Сталинский ампир с урахинским акцентом

В Театре поэзии 19 марта открылась подготовленная работниками Музея истории Махачкалы выставка работ известного дагестанского архитектора Албури Алхазова. В экспозицию, которая будет доступна посетителям до 28 марта, вошли проекты, фотографии и награды архитектора. Таланты дагестанца были высоко оценены в Москве. К сожалению, на исторической родине о его творчестве знают незаслуженно мало. Стремясь хотя бы отчасти исправить эту историческую несправедливость, мы решили опубликовать материал, подготовленный к открытию выставки ее куратором Наидой Дибировой.

Албури Магомедович Алхазов (1910 – 1986) – первый профессиональный архитектор Дагестана, оказавший огромное влияние на становление новой дагестанской архитектуры, наиболее ярко проявившейся в формировании советской архитектурной эстетики Махачкалы.

Албури Алхазов родился в с. Урахи Сергокалинского района в семье ученого-арабиста Магомедкади. По окончании Педагогического техникума в Буйнакске был направлен на учебу в Москву. Получил блестящее профессиональное образование в Московском архитектурном институте (МАРХИ), где учился под руководством известного архитектора Г.Б. Бархина. После окончания работал в мастерской по проектированию зданий при МАРХИ в качестве помощника архитектора, затем с 1937 г. – в Проектной конторе НКВД. Вся дальнейшая деятельность А. Алхазова была связана с работой в структурах МВД, КГБ и Министерства обороны СССР.

30-е – 40-е годы в истории советского государства ознаменовались с бурным развитием промышленности и растущими темпами урбанизации. Градостроительные задачи становились более масштабными, городские организмы – более сложными, требующими формирования крупных систем расселения. Именно в эти годы индустриального бума по проектам дагестанского архитектора Алхазова в столице Советского Союза были возведены жилые дома: на Ленинградском шоссе, Кутузовском проспекте, на Садово-Сухаревской улице. Они во многом сформировали архитектурный облик Москвы сталинской эпохи.

С началом Великой Отечественной войны Албури Магомедович ушел на фронт. Прошел всю войну, был награжден многочисленными боевыми орденами и медалями. По возвращении к мирной жизни сначала в звании майора, а позже – полковника долгие годы работал руководителем Центрального проектного института (ЦПИ-20) Министерства обороны СССР.

Под его руководством разработаны проекты и построены более 80 ведомственных объектов МВД, КГБ и Министерства обороны СССР. Самый значимый из них – первый и самый большой в мире космодром «Байконур» (город Ленинск). По его проектам возведены военно-стратегические объекты в странах Варшавского договора, санаторно-курортные комплексы на Черноморском побережье и в городах Кавказских Минеральных вод. В 50-е гг. по проектам Алхазова в Москве были построены здания госпиталя МВД в Покровском-Стрешневе, комплекс зданий Московского государственного автомобильно-дорожного института (МАДИ) на Ленинградском проспекте в соавторстве с С.Е. Чернышевым, при участии инженера И. Оршанского.

Масштабные преобразования по всей стране, связанные с формированием новой государственности, затронули и нашу республику. В Дагестане активно создавались коммуникации, росли города. Превращение Махачкалы в столицу автономной республики определило и формирование ее архитектурного облика. В городе в 30-40-е гг. наблюдался большой приток населения, появились новые промышленные предприятия, развивались системы образования и здравоохранения. Перед городской архитектурой встал целый ряд новых задач по строительству административных зданий в духе социалистического строительства. Стараниями Албури Алхазова в 50-60-е гг. в Махачкале появились здания Министерства внутренних дел и Правительства Республики Дагестан, памятники народным поэтам Дагестана – Гамзату Цадасе и Сулейману Стальскому.

На примере зданий, возведенных в столице Дагестана по проектам Алхазова, можно проследить, как классические формы античности и ренессанса сочетались с деталями народной архитектуры, которые подчеркивали национальные особенности этих строений.

К примеру, здание МВД в Махачкале построено в стиле триумф (так называемый «сталинский ампир») и является воплощением архитектурных форм, которые ассоциируются с достижениями социализма и выполняют конкретные исторические задачи той эпохи. Но при более подробном изучении чертежей проектов этого здания (их было несколько) мы видим, что первоначально на фасаде, рядом с гербом СССР, предполагалось изображение человека в национальной дагестанской черкеске и бурке с одной стороны и фигуры советского солдата с другой. Что, вероятно, символизировало единение Дагестана и России. В качестве строительного материала на чертеже от 13 мая 1953 г. обозначены «белый акушинский известняк» и «камень месторождения около аула Тарки».

Будучи большим профессионалом своего дела, Албури Магомедович прекрасно осознавал, что строительный материал и художественные формы сильно воздействуют на специфику зрительского восприятия и образные ассоциации. Поэтому пытался с помощью отдельных деталей подчеркнуть привязку архитектурного объекта к национальным корням.

Интерес представляет история постройки здания Правительства Дагестанской АССР. На более ранних чертежах и эскизах изображено величественное сооружение с высоким шпилем и огромными часами, напоминающее московские сталинские высотки. Этот вариант реализован не был, а на площади появилось 3-этажное здание, которое позже было дополнено возведением четвертого этажа. Справедливости ради стоит отметить, что и существующий вариант возведен с существенными отклонениями от авторского замысла, предполагавшего 7-этажное строение.

Поэтому вполне объяснимо решение автора достроить здание Дома правительства. Это было вызвано необходимостью связать в общую композицию весь архитектурный ансамбль центральной площади города, представляющий собой разные по стилю и времени создания архитектурные объекты. Открытость и легкость надстроенного 4-го этажа отсылают к национальной традиции: в дагестанском зодчестве известен прием вынесения за пределы дома подвесной веранды.

Как пишет З.А. Гейбатова-Шолохова, «в композиционном решении здания Дома правительства обнаруживаются признаки новой свободной системы проектирования… его создание знаменует привнесение в архитектуру национального колорита… Однако корпус здания явно выявляет неоклассическое авторское кредо А.М. Алхазова».

В целом объемно-пространственные решения, предложенные и воплощенные Албури Магомедовичем, способствовали формированию полноценного архитектурного ансамбля центральной презентативной части Махачкалы в духе социалистического строительства.

Данная выставка – одна из первых попыток широкого освещения творческой биографии выдающегося советского и дагестанского архитектора. Специфика его работы в структуре Министерства обороны СССР предопределила тот факт, что долгое время информация о нем была засекречена и до нас дошли лишь некоторые сведения о его деятельности. Масштаб личности и огромное творческое наследие Албури Магомедовича требуют более глубоких и серьезных исследований.

На выставке представлены документы и фотографии, живопись и графика из семейного архива, эскизы проектов и чертежи из частного собрания.

Особую благодарность за сохранение памяти и предоставленные материалы музей выражает Запиру Мухтаровичу Алхасову.

 

Над выставкой работали:

директор Музея Махачкалы Зарема Дадаева;

кураторы выставки: Наида Дибирова, Кавсарат Джакаева;

редактор: Сияна Шейхова;

координатор: Екатерина Дидковская;

реставрация фотоматериала, препресс: Татьяна Юха.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Большое спасибо инициатору Первой профессиональной выставки творчества архитектора-полковника А.М. Алхазова (1910-1986) его родственнику, инициатору создания экспозиции З.М. Алхасову, руководителю выставки З. Дадаевой, координатору выставки Е.Дидковской, кураторам выставки Н. Дибировой и К. Джакаевой, редактору выставки С. Шейховой! Отдельную благодарность выражаю Т. Юха за трудоемкую и кропотливую работу по реставрации фотоматериала! Поныне сожалею, что мне так и не удалось посетить столь ценную выставку и тщательно ознакомиться с дизайном представленной экспозиции, но, независимо от этого, я тесно контактирую с З.М. Алхасовым и, более того, мне, как архитектуроведу, в достаточной степени известно о творческом наследии архитектора А.М. Алхазова, выходца из многонационального Горного Дагестана, родившегося и выросшего в просвещенной даргинской семье селения Ураха. Не знаю как, по какому принципу были представлены материалы в выставочной экспозиции, но жизненная и творческая судьба зодчего А.М. Алхазова выбиралась отнюдь не самой личностью. В чем отличительная особенность профессиональных обстоятельств А.М. Алхазова от почти всех архитекторов и градостроителей Москвы? Отвечаю: в том, что А.М. Алхазов, как и другой московский архитектор М.И. Мержанов, не были свободны в выборе тех или иных проектных заказов, так как они являлись творческими представителями военной миссии! Именно род служебной деятельности всецело отражен на творческом наследии обоих мастеров архитектуры. Кстати, таких творческих личностей тщательно выбирали опытные представители соответствующих структур… Особое знаковое значение имеет то, что оба творца являются представителями народов Кавказа: даргинец А.М. Алхазов и армянин М.И. Мержанов! Специфика жизненной и творческой судьбы выражена в характере типологической систематики наследия архитектора-полковника А.М. Алхазова: 1) Многоэтажные жилые дома; 2) Военно-стратегические объекты; 3) Санаторно-курортные комплексы; 4) Военно-лечебные учреждения; 5) Военно-административные здания; 6) Высшие учебные заведения; 7) Национальное административное здание! Зодчий А.М. Алхазов многогранен в творчестве и весьма сложен для научного осмысления его нелегкой жизни и профессиональной деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале состоится форум, приуроченный ко Дню России

13 июня в столице Дагестана на территории исторического парка «Россия – моя история» состоится форум, который будет приурочен к...

В махачкалинском посёлке Семендер ремонтируют дорогу на улице Хасавюртовской

10 июня работники подрядной организации по муниципальному контракту проводят мероприятия по капремонту дороги на улице Хасавюртовской в поселке Семендер....

Жители Хунзахского района Дагестана получили новые скорости мобильного интернета

Изменения уже почувствовали три тысячи жителей сел центральной части республики, интернет там ускорился на 10%. Технические специалисты МегаФона модернизировали...

Министр внутренних дел Дагестана сделал обращение к Абдулмуслиму Абдулмуслимову в связи с предстоящим купальным сезоном

Мониторинг ситуации, связанной с летним купальным сезоном в Республике Дагестан, показывает, что каждый год в регионе происходит множество несчастных...
spot_imgspot_img

Шестилетняя махачкалинка пострадала в результате ДТП

В столице Дагестана в результате дорожно-транспортного происшествия пострадала шестилетняя девочка. Об этом рассказали в пресс-службе МВД республики. «8 июня 2024...

В Армавире будут судить пятерых участников беспорядков в аэропорту Махачкалы

Пятерых фигурантов дела о прошедших в октябре 2023 года беспорядках в аэропорту столицы Дагестана будут судить в Армавире. На...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам