Человек «узденской чести»

Как-то меня пригласили на заседание кружка «Юный журналист» Республиканского центра образования. Эта встреча с молодежью мне запомнилась еще и тем, что в перечне заданных мне вопросов были и вопрос о Суракате Хаваловиче Асиятилове, которого я хорошо знал еще со студенческих времен, когда он преподавал нам в ДГУ историю Дагестана. Он по праву был кумиром студенческой молодежи. Для юношей он был олицетворением мужества и стойкости и в спорте, и в жизни, а девушки мечтали, чтобы их будущие мужья хотя бы отдаленно походили на их легендарного преподавателя и старшего товарища.

Когда в 1998 году ему присвоили звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», он расценил эту награду не столько как оценку своего ораторского искусства или академических знаний, а как то, что смог стать для студентов другом, тем, кто разговаривает с ними на равных.

Затем судьба распорядилась так, что мы оба работали в Аппарате Народного Собрания РД. Суракат Хавалович возглавлял Комитет по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций. Я наблюдал за деятельностью Асиятилова, хорошо изучил стиль его работы.

Он никогда не заставлял посетителя ждать в приемной, а приветливо с обаятельной улыбкой направлялся к человеку, который пришел за советом и помощью. Как-то в его кабинете один именитый спортсмен решил удивить Сураката Хаваловича, показав ему прием, отключающий человека одним ударом. На это хозяин кабинета не без иронии парировал, мол, ты лучше покажи такой прием, который помог бы обнять нескольких человек одновременно…

БЛАГОДАРНЫЙ ПОТОМОК ИМАМА ШАМИЛЯ

Мы, студенты, затаив дыхание, слушали лекции Асиятилова. Он был крупным специалистом по истории Шамилевского движения 20–50-х годов XIX века, сотни студентов и аспирантов под его руководством написали научные работы по этой тематике, стали дипломантами на конференциях и симпозиумах.

Даже иногда казалось, что он сам каким-то удивительным образом перенесся в сегодняшнюю жизнь, став ретранслятором тех ценностей, горской этики, присущей этому периоду борьбы горцев Дагестана и Чечни под предводительством Шамиля – периоду дагестанской истории, которым так восхищался Суракат Асиятилов.

Суракат Хавалович был одним из тех, кто развеял миф о насильственном насаждении ислама в Дагестане. Во всем его облике, во всем его поведении, реакции на те или иные события и поступки своих земляков чувствовалось его узденское происхождение из вольного общества независимых и гордых людей.

Не случайно именно Суракат Хавалович инициировал республиканские законы «О защите личной и общественной нравственности» и «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании». Его неравнодушная натура не позволяла, образно говоря, смотреть «сквозь пальцы», как проникают в дагестанскую действительность наркомания и проституция, бездуховность и пренебрежение горским этикетом. Еще в середине 90-х годов прошлого века Суракат Хавалович вместе с муфтием Дагестана Сайид-Мухаммадом Абубакаровым и шейхом Саидом-Афанди Чиркеевским предупреждали об угрозе для республики внедрения в сознание дагестанцев радикальных идей в исламе. Он очень гордился своим детищем – Законом РД «Освободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях».

 

До сих пор сотрудники Аппарата Народного Собрания, да и депутаты первого созыва помнят, как он предложил своим коллегам снять с себя право депутатской неприкосновенности.

 

Время показало правомерность и справедливость, а самое главное, своевременность принятия в октябре 1999 года и Закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности».

Когда я работал в правительственном комитете по делам религий в 2008 году, то попросил Сураката Хаваловича выступить на конференции по проблемам современного ислама в Дагестане. И не случайно он выбрал тему терпимости и миротворчества ислама. Это очень отвечало естеству самого автора. В своей статье он говорил: «Нет большего богатства, чем мудрость, нет большей нищеты, чем невежество. Только невежественные люди способны формировать представление об исламе как о фанатичном учении, пугать российскую общественность тарикатскими шейхами и их “дружинами”. Тарикат призывает только к миру, согласию, терпимости, успокоению и умиротворению».

Хорошо помню его лекции, в которых он хотел донести до нас мысль о том, что если бы ислам утверждался силой оружия, то он бы исчезал с уходом завоевателей. Однако этого не произошло ни в одной стране мира, принявшей ислам.

Со студенческой скамьи помню слова Сураката Хаваловича о том, что основным стержнем ислама являются умеренность, нацеленность на компромиссы, избегание крайностей. Истинный ислам – религия середины, ему чужды крайности: сепаратизм, экстремизм. В мусульманском халифате иноверцы получали покровительство мусульман, их защищали от внешних врагов, они имели гарантии неприкосновенности личности, имущества. Далее зороастрийцы, у которых господствовал культ огня, что по исламу считается язычеством, тоже находились под их покровительством. Для них не существовало ограничений в отправлении культа и ритуалов.

ОН БЫЛ ИСТИННЫМ «МАСЛИАТЧИКОМ»!

В интервью преемник Асиятилова на посту председателя парламентского Комитета Камил Давдиев отмечал высокий уровень государственного мышления Сураката Хаваловича, большие заслуги своего учителя в деле разрешения спорных моментов, которые возникали в различных регионах как республики, так и за ее пределами. Корень этих конфликтов в большей степени лежал не столько в политической и межэтнической плоскости, сколько в социально-экономической сфере. Он неоднократно бывал в Чечне, встречался с руководством тогдашней Ичкерии.

Мне приходилось часто слышать и видеть Сураката Асиятилова на разного рода конференциях и круглых столах, и всегда он отстаивал конституционный принцип свободы совести. Он нередко повторял, что отделение государства от церкви не отрицает взаимодействия государства и религиозных организаций. Оказание помощи религиозным организациям в формировании системы подготовки священнослужителей в сегодняшних условиях широкого распространения экстремистской идеологии и сектантской литературы является настоятельной необходимостью. Без консолидации усилий государства и религиозных деятелей противодействие экстремизму окажется малоэффективным.

ДЕПУТАТСКИЙ СТАТУС ПЛЮС АВТОРИТЕТ

Депутат – фигура весьма заметная. В каком бы звене представительного органа он ни работал, всеми его действиями движет воля народа, воля избирателей. Именно таким депутатом до самой своей кончины был Суракат Асиятилов. Он был депутатом от народа и для народа, а не просто носителем титула. Люди знали высокие человеческие качества Сураката Хаваловича, его простоту и общительность, внимательное отношение к людям и постепенно превратили его как бы в посла горцев в столице. Без конца к нему обращались люди с самыми разнообразными просьбами, шли даже из самых отдаленных сел. И не было покоя Асиятилову, пока не найдет в кабинетах власти приемлемое для людей решение.

Он избирался депутатом Народного Собрания РД на протяжении нескольких созывов. Это результат большого доверия избирателей, свидетельство высокого авторитета и уважения среди населения. Избрание Сураката Хаваловича председателем парламентского комитета по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций было очень точным и удачным. Именно благодаря старанию и инициативе Сураката Асиятилова на знамени республики появилась зеленная полоса, символизирующая приверженность дагестанцев исламским ценностям. В своих лекциях, книгах, общественных выступлениях он прославлял имамов, их мужество и стойкость, справедливость, верность исламской религии.

До сих пор сотрудники Аппарата Народного Собрания, да и депутаты первого созыва помнят, как он предложил своим коллегам снять с себя право депутатской неприкосновенности. Произошло это на февральской сессии 1998 года. Как и следовало ожидать, эта инициатива была отвергнута. Последовавшие затем события с захватом правительственного здания в мае 1998 года показали правоту Асиятилова и «бесхребетность» некоторых депутатов. Он был одним из первых, кто предложил внести на рассмотрение Государственной Думы проект закона, ограничивающего доступ в законодательные органы власти лиц, имеющих судимость за особо тяжкие преступления. Его инициатива была поддержана парламентами республик Адыгея, Алтая, Бурятии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Краснодарского и Ставропольского краев и еще 9 субъектов РФ. Будучи истинным интернационалистом, он идентифицировал себя в трех ипостасях – россиянином, дагестанцем и аварцем. И всегда выступал против создания национальных движений в республике.

Необыкновенно широкая и всегда искренняя улыбка Сураката Хаваловича, размах его рук, широченные ладони, которыми он порой размахивал на сессиях парламента, всегда выдавали его открытую натуру. Он шел по жизни с открытым забралом, не примерял какие-то маски, чтобы кому-то понравиться. Говорил то, что думал. Ходил без охраны, но говорил так, как будто за ним стоит многотысячная армия. За ним она и стояла – многочисленная армия его земляков разных национальностей и вероубеждений, доверявших его мнению, солидарных с каждым его словом, готовых подписаться под каждой его строкой. Его слова, оценки, шутки моментально становились поговорками. Ум Асиятилова был пронизан народной мудростью. Жалею, что не записывал многие его афоризмы, которые сегодня были бы бесценным свидетельством его искрометного ума.

Оценки Сураката Хаваловича были настолько меткими и точными, что невозможно было им не восхищаться. При встрече он всегда мог дать исчерпывающую характеристику человеку, событию, явлению. Он и сам был явлением, неповторимым и нестареющим.

Эдуард ЭМИРОВ

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...

Противодействие терроризму в Дагестане

В рамках реализации Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма в Республике Дагестан на 2024 г. рекомендуем к просмотру следующие...

Махачкала в списке городов, в которых квартиры признана ликвидным вложением

Как отмечают компетентные эксперты, в последнее время инвестиции в жилую недвижимость оставались одними из самых прибыльных. Среднегодовой реальный доход...
spot_imgspot_img

В Дагестане прошел трейловый забег Dagestan Wild Trail

На прошедших выходных в Дагестане прошёл пятый забег Dagestan Wild Trail 2024, которым трейлраннеры традиционно открывают свой беговой сезон. Трейлраннинг...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам