У Бога свои планы на каждого

Памяти Юрия Ханжова

Не могут люди вечно быть живыми,

Но счастлив будет тот, чье будут помнить имя.

Алишер Навои

Полгода назад ушел из жизни Юрий Геннадьевич Ханжов, один из выдающихся деятелей культуры Дагестана, художественный руководитель Детской филармонии при Администрации Махачкалы и хора «Волна», прошедший путь от ассистента кафедры музыкальных инструментов ДГПУ до профессора. Он имел звания «Заслуженный деятель искусств Дагестана», «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества», он – обладатель грантов Президента Дагестана, Министерства культуры РД, лауреат Государственной премии Правительства РФ. Юрий Геннадьевич внес ощутимый вклад в научную мысль музыкальной культуры нашей республики.

О творческом и жизненном пути Юрия Геннадьевича, которому на днях исполнилось бы 60 лет, редакция попросила рассказать заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, заслуженного деятеля искусств Дагестана, дирижера Людмилу Ивановну Ханжову, его супругу и коллегу. За большие творческие заслуги в деле пропаганды хорового искусства и в связи с празднованием 200-летия А. С. Пушкина она удостоена «Благодарности» Министерства культуры России и награждена памятной медалью Народного патриотического Союза России (2000 г.), а также диплома Фонда развития отечественного музыкального искусства им. П. И. Чайковского (Москва, 2008 г.). В качестве художественного руководителя возглавляла Государственный хор РД (2008-2014) , была главным хормейстером Театра оперы и балета Дагестана (1998-2002).

ЕГО НАЗВАЛИ В ЧЕСТЬ ГАГАРИНА

– Вначале хотелось бы сказать несколько слов о его родословной. Юрий Геннадьевич появился на свет 29 мая 1961 года в городе Новокуйбышевске Самарской области в семье рабочих. Отец Геннадий Гаврилович был электросварщиком на элеваторе, мать Ольга Семеновна – швеей на государственном предприятии. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, и всех новорожденных мальчиков стали называть в честь первого в мире космонавта – Юрием.

Жизнь в городе показалась родителям тяжелой, и они переехали в родные края – в Саратовскую область, в поселок Екатериновка. Там Юра пошел в музыкальную школу по классу баяна. Он делал большие успехи в музыке и после окончания восьми классов поехал учиться в Балашовское музыкальное училище. В 1980 году поступил в Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова.

С Юрой я познакомилась в годы учебы в Саратовской консерватории – одной из лучших в стране, в далеком 1981 году. Я училась на старшем, а он на 1-м курсе. Учились на разных отделениях: Юра – на народном, баян, я – на дирижерско-хоровом. Он был очень внимательным, любящим, щедрым, интересным молодым человеком. Он заменил мне всех подруг. Мы с ним сошлись во многих жизненных вопросах, у нас было много общего.

Он был очень легким на подъем. Все планы по жизни, которые намечали, исполнялись без особого труда. Потому что оба смотрели в одну сторону, были во всем заодно. Два года встречались, учились, но разъехались. Я вернулась домой в Дагестан, продолжила работу в Педагогическом институте, на музфаке, откуда уезжала в консерваторию. Ездили друг к другу. Поженились лишь в 1983 году, на зимних каникулах. Сыграли веселую свадьбу, необычную: с тройками лошадей, в 20-градусные морозы февраля, и… снова разъехались – он в Саратов, я – в Махачкалу. По окончании учебы, уже имея двоих детей, мы возвращаемся из Саратова, и Юра начинает работать в ДГПИ в должности заведующего секцией народных инструментов.

ВОСПИТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Позже Юрий долгие годы заведовал кафедрой музыкальных инструментов. Его студенты становились лауреатами премий всесоюзных и всероссийских конкурсов. Юрий Геннадьевич воспитал огромное число первоклассных музыкантов.

Но вернусь в середину 80-х. Вдруг счастливый случай. Одна из моих подруг-педагогов предлагает взяться молодому, начинающему баянисту руководить народным хором «Волна» Махачалинского клуба рыбников. Надо сказать для справки, что, будучи учащимся Балашовского музыкального училища, Юрий пел в Прихоперском народном хоре, знал специфику работы в фольклорных коллективах, но опыта хормейстера, руководителя по понятным причинам вследствие молодости и учебы не было. Предложение оказалось заманчивым, но вместе с тем возник ряд сложностей. Ни репертуара, ни нормальных костюмов. Поэтому он сначала засомневался, а смогу ли? Начать и бросить – это несерьезно! Я смогла уговорить все же попробовать свои силы. Пришлось ему помогать. С годами он легко справлялся сам.

ptr

В лихие 90-е годы в стране начался развал. В творческие учебные заведения перестала поступать молодежь. Пошли дикие недоборы, учить было некого. Зарплат мы не видели по три месяца. Самодеятельные коллективы «приказали долго жить», профессия музыканта стала бесперспективной, платить руководителю зарплату никто не собирался. И несмотря на все трудности, безденежье, хор все-таки удалось сохранить. Но возникла необходимость менять в хоре многое, начиная с внешнего вида хористов. Старые костюмы морально устарели. Денег не было. Сшила дома 19 взрослых костюмов, не будучи портнихой, на собственные средства. Помогали родители детей. Художница, которая пела в хоре, – Лена Черемушкина – выполнила красивые, профессиональные головные уборы-кокошники. Для записи на телевидении мы приносили свои атрибуты народного быта: лапти, плошки, расписные рушники, кувшины. Поменялся репертуар. Концертные выступления на улице при большом скоплении людей выдвигали новые требования: необходимо было записывать фонограммы, иначе звучание было безликим и тихим. Пошли долгие записи в студиях. Формы работы постоянно менялись, дополнялись выступления хореографией.

«ВОЛНА» И «ЛУКОМОРЬЕ»

Хоры «Волна» и детский – «Лукоморье» – стали неотъемлемой частью всех республиканских концертов, фестивалей. Юра отличался своей неистовой одержимостью, он жил одной только работой.

Ансамбль «Лукоморье» был создан в 1995 году на базе Детской музыкальной школы №3. Ханжов организует детский хор «Лукоморье», как молодую смену «Волне». В первом составе участвовали наши дети, а также детишки друзей, подруг. В репертуаре были старинные народные русские, казачьи песни, лирические, патриотические. Ансамбль являлся активным участником республиканских хоровых фестивалей и праздников: «Эхо гор», «Тебе, Победа, посвящается!», «Дагестан – моя семья», «Салют Победы», Масленица, Пасха, «Мир начинается с детства», «Золотые звездочки Кавказа», международный фестиваль «Горцы», «Каспий – берега дружбы» и др.

В 2015 году коллектив подтвердил звание «Народный».

Концерты проходили на лучших сценах республики. Дети прошли отличную творческую школу и на всю жизнь сохранили воспоминания о счастливом детстве, об участии в детском коллективе. Некоторые общеобразовательные школы попросили его организовать и у них такие же творческие объединения, в частности, в школах №11, №16 города Махачкалы.

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ И МАСШТАБНОСТЬ

Студенты Юрия Геннадьевича с особой теплотой относились к своему педагогу, высоко ценили его душевные качества, профессионализм. Это был педагог, в класс которого мечтал попасть каждый студент, чтобы стать лауреатом всероссийских и международных конкурсов, и они становились ими! Известный музыковед и коллега Юрия кандидат педагогических наук Патит Шахназарова отмечает креативное мышление и масштабность замыслов Юрия Ханжова. Коротким, но очень наполненным оказался его путь на земле. Он ушел, оставив после себя огромное творческое наследие и добрую память.

Все его коллеги и друзья отмечали, что он не был заносчивым, но знал себе цену, был внутренне свободен. Своим ученикам старался прививать качества, которые воспитывали в свое время в нем его учителя – трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям. В чем его феномен? Он был человеком разноплановым – педагог с блестящей музыкальной эрудицией, талантливый музыкант, общественный деятель, он ревностно оберегал наследие народной музыки.

ЧЕЛОВЕК С «АКТИВНЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ЛИЦОМ»

По мнению Хана Баширова, заслуженного деятеля искусств РФ, председателя Союза музыкантов РД, профессора, друга Ханжова, Юрий Геннадьевич был человеком с «активным общественным лицом». К примеру, он считал, что для развития туризма нужно создать такую культурную среду, при которой пребывание здесь отдыхающих будет комфортно и безопасно. И тут роль деятелей культуры ключевая – именно они, в первую очередь, должны формировать такую среду. Другое направление, где деятели культуры могли бы приложить свои силы, это пропаганда туристических возможностей Кавказа. Нужно чаще выезжать на гастроли, больше показывать его самобытную культуру за рубежом, организовывать фестивали культуры, приглашать на них гостей из других регионов и стран, заинтересовать отдыхом на Кавказе.

