В начале месяца мы отметили Международный день защиты детей, а уже сегодня врываемся в таинство их появления на свет. Ведь зачастую именно в этот ответственный момент малыш особенно нуждается в помощи. Тема нашей беседы – естественные роды или кесарево сечение? С каждым днем этим выбором озадачивается все больше будущих матерей и врачей. По идее природы, сами роды являются совершенно естественным процессом для женского организма. Тем не менее состояние плода или женщины не всегда благоприятствует легкому разрешению. Именно поэтому кесарево сечение приобретает все большую популярность. Только вопрос – всегда ли оно так необходимо и когда женщине действительно стоит задуматься о кесаревом сечении?
МНОГОВЕКОВАЯ ПРАКТИКА
Кесарево сечение – эта операция сегодня способна спасти сразу две жизни – матери и ребенка. Но так было не всегда. Еще несколько веков назад кесарево сечение заканчивалось исключительно летальным исходом для матери. Сама операция иссечения брюшной полости и матки известна еще из некоторых упоминаний: об операции сказано в легендах и мифах Древней Греции, также историки Китая, Индии и Египта в летописях рассказывают об извлечении ребенка из живота женщины. Есть упоминания о процедуре в древнееврейском талмуде Slomo Jasbi.
В Римской империи Гай Юлий Цезарь лично подписал указ, по которому вследствие гибели беременной в срочном порядке из ее тела извлекался ребенок ради его спасения. Именно тогда процедуру прозвали «кесарской операцией».
Только в 1500 году швейцарскому ветеринару Якобу Нуферу удается впервые благополучно разрешить роды – он спасает и ребенка, и свою жену, и она позже родит еще пятерых.
Процесс эволюции кесарева сечения тесно связан с хирургическими технологиями, с асептикой и антисептикой, а также с появлением обезболивающих. Основной причиной гибели пациенток являлась большая потеря крови, так как почти до конца XIX века хирурги не умели накладывать швы. Шансов выжить из-за этого у рожавшей практически не оставалось. В 1876 году итальянским врачом Эдуардом Перро было предложено удалять матку в случае кесарева сечения, что снизило смертность от операции в четыре раза. Но технология накладывания швов, появившаяся уже через шесть лет, вывела операцию на качественно новый уровень. Теперь пациентка не только выживала, но и оставалась детородной в дальнейшем.
Сегодня во всем мире проводится 20% родоразрешений с помощью кесарева сечения. Для женщины, как и для плода, опасности такая процедура практически не представляет, либо сведена к минимуму. Тем не менее относиться к «кесареву» как к единственно верному или безопасному способу родить врачи не рекомендуют.
На вопросы: почему иногда «кесарево» действительно становится единственно верным решением и когда лучше женщине рожать самостоятельно – ответила акушер-гинеколог Перинатального центра РКБ РД Мадина Шаханова.
– Прежде всего, к кесареву сечению должны быть показания, – комментирует Мадина Ухумаевна, – они делятся в акушерстве на «абсолютные» и «относительные». И многие женщины задаются вопросом: «а почему нельзя сделать операцию по желанию?». Так вот, по законам РФ, кесарево сечение по желанию пациентки не делается. Но предусмотрены пункты: наличие рубца на матке (ввиду оперативного вмешательства ранее) и при тазовом предлежании (неправильном положении плода). Также есть медицинские показания (по состоянию здоровья роженицы), которых мы придерживаемся и вследствие которых необходима операция.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
– В случае гипоксии плода при схватках как должен поступить акушер?
– Гипоксия плода является показанием для кесарева сечения. В таком случае идет речь об операции в интересах плода. Если пациентка в сознании – ее информируют о предстоящей процедуре во время родов. Если она бессознательна, решение принимает хирург, ее согласие не обязательно.
– В народе даже ходят какие-то возмущения – многие утверждают, что врачи, как что, так сразу «хватаются за нож» – вроде как кесарево прописывают сейчас практически всем поголовно. Что это – попытка врача обезопасить себя от трагического исхода или что-то еще?
– Процент кесарева сечения увеличился за последние годы, но увеличился и список показаний к нему. Акушерство становится более перинатальным – если лет двадцать назад женщину в интересах ребенка оперировали нечасто, то сейчас ребенок является таким же точно пациентом, как и женщина. Если что-то ему угрожает, ей предлагают операцию. Улучшились и методы диагностики. Благодаря скорому и легкому обнаружению медицинских отклонений растет и процент оперативного родоразрешения. И нужно признать, что в связи с этим уменьшилась перинатальная смертность.
