Художественное образование как аргумент

Сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, доктор исторических наук Амирбек Магомедов особую роль в процессе модернизации республики отводит художественной интеллигенции, которая способна более ярко и эмоционально отразить общественные настроения и чаяния людей, способствовать единению дагестанцев. И здесь со всей полнотой встает вопрос использования и воспроизводства нашего культурного потенциала. А для реализации намеченного нужны квалифицированные кадры.

НОВЫЙ ЭТАП

– Развитие художественного образования в Дагестане тесно связано с социальными изменениями и преобразова­ниями в российском обществе. Кроме того, на этот процесс повлияли как традиционная культура Дагестана, так и возникшее здесь в советское время профессиональное искусство. Еще в дореволюционных учебных заведениях преподавались те или иные предметы, связанные с художественным образованием, которое дополнялось развитием любительских форм искусства и затронуло в основном русскоязычное население городов.

В первые годы советской власти в развитии новых форм образования важную роль сыграло художественное просветительство, характерное для 1920–1950-х годов. Речь о таких его формах, как творческое общение одаренной дагестанской молодежи с приезжими в республику (по командировкам, специальным приглашениям и др.) деятелями искусства, их участие в самодеятельности, выставках, смотрах-олимпиадах, «декадах». Впоследствии с развитием государственной сети школьного художественного образования роль таких форм ослабевает. А 1960-1990-е годы отмечены тем, что в республике формируется большая сеть дополнительного школьного художественного образования, открываются профильные училища и вузы.

В постсоветское время исчезает идеологический диктат КПСС в сфере образования и искусства, появляются частные, коммерческие учебные заведения, вариативные и альтернативные программы образования, уже нет привязанности только к одной идейно-эстетической концепции искусства. В образовательно-художественной сфере принимают участие частные творческие коллективы – концертные организации, группы, школы, индивидуальные лица. Такое в советское время было невозможно. Характерной чертой нового этапа стало и появление разнообразных форм организационной и финансовой поддержки школ и творческих коллективов со стороны не только госучреждений, но и отдельных предпринимателей, понимающих значение этих форм культуры. Конкурсы детского творчества республиканского и муниципального уровня, другие мероприятия часто проходят при поддержке различных спонсоров.

– Это отрадно, а были ли трудности переходного периода?

В 1990-е годы республику покинуло много педагогов по художественному образованию. Особенно пострадала музыкальная сфера. Уехали ученые-искусствоведы, возникла проблема творческой смены дирижеров, режиссеров, других специалистов. Из-за развала предприятий народных художественных промыслов резко сократились возможности преподавания основ традиционного искусства в школах, расположенных в центрах народного искусства. Стали острее и проблемы, связанные с нехваткой педагогов по таким видам хореографического искусства, как классический и современный танец.

 

Часть талантливой молодежи выезжает из республики, пытается найти работу в столичных центрах России.

 

В 2000-е годы в сфере художественного образования наблюдается подъем, улучшилось финансирование. Творческие коллективы стали чаще выезжать за пределы республики, в том числе на детские творческие конкурсы. Получили развитие международные связи художественно-образовательных центров республики. Активизировалась выставочная деятельность.

ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ

– Что можно сказать о вкладе профессиональных и самодеятельных творческих коллективов в художественное воспитание молодежи?

Следует особо отметить Даггосфилармонию, которая проводит музыкальные фестивали юных исполнителей. Каждое мероприятие посвящается известным композиторам и исполнителям. Состоялись фестивали памяти Готфрида Гасанова, Татама Мурадова, Дженнет Далгат, Сергея Агабабова, Сейфуллы Керимова, Наби Дагирова. Шефскую работу ведет Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. Им проводятся обзорные и специализированные экскурсии, уроки по культурологическим предметам. Музей оказывает помощь студентам и преподавателям при подготовке курсовых и дипломных работ, рефератов, в проведении олимпиад, конкурсов «Учитель Дагестана», «Шаг в будущее». Следует отметить деятельность РГВК «Дагестан», которая готовит программы, посвященные вопросам культуры, искусства, народного творчества. Надо вспомнить и о популярных передачах талантливого тележурналиста, энтузиаста своего дела Л. Погорельской на ГТРК. Ее программа «Истоки» вышла на телеэкраны еще в 1985 году. Этот огромный опыт просветительства будет востребован и в будущем и, надеюсь, станет важным звеном новейшей системы художественного образования.

