22 мая в школах республики для всех выпускников прозвенел последний звонок. Событие торжественное – начало новой взрослой жизни, чуть грустное – прощание с родной школой, учителями, друзьями…
В Махачкалинской школе №10 по этому случаю прошла торжественная линейка, на которую во дворе выстроились ученики 9 и 11-х классов.
В руках цветы, воздушные шары, рядом с выпускниками – их учителя, бывшие им опорой и старшими товарищами в течение многих лет. Чуть поодаль – взволнованные родители учеников.
…Звучит Гимн России, на площадку перед входом в школу выносятся флаги – страны и республики.
С теплыми словами поздравлений и добрых пожеланий перед выпускниками выступил начальник Управления образования Махачкалы Вадим Дибияев, который поздравил всех с завершением учебного года, а старшеклассникам пожелал успешной сдачи экзаменов и благополучного поступления в вузы.
Выступивший следом директор школы Рамиз Сердеров сказал: – Для вас, дорогие выпускники, наступило время, когда нужно принимать важное решение – куда пойти учиться, какую профессию выбрать.
Вы получите документ, который называется аттестатом зрелости, а ваша зрелость уже наступила. Удачи вам и не забывайте свою школу!
Желающих поздравить было много: родители, учителя, первоклассники. И наконец, прозвенел последний звонок: по сложившейся многолетней традиции звонкий колокольчик ожил и подарил свои переливы в руках первоклассницы, которую пронес на плечах старшеклассник.
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Вот и все, детство кончилось. А что же дальше? Что происходит в школе в последнюю неделю мая? Об этом наш разговор с директором Рамизом Сердеровым.
– С понедельника в нашей школе, которая является Приемным пунктом экзамена №610, проходит основной государственный экзамен для 9-классников. В эти дни у нас сдают экзамены более 200 человек, это учащиеся школ № 8, №16, №27 и №37. Согласно существующим правилам, наши ребята в своих стенах не имеют права ничего сдавать, они находятся в школе №37.
Сдаются два обязательных предмета: русский язык и математику. По русскому языку предусмотрены три пункта – изложение; 7 заданий с кратким ответом; сочинение-рассуждение.
На экзамен отведено всего 3 часа 55 минут, школьникам разрешено пользоваться орфографическим словарем.
– Рамиз Мирзегасанович, сколько девятиклассников вашей школы намерены продолжить учебу в десятом классе?
– Точно не могу сказать, но думаю, что из 6-ти девятых классов мы наберем не более 2-х десятых.
– Почему?
– Видите ли, многих пугает сдача ЕГЭ в ближайшей перспективе. Покойный академик Лихачев, изучив в свое время Болонскую систему, по которой мы работаем последние годы, сказал об этом экзамене: теперь не надо учиться, нужно уметь решать кроссворды.
Можно сдать предмет на 100 баллов, но этот факт не свидетельствует о наличии знаний ученика. Тестовая система предполагает способность угадывать, а не размышлять и запоминать.
Можно сдать предмет на 100 баллов, но этот факт не свидетельствует о наличии знаний ученика. Тестовая система предполагает способность угадывать, а не размышлять и запоминать.
Могу привести интересную статистику: 20% учеников учатся при любой власти и системе; 20% не учатся ни при каких условиях; остальная масса – 60% скорее инертная масса, действующая согласно складывающейся обстановке, то есть конъюнктуре.
Самые талантливые 20% предпочитают сегодня уходить в колледжи, хотя раньше в профтехучилища шли самые слабые. Сейчас все наоборот. Особенно после того, как появилась возможность поступать после колледжа в вуз, не сдавая ЕГЭ.
Кто бы что ни говорил, лично я против ЕГЭ. Разве плохо было, когда мы в свое время сдавали выпускные экзамены в школе и вступительные в вузы? Поймите, экзамен – это обычный эпизод в жизни школьника, и таковым он должен оставаться, а не что-то глобальное и ужасное, во что превратился он в последнее время и не по вине школы, создавая стрессовую ситуацию для выпускников на ровном месте.
Хотя, должен признать, в последнее время происходят позитивные перемены в этой области. Разрабатываются единые стандарты для программ и учебников, это уже хорошо. Лет 5 назад разрешено было писать сочинение. Есть еще несколько положительных моментов. Конечно, советскую систему не вернешь, но какие-то основы сохранить можно.
СТАТУС УЧИТЕЛЯ
– В 2018 году у школы появился новый корпус. Удалось ли решить проблему «трехсменки»?
– Пока наши ученики занимаются в две смены, но боюсь, что через 3-4 года мы вернемся к обучению в три смены. Рождаемость высокая, а школ строится мало. У нас обучаются около 2-х тысяч человек. Старое здание рассчитано на 800 учащихся, новое – на 600. Уже сегодня больше на 600 от плановой наполняемости.
– Приходят ли на работу в школу молодые учителя?
– Приходят, несмотря на трудности и сложности этой профессии. Много говорится сегодня об изменении статуса учителя, но ничего не делается, и я не понимаю, почему.
Я считаю, что нужно поднять статус учителя до статуса силовых структур. Почему сегодня самые большие конкурсы в военные вузы? Туда идет самая грамотная часть населения. Из-за больших зарплат и стабильного социального статуса военнослужащего.
Говорят, что зарплата не главное. А вы попробуйте прожить на тот мизер, что платят учителям! Чтоб заработать 30 тысяч, они работают на 2,5 ставки. Это изнуряет и изматывает педагога.
Считаю, что педагогу хотя бы после 10 лет работы нужно предоставить квартиру, бесплатные путевки на отдых, возможность устроить ребенка в детский сад и т.д.
Учителя в большинстве своем честные, преданные своему делу люди, способные на героические поступки. Вспомним казанскую трагедию, когда они заслонили детей собой… А в прошлом, 2020 году во время пандемии кто работал с детьми на «удаленке», когда врачи были на передовой?
АРКАДИЙ ГАЙДАР
– Ваша школа носит имя Аркадия Гайдара. Связывается ли как-то его творчество с организацией воспитательного процесса в школе?
– Аркадий Гайдар – кумир миллионов. Его книги учат морали, нравственности, патриотизму, трудолюбию. Он в 16 лет командовал кавалерийским дивизионом – это возраст нынешнего 9-классника. Я часто рассказываю о нем ученикам и привожу в пример.
Он основал тимуровское движение, сейчас оно называется волонтерским, но сути это не меняет. Каждый класс имеет на своем попечении тех, кто в этом нуждается: ветераны, многодетные семьи, одинокие и престарелые люди.
Конечно, дрова колоть уже не надо, как описано у Гайдара, но сходить в магазин, сделать уборку в квартире и просто даже пообщаться – в нашей школе такое существует.
В этом году школа отметит юбилей – 85-летие. Мы, ученики, педагоги, родители готовимся к этому событию, надеюсь, достойно встретим эту дату.
Наталья БУЧЕНКО