДЕНЬГИ ВЗИМАЮТСЯ, А МУСОР ПРОДОЛЖАЕТ КОПИТЬСЯ
На данный момент в городе установлено около 960 контейнерных площадок. При этом стоит отметить, что в 2016 году их было значительно больше – 1 260. Как заявил один из представителей УЖКХ, связано это с тем, что по просьбам жителей приходилось устанавливать площадки даже в тех местах, где это запрещено санитарными правилами. Многие из них позднее пришлось демонтировать по предписаниям Роспотребнадзора.
Установка, а потом еще и обидный демонтаж – это лишний груз для бюджета города. Поэтому сейчас, действительно, ощущается нехватка контейнеров. Но направлены все усилия на то, чтобы исправить этот дисбаланс. Нехватку контейнерных площадок и баков пока можно было бы компенсировать путем более частого вывоза мусора, ибо деньги с жителей взимаются, а мусор продолжает копиться. Однако на такие затраты компания идти, видимо, тоже не хочет. Поэтому и картина в городе повсеместно печальная.
Посетив еще одну площадку на улице Казбекова в Кировском районе города, убеждаюсь, что ситуация здесь не лучше. Прекрасный район, рядом магазины со стильными витринами, рестораны, аквапарк и еще много всего атмосферного. Но опять все та же картина – гора мусора в баках и около них. Молодой человек на фотографии уже даже не удивляется такому повороту событий.
Конечно, регоператор может и дальше игнорировать жалобы горожан, ссылаясь на то, что в их обязанность входит лишь выгрузка контейнеров. Но если мы заглянем в нормативные документы, то узнаем, что согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 23.02.2019) – «Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО». Почему же этот пункт компанией упорно игнорируется?
Важно понимать, что согласно соглашению, регоператор по тарифу получает за вывоз 1 кубометра мусора 245 рублей. При этом в тариф также входит и вывоз крупногабаритного мусора, в том числе старая мебель, мусор, оставшийся после ремонта, и т.д. Но, как вы уже догадались, данная часть договора тоже не выполняется. И периодически в УЖКХ города поступают жалобы на старый диван, который загораживает собой баки, или огромный кусок штукатурки, лежащий возле контейнеров. Как заявляют представители УЖКХ, проблему обостряет нехватка у регоператора спецтехники и транспорта. По их подсчетам, в рабочем режиме ежедневно находятся всего 45 машин, хотя для нормального функционирования и выполнения плана требуются 120. Естественно, что о повышении интенсивности уборки мусора в таких условиях говорить не приходится.
Конечно, никогда не бывает во всем прав лишь один из спорящих. Но, выслушав обе стороны, каждый махачкалинец может сам сделать выводы. Нам – горожанам – пока остается лишь ждать и надеяться, что в этом споре наконец победит добросовестность и наши контейнерные площадки перестанут напоминать мусорные свалки.
Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