Есть и другие примеры. В Кукольном театре стали традиционными и недели «Театр и дети». Большую работу по возрождению фольклорной культуры проводит Республиканский Дом народного творчества.

В последние годы популярными стали и детские хореографические коллективы, которые используют не только дагестанскую танцевальную культуру. Так в «Счастливом детстве» Шалуми Матаев ставит номера как на основе дагестанских народных танцев, так и с элементами иноэтнических культур. Каждый коллектив имеет свой стиль и почерк.

К счастью, сохраняется в Дагестане и такая форма художественного образования как семейные ансамбли. Конкурсы семейных ансамблей стали популярны еще в советское время. По данным статистики, сегодня таких коллективов больше 100. Число участников в некоторых из них достигает 20 человек.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

– Какие образовательные центры сформировались в Дагестане в качестве базовых учебных заведений в сфере культуры?

Необходимо начать с Махачкалинского музыкального училища, открытого в 1926 году. Наказы организатора и первого директора училища Готфрида Гасанова о необходимости подготовки национальных творческих кадров реализуются успешно и сегодня. Воспитанниками училища являются заслуженные деятели искусств РФ, РД композиторы Магомед Гусейнов, Касум Магомедов, Заур Джанаев, народный артист Дагестана скрипач Мурад Абуев. Среди его выпускников известные деятели музыкальной культуры Дагестана Ширвани Чалаев, Рамазан Фаталиев, Валерий Шаулов и другие. Кузницей кадров являются Дагестанское художественное училище им. М.-А. Джемала, Дагестанское училище культуры и искусств. Их выпускники стали известными художниками, модельерами, актерами дагестанских театров. Некоторые из них продолжили учебу на факультетах художественного профиля Дагестанского педагогического университета. Вот уже 50 лет музыкальный факультет этого вуза выпускает вокалистов, музыкантов для оркестров народных инструментов, хорового дирижирования. На 8 лет «моложе» художественно-графический факультет того же вуза. Многие его выпускники работают не только школьными учителями, но и живописцами, скульпторами, мастерами прикладного искусства. В 1990-е годы подготовкой кадров для дагестанских театров стал заниматься и Даггосуниверситет, здесь был открыт факультет культуры. Многие преподаватели актерского отделения являются выпускниками центральных театральных вузов. В репертуаре дипломных работ факультета представлены лучшие драматические произведения как отечественных, так и зарубежных авторов. Это пьесы «Женитьба» Николая Гоголя, музыкальная комедия «Дурочка» Лопе де Вега, испанские драмы «Дом Бернарды Альбы» и «Йерма» Г. Лорки и др.

– Но все ли так безоблачно?

Ощутимые успехи в области художественного образования в республике не могут затмить и имеющиеся проблемы. Они касаются, прежде всего, качества подготовки специалистов художественного профиля во всех сферах музыкального образования – школьного и вузовского. К сожалению, количество не всегда переходит в качество.

Сегодня остро стоит и проблема подготовки ученых-искусствоведов. Отсутствие в Дагестане диссертационных советов, «охлаждение» интереса молодежи к трудоемкой искусствоведческой науке (не секрет, что по другим наукам в республике защищается много диссертаций), недостаток финансирования аспирантской учебы не позволяет активно использовать для этого творческие связи с крупными искусствоведческими центрами страны.

Заметно и другое. Часть талантливой молодежи выезжает из республики, пытается найти работу в столичных центрах России. Одна из причин – слабая востребованность дагестанским обществом многих направлений искусства, узость творческого поля для их художественной практики. Отрадно, что деятели культуры, работающие за пределами республики, желают быть «услышанными» на своей малой родине. Организуются выставки их работ, их приглашают на различные конкурсы, фестивали. Они же привлекают бизнесменов-дагестанцев, живущих в других субъектах, для поддержки творческих проектов.

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам