Мы не раз поднимали тему городского землепользования. Многочисленные самозахваты, берущие свое начало еще с 90-х годов, практически не оставили шанса развиваться городской среде в центральной части столицы. О том, как обстоит дело в махачкалинских поселках, читатель помнит из прошлых материалов «МИ». Напомню, один из таких материалов был о поселке Ленинкент, который по праву можно причислить уже к полноценным районам города. Поселок развивается, и возникает все больше вопросов о возможности строительства, ведь появляются новые семьи, численность жителей растет.
НЕХВАТКА ЗЕМЕЛЬ
Об этом говорил нам председатель Совета старейшин поселка Пайзула Махтиев. Он рассказывал, что в Ленинкенте уже давно нет свободных земель, все занято под частные владения. Развиваться поселок может лишь в предгорную часть. Есть еще одна территория возле пожарной части, расположенной возле старого селения Атлы-Боюн. Этот участок почти в 30 га, который почему-то превращен в свалку как бытовых отходов, так и строительного мусора. Причем теперь там еще проводятся и карьерные работы. В период расцвета сельского хозяйства Ленинкент был полностью аграрным поселком, со своим налаженным производством овощей, бахчевых культур и прочего. Поэтому неравнодушные жители предлагают на этом заброшенном участке заняться сельским хозяйством. По словам специалистов, там и земля очень хорошая.
Старейшина отметил, что по этой теме было обращение в городскую администрацию с просьбой выделить данное место под садоводческое товарищество и привести землю в порядок. Есть и другие участки, которые могли бы использоваться общинами для развития поселка. Но, как уже было отмечено, участки для ведения сельского хозяйства лишь отчасти решают задачи поселка. Основная же проблема в том, что практически нет свободных земель под жилые дома.
Ведь на сегодняшний день в Ленинкенте проживает почти 30 тысяч человек. Еще лет пять назад Совет старейшин обращался по поводу нескольких ключевых вопросов, волнующих жителей поселка. «Множество семей живут в границах одного двора. А куда податься новым семьям, если земельные участки очень проблематично получить?» – задаются вопросом жители.
ПОЛНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Между тем отметим, что вся процедура по регулированию земельных отношений находится в распоряжении Администрации города Махачкалы. И это в принципе централизует ответственность и не дает возможности бесконтрольного присвоения или хозяйствования на различных территориях.
О том, что необходима полная инвентаризация земель говорил и Глава республики Сергей Меликов. А еще в 2018 году мэр города Салман Дадаев ввел мораторий на любые постройки. Продолжали строительство лишь те, кто уже получил разрешение и у кого все документы были в норме. Поэтому любые мероприятия, связанные с новым строительством, даже если это кажется крайне необходимым, сейчас временно приостановлены. Таким образом, как только на склоне горы Тарки-Тау в упомянутом поселке началось межевание под строительство жилых домов, администрация города незамедлительно отреагировала.
Как прокомментировал ситуацию начальник отдела по представлению интересов Администрации города Махачкалы в судах и иных органах Правового управления горадминистрации Шамиль Шахов, земли были действительно выделены под индивидуальное жилищное строительство, но вот граждане, занимающиеся межеванием и начавшие строительство, на это не имели документов, а те, что были на руках, оказались подложными.
Судя по информации пресс-службы, по факту самозахвата земель глава города Махачкалы Салман Дадаев направил письма в МВД по РД и Кадастровую палату республики для приостановки всех процессов с оформлением земель и обязательным запросом.
УСТАВ – ДЛЯ ВСЕХ
В связи с этим инцидентом возникает ряд вопросов даже не к районным и поселковым администрациям, которые, как выясняется, не имеют необходимых полномочий для решения таких вопросов, а в целом к самой правовой системе, которой регулируются действия и администраций, и глав районов. И тут важно внимательно ознакомиться с уставом города, который, к сожалению, открывают разве что специалисты юротдела. А ведь этот документ – для всех нас, горожан Махачкалы.
Так вот, по Уставу нам предлагается быть реальными и полноправными участниками жизни города. Достаточно открыть, скажем, статью 15 устава, где ясно указано на возможность граждан предлагать свои законопроекты, которые должны будут обсуждены на Собрании депутатов. Но за все время новых созывов я не припомню, чтобы инициативная группа граждан сформировала какой-то законопроект на местном уровне.
А ведь это реальная возможность, причем сотрудничество с административным корпусом мэрии, где уже можно будет отслеживать и требовать исполнения народных предложений. И это еще не все. Согласно статье 16 устава города, граждане сами вправе распоряжаться землей, где они проживают, но только через Собрание депутатов, куда будут вноситься предложения о том, что и как обустраивать и как распоряжаться. Было ли это сделано местными активистами?
В то же время мы начинаем сразу искать «главного». Того, кто возьмет всю ответственность даже за наши желания и исполнит все без нашего участия. Как правило, кивают на главу города. Мол, раз глава, то и решай. Но если внимательно прочитать статью 30 устава, то окажется, что глава города выступает в основном как арбитр, регулирующий взаимоотношения управлений администраций и органов местного самоуправления, в том числе и местных инициатив.
Конечно, мэр обладает правом инициировать законы, приостанавливать деятельность управлений и других структур, но если те выходят за рамки законодательства. Отсюда вывод, что и по Федеральному закону № 131, и по уставу города Махачкалы мэр выступает как один из инициаторов ряда действий, но не единственный.
Напомню, что согласно 131-му федеральному закону, который все приняли как неотъемлемую часть свободного и самостоятельного права, еще с начала перестройки, мы – горожане – сами должны следить, инициировать и претворять в жизнь наши пожелания, а не оставлять все на усмотрение лишь администраций.
Ну а если взялись за какое-то общественное дело, то будьте добры соблюдать все в рамках того же устава и упомянутого закона № 131 о местном самоуправлении.
Руслан ЛУГОВОЙ