Вообще по России в среднем показания к кесареву сечению составляют от 18 до 25%. По данным Всемирной организации здоровья, «благополучным» считается показатель не более 15%. Но такого соотношения вообще мало по миру и даже в самых развитых странах процент оперативных родов остается высоким. А в перинатальных центрах, куда изначально поступают женщины с патологиями, процент особенно высок (40-60%).
Акушерство становится более перинатальным – если лет двадцать назад женщину в интересах ребенка оперировали нечасто, то сейчас ребенок является таким же точно пациентом, как и женщина.
Но операция имеет как свои плюсы, так и минусы. Да, женщина не испытывает родовой стресс, для ребенка нет этапа прохождения по родовым путям и излишней травматизации. Однако любая женщина может быть носителем какой-нибудь хронической инфекции. И то, что эта инфекция не даст обострения и воспаления после такого стресса для организма, гарантий нет. Даже в случае технически проведенной идеально операции. Конечно, иногда воспаления имеют и фатальные последствия или провоцируют осложнения, вплоть до удаления матки.
– Есть народное поверье: «дважды над рожающей женщиной солнце не восходит» – это правда? Как поступать врачу в случае затянувшихся родов? Когда именно хирург должен принимать решение об операции?
– Да, это правда. Конечно, мы этого и не допускаем. Сроки самостоятельного разрешения зажаты. Для первородящей женщины – это 12-14 часов, для повторнородящей – не более 6-8 часов. В эти временные рамки женщина должна «уложиться».
– Какие последствия опасны для плода при затяжных родах?
– Та же гипоксия. Но раньше за состоянием плода наблюдали с помощью стетоскопа. Сейчас все по-другому. В течение родов за ребенком следят через постоянно включенный монитор.
– Прохождение по родовым путям не может принести вред плоду? К примеру, ДЦП – это все-таки родовая травма? Насколько велик риск получения вреда от механических манипуляций врача?
– Диагноз ДЦП – вечный спор между педиатрами и акушерами-гинекологами. Он не всегда является последствием родов. Иногда это неврологическая симптоматика врожденного характера. Многие дети, которые нормально родились и получили хорошие баллы при рождении, позже регистрируются с диагнозом ДЦП. Равно, как и дети с проблемными родами или низкими показателями жизнеспособности – зачастую это не сказывается на здоровье. Хотя, конечно, некоторый процент родовых травм есть.
СЛОВА ПОДДЕРЖКИ
– Роды – обязательно больно?
– Мы не проводим операций кесарева сечения под общим наркозом уже много лет. Наш роддом, кстати, являлся инициатором проведения операции под местным наркозом. Сама анестезия разделена на эпидуральную и спинальную. Эпидуральная анестезия делается инъекцией в позвоночник, известный как «укол в спину». Женщина остается в сознании в течение родов, но не чувствует боли от схваток, что в значительной степени облегчает состояние. В Интернете иногда пишут о якобы последствиях анестезии в виде болей в спине. Но на практике никаких подобных осложнений не выявлено. Возможны легкое головокружение или головная боль, но это быстро проходит. В основном на блок женщины соглашаются, даже изначально настроенные против. Спинальная анестезия необходима в состоянии операции. При любом обезболивании женщина остается в сознании.
– Как эмоционально-психологическое состояние женщины влияет на исход родов?
– Существенно. На эту тему уже много раз проведены исследования, в которых неоднократно доказано: если женщина готова к родам, они всегда заканчиваются для нее благополучно. А когда она изначально заточена на операцию – бывает, мы ее убеждаем, спорим с ней, апеллируем фактами, но в итоге нам зачастую приходится оперировать такую пациентку. Ввиду ее психологической неподготовленности к родам она буквально «не справляется» самостоятельно. Но иногда слов поддержки достаточно, чтобы мобилизовать женщину на самостоятельное и благополучное разрешение.
Есть выражение: «если не знаешь, как поступить – поступай по закону» – то же, если женщина настаивает на естественных родах, но по показаниям тянет на кесарево сечение, нужно все-таки считаться с предостережениями.
И все же, принимая решение, на какой вид родоразрешения идти, женщина должна руководствоваться не только своими психоэмоциональными настроениями, но и отдавать отчет о состоянии своего здоровья, поскольку важно помнить: роды – это процесс, в который вовлечены сразу две жизни, за которые несет ответственность и мать, и врач акушер-гинеколог.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА