Махачкала – это современный город с разнообразной инфраструктурой, коммуникациями и системами жизнеобеспечения. Но первое, что бросается в глаза гостям столицы и жителям, – это яркие вывески, подсветки зданий, мечетей, разноцветные билборды. Кому-то покажется, что это очень пестро, кто-то решит, что все слишком вызывающе. А кому-то нравится.
Откуда возникают рекламные щиты вдоль проспектов, кто может размещать огромные плакаты на стенах зданий, кто проверяет яркость светодиодных вывесок, получает ли город от этого доход? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились в Управление торговли, предпринимательства и рекламы города Махачкалы. Выяснилось, что раздражающие многих горожан рекламные щиты приносят в бюджет города в месяц 3,347 000 рублей, или более 40 миллионов в год. Много ли это или мало?
РАЗРЕШЕНИЕ
Вся рекламная продукция (баннеры, билборды, вывески) в городе размещаются в соответствии с требованиями Федерального закона №38. На основе этого закона регионы утверждают свой порядок размещения рекламы. Каждый регион разрабатывает собственное положение о наружной рекламе. Махачкала руководствуется Положением, утвержденным городским Собранием депутатов от 1 марта 2017 года. В нем указаны основные требования к вывескам и к рекламным конструкциям, которые могут размещаться на территории города. Это относится только к тем баннерам, которые расположены на муниципальной территории. То, что размещено на территории частной собственности, Управлением не контролируется.
Если говорить о содержании рекламы, то она не всегда нас радует. Порой двусмысленная – с подтекстом, намеками, со скрытым ехидством, что противоречит нашему менталитету.
Наружная реклама в городе имеет два вида различия: отдельно стоящая реклама и прикрепленная к фасадам. По отдельно стоящим конструкциям есть схема размещения, утвержденная главой города. Все они должны быть размещены согласно этой схеме. Размещать новые или убирать те, что есть, в компетенции главы города. Размеры и место расположения должны соответствовать нормам, утвержденным законодательством. В Махачкале расположено порядка 450 штук билбордов, что соответствует дизайн-коду города. Но их количество постепенно сокращается. То есть на аукцион выставляют меньшее число билбордов. Это связано с тем, что по многочисленным обращениям жителей глава города принял решение о сокращении количества рекламных щитов. По сравнению с прошлыми годами можно констатировать, что определенный порядок в этом направлении все же заметен.
РАЗМЕЩЕНИЕ
Изготовлением конструкций и их установкой занимаются частные лица или организации, которые получили право на размещение. Для этого проводятся торги (аукцион) и заключается договор на пять лет. Город в лице Управления дает право на установку и разъясняет требования к конструкции, размер, место расположения, расстояние от проезжей части и т.д. в соответствии с ГОСТом. Тот, кто выиграл торги, арендует место и платит в бюджет города определенную сумму. Но насколько арендатор заполнит свой баннер, зависит от успешности его действий. То есть арендатор вправе размещать самому или передавать щит другому лицу. Качество щита, его состояние и внешний вид контролируются Управлением. В основном баннеры арендуют рекламные компании, которых очень много. Информацию о торгах и порядке аренды можно найти на сайте города и сайте госзакупок.
СОДЕРЖАНИЕ
Если говорить о содержании рекламы, то она не всегда нас радует. Порой двусмысленная с подтекстом, намеками, со скрытым ехидством, – что противоречит нашему менталитету. Этим, наверное, и стараются привлечь покупателя. Как показывает практика, ответственность за текстовую и графическую составляющие рекламы всецело лежит на совести рекламодателя или арендатора. Контроль за содержанием проводит только ФАС. Но и эта служба не сможет повлиять, если не нарушен закон. При нарушении закона или юридических норм подвергают штрафу. То есть реклама на баннерах не должна быть недобросовестной, недостоверной, ненадлежащей и т.д.
СОБСТВЕННИК
Около тридцати баннеров в городе находятся в частной собственности, то есть на участке собственника, имеющего соответствующее разрешение. Баннеры на фасадах здания и других частных площадях согласуются с Управлением и только после этого получают разрешение на установку. В этом случае собственник не платит в бюджет города – он вносит лишь госпошлину за получение разрешения на пять лет. Каждый хозяин магазина или другой организации, желающий установить вывеску, должен соблюдать нормы, предъявляемые к объемной рекламе. Это размеры букв, цвет и т. д. Изготовители рекламы руководствуются предписанием, и они разъясняют стандарты. Но много еще случаев, когда не совсем соблюдаются правила.
КОНТРОЛЬ
За содержанием щитов и их состоянием следит созданный в Управлении отдел мониторинга. По поручению главы города проводятся периодические рейды. Для этого есть группы, за которыми закреплена определенная площадь. Если же обнаружат незаконную рекламу или вывеску, то хозяин письменно уведомляется о необходимости их демонтажа. На устранение или для узаконивания дается месяц.
Практика показывает, что очень часты случаи непонимания и невыполнения требований контролирующих органов, что приводит к скандалам и разбирательству с привлечением участковых полицейских.
Бывает, что под воздействием ветра слабо закрепленная конструкция ломается, порой даже падает на проезжую часть. В таком случае арендатор должен восстановить и привести баннеры в порядок.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Согласно договору аренды город вправе размещать свои баннеры на 5 процентов от общего времени размещения. Это время администрация использует для размещения социальной рекламы, поздравлений. В последнее время много баннеров появилось с благодарностями врачам, работавшим в «красной зоне» во время пандемии COVID-19. Вначале это были благодарности врачам со всей России – это была работа петербургской фирмы, позже стали появляться баннеры и с дагестанскими врачами. Это в большинстве своем работа Минздрава или отдельных больниц. А что касается размещения баннеров с поздравлениями с религиозными и другими праздниками, то арендатор может организовать это от себя в виде благотворительности или же такие баннеры размещают спонсоры.
ЧТО СДЕЛАНО
Руководство города и республики следит за внешним видом столицы. Начиная с 2018 года, проводится работа по очистке фасадов зданий от незаконных рекламных конструкций. Это очень трудоемкая работа. Тут в первую очередь приходится пояснять собственникам порядок и Положение, по которым работники Управления проводят данную работу. В течение двух месяцев они очистили от пленок-самоклеек более пяти тысяч квадратных метров. В большинстве случаев они были наклеены на витрины магазинов «Эконом» и другие. Очищены проспект Гамзатова, улицы Ярагского, Дахадаева, Абубакарова и Гайдара Гаджиева.
Сегодня по поручению главы города для Махачкалы разрабатывается свой уникальный дизайн-код (утвержденный единый формат), согласно которому от Университетской площади до сквера Фазу Алиевой и дальше до площади им. Ленина предполагается создание зоны комфорта, оформленной в соответствии с нашим национальным колоритом. Такие участки в дальнейшем планируется оформить и на других улицах, что придаст городу красочность. А значит, можно смело говорить о том, что Махачкала меняется к лучшему.
Магомедрасул ОМАРОВ