– Кстати говоря, Юрий Ханжов был инициатором и душой всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, ставшего позже международным. А начиналось все с махачкалинского городского конкурса на базе факультета музыки ДГПУ, где мне, пианисту, – вспоминает Хан Баширов, – доверили возглавлять жюри этого творческого соревнования. В последние годы конкурс проводился в рамках фестиваля народного творчества «Играй, душа!» под эгидой Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры.

Он видел своей главной задачей сохранение многообразия народной культуры, которая под давлением глобализации сейчас переживает не лучшие времена. Нельзя растерять многие лучшие традиции, обряды, образцы устного народного творчества. Необходимо все силы направить на решение этих вопросов.

Ханжов считал, что образование и культура являются мерилом человеческого достоинства, двигателем прогресса, для этого мы – граждане великой страны должны жить в дружбе, знать и ценить культуру всех народов, делиться интеллектуальным наследием, пропагандировать лучшее и самое ценное, что есть у нас.

В каком-то смысле Юрий Ханжов внес свой вклад, дал своеобразный импульс оживлению культурной жизни региона.

КУЛЬТУРА – В ОСНОВЕ ВСЕГО

В своем «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов сказал: «Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». Мне кажется очень емкое определение. В основе любой сферы деятельности человека лежит культура. И от культурного уровня общества в конечном итоге зависит уровень его благополучия. Так считал и Юрий Геннадьевич Ханжов.

И еще. В своих выступлениях на различных форумах, семинарах и конференциях он говорил, что у нас относительно неплохо обстоят дела с подготовкой кадров для профессиональных творческих коллективов. Однако искусство не ограничивается симфоническими оркестрами или художественными театрами. У нас серьезные проблемы с кадровой обеспеченностью клубных учреждений, народных коллективов. Не хватает педагогов музыкальных и художественных школ. Причем нужны специалисты, способные работать в новых, рыночных условиях. И это задача высших учебных заведений, университетов культуры, где готовятся специалисты в области культурно-досуговой деятельности.

mde

Профессор Института культуры и искусства ДГПУ, заслуженный деятель искусств РД Юрий Ханжов поднимал вопросы взаимодействия семьи и школы, социального партнерства, роли самообразования педагогов. Он считал, что особое внимание должно быть уделено таким проблемам, как перегруженность педагогов различными бумажными отчетами и отвлечение их от непосредственных обязанностей; адаптация, закрепление и профессиональное развитие молодых педагогов нашей республики.

…Когда-то в детстве, в молодости казалось, что 60 лет – это глубокая старость, почтенный возраст. Но с годами, с высоты прожитых лет, начинаешь осознавать, что это вовсе не возраст, никакая не старость, а зрелость человека, когда накоплен огромный опыт работы, сделаны определенные выводы, сложились основные приоритеты: что для тебя главное, а что второстепенное, какие качества в людях тебе нравятся, а какие не принимаешь из моральных, нравственных соображений?

У него было искушение перебраться в Москву, так как вся семья, дети, внуки, племянники давно уже жили в столице. Но… он остался верен Дагестану, своему делу, «детищу» – хору «Волна» и детскому «Лукоморье», своему родному музыкальному факультету. Он считал, что больше пользы принесет Дагестану.

Впереди у него были большие творческие планы… И вдруг жизнь талантливого человека в расцвете лет обрывается… Горько, больно, обидно, невосполнимая утрата, какое-то недоразумение, почему такая несправедливость? Юрий Ханжов прожил в Дагестане ровно 35 лет – с 1985-го по 2020 год.

В 1985 году Юрий Геннадьевич стал руководителем хора «Волна», проработав 35 лет, вплоть до 11 октября 2020 г. Впервые в жизни он не явился на репетицию. Коллектив забил тревогу, такого никогда не было, чтобы занятие не состоялось! Пришли на квартиру. Он скончался во сне… Но, к сожалению, у Бога на каждого свои планы…

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам