Орел Дагестана

Старые фотографии свидетельствуют

Наш земляк из Москвы Заур Хашаев решил поделиться своими воспоминаниями о двоюродном брате Камиле Парзулаеве.

Перебирая как-то старые фотографии времен Второй мировой войны, я обратил внимание на снимки, на которых был запечатлен Камиль Парзулаев вместе со своими сослуживцами – летчиками, офицерами Красной армии. Одни снимки были датированы 1939 годом с надписью на обороте: «Ереван, 1939 год», на других: «Тифлис, 1940», а две фотографии с группой лиц на фоне бомбардировщика ТБ-3 были сделаны уже во время Великой Отечественной войны. На одном из снимков стояла дата 10.11.1941, и эта фотография была, по-видимому, последней, так как спустя 2 недели их самолет был подбит вражеским истребителем в небе над Ростовом-на-Дону и весь экипаж погиб. Здесь я хотел бы привести некоторые данные из его короткой военной биографии, найденной недавно в Военном архиве г. Подольска Московской области. Как видно из послужного списка, матерью Камиля записана Загидат Парзулаева. На самом деле, он являлся ее внуком и был сыном ее старшей дочери Калимат Абдул-Меджидовны Парзулаевой. К моменту рождения Камиля в Дагестане вовсю шла ожесточенная Гражданская война, которая закончилась победой большевиков и в республике в 1920 г. установилась Советская власть.

Между тем в Дагестане не прекращалась война большевиков со сторонниками Народно-освободительной армии под руководством имама Н. Гоцинского. Так уж случилось, что против большевиков бок о бок воевали полковники царской армии отец Камиля – Джамалутдин Шамилов и дед – Абдул-Меджид Парзулаев. В ходе упорных боев в середине 1920 г. Джамалутдин был взят в плен и препровожден в Темир-Хан-Шуринскую тюрьму. Бабушка Загидат Парзулаева, боясь репрессий со стороны Советской власти по отношению к ее первому внуку Камилю, навестила в тюрьме Джамалутдина Шамилова и просила его дать разрешение на смену фамилии его сыну. Шамилов не возражал, благодаря чему Камиль был записан как Парзулаев и жил под этим именем до последних дней своей жизни.

Однако как только сменили фамилию отца на фамилию деда, арестовали и самого деда. В год правления А. И. Деникина полковник Абдул-Меджид Парзулаев исполнял обязанности начальника Темир-Хан-Шуринского военного округа, а в годы национально-освободительной борьбы был военным советником в армии Н. Гоцинского. Конечно, взрослые понесли наказание, но детей, слава Богу, не тронули. К тому же мать Камиля в 20-е годы служила в г. Буйнакске на руководящих должностях в Женотделе. Стоит также упомянуть, что Камиль Парзулаев был близким родственником имама Шамиля. Он являлся правнуком двоюродного брата Шамиля. И не случайно, когда над нашей Отчизной нависла угроза, Камиль как потомок славного рода Шамиля пошел в первых рядах ее защитников.

Из приведенного выше документа видно, что Камиль Пазулаев был призван в ряды РККА в 1939 году. Куда и в какую воинскую часть он попал, неизвестно, но по сохранившимся фотографиям, присланным во время службы, можно утверждать, что служил он в летных частях в Закавказском военном округе (ЗакВО). Из справки также видно, что свою службу он проходил в 41-м среднебомбардировочном авиаполку, переброшенном в ЗакВО в апреле 1940 г. с финского фронта из-за напряженной обстановки на южных окраинах СССР.

 

ВО ИМЯ БУДУЩЕГО

В 30-е годы ХХ века перед молодежью страны Советов, пережившей страдания в годы Гражданской войны и становления нового государства, раскрывались такие светлые и заманчивые горизонты, что хотелось жить и совершать подвиги во имя светлого будущего. Они верили в себя и страну. Молодые считали, что все им по плечу. Они пережили страдания, а значит, знали цену людям, человеческой жизни. Они знали, что лишения и трудности – это временно, и именно они будут строить такую жизнь, какую захотят.

Молодежь сплошь увлекалась чтением книг, театрами, всевозможными техническими кружками. Во время учебы в средней школе Камиль активно занимается спортом, участвует в соревнованиях, играет в буйнакской футбольной команде, успешно сдает нормы ГТО и ВГТО, завоевывает на стрельбищах значок «Ворошиловского стрелка» II степени. Кроме спорта, Камиль увлекается чтением книг на исторические и военные темы. Активно посещает и театры, тем более что его родная тетя и двоюродный дядя служат артистами в новом Кумыкском национальном театре.

В 1937 г. Камиль успешно оканчивает Буйнакскую среднюю школу и встает вопрос о продолжении образования, об осуществлении давней мечты об авиации. Вторая половина 30-х годов ознаменовалась нарастанием сил фашизма. Коричневая чума расползлась по Европе. Наглели фашистские орды, захватывая большие и малые страны. Пали Франция, Польша, Чехословакия, республиканская Испания. Миллионы людей были загнаны в концентрационные лагеря, пылали газовые печи. Всего этого не мог не знать десятиклассник Буйнакской средней школы Камиль Парзулаев. Не мог не знать и не мог не реагировать. Камиль давно уже грезил небом. Лежа на крутых скалах во время летних каникул в родных аулах Гимры и Ашильта, Камиль неотрывно следил за плавными полетами, гордо реющих горных орлов, и его душа рвалась туда, в синеву неба.

Массовое увлечение авиацией молодежи в этот период было связано, очевидно, с установлением в 1933 году Дня советской авиации – 18 августа. Время было такое, что молодежь рвалась вперед, ввысь. Это было время дерзаний! Повсеместно возникали кружки и школы авиамоделистов, планеристов, парашютистов, летчиков. И предгорный Буйнакск не был исключением. Обучение молодежи, влюбленной в авиацию, стало делом большого государственного значения. И это дело взял в свои руки Осоавиахим (Общество содействия авиации и химзащиты).

Культурная революция шла совместно с индустриализацией, электрификацией, коллективизацией. Этот энтузиазм масс, в первую очередь, коснулся молодежи. В подарок Родине они взяли на себя обязательство – быть передовиками в учебе, в изучении наук, техники и искусства. Двадцатые–тридцатые годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», которая сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. В 30-е годы молодежь стремилась получить профессию авиационных инженеров или летчиков.

 

ЗИМНЯЯ ВОЙНА

Оказывается, накануне Великой Отечественной войны «Пакт о не нападении…», который наши псевдодемократы вменяли в вину Сталину, еще раньше СССР подписали Франция и Англия. А что мы знаем о «Зимней войне» СССР против Финляндии? Псевдоисторики нашей эпохи твердят, что огромная страна напала на маленькую Финляндию. На самом же деле СССР воевал не с одной маленькой Финляндией, а против интернациональных дивизий, сформированных из шведов, норвежцев, датчан. С самого начала так называемой Зимней войны Хельсинки были поддержаны дипломатически со стороны западных демократий.

В Финляндию ехали эстонцы, венгры, граждане Англии, США и др. Хельсинки исправно получали финансы и вооружение: было поставлено 350 боевых самолетов, 1500 артиллерийских орудий, 6 тыс. пулеметов, 100 тыс. винтовок. И напоследок – Англия и Франция приняли решение о формировании 150-го экспедиционного корпуса для войны с СССР на стороне Финляндии. Также доподлинно известно, что в 1939 г. эти страны намеревались в союзе с фашистской Германией напасть на СССР. Намечалось на севере использовать финско-советские противоречия и под предлогом помощи Финляндии нанести удар по Ленинграду и Мурманску, а на юге – уничтожить советские нефтяные промыслы на Кавказе и вторгнуться военно-морскими силами в Черное море. Также эти страны делали ставку на антисоветские устремления японских милитаристов и втягивание в войну Японии, чтобы сковать СССР в тисках двух фронтов.

Министр по координации обороны лорд Чэтфилд отмечал в докладе «Об уязвимости нефтедобывающих районов России», что «…в СССР имеются три основных центра добычи нефти: Баку, Грозный и Майкоп и предлагал в связи с этим обозначить пункты базирования самолетов для бомбардировок районов кавказских нефтепромыслов с указанием расстояния до них: Баку – Игдир (Иран) около 144 миль; Ардебиль (Иран) 168 миль; Каре (Турция) 360 миль; Игдыр (Турция) 312 миль. Грозный – Иранбиди (Иран) 336 миль; Каре (Турция) 235 миль. Майкоп – Иранбиди (Иран) 516 миль; Трабзон (Турция) 255 миль. В налете на Баку и Батуми должны были участвовать 9 эскадрилий бомбардировщиков, которые в течение 35 дней должны были сравнять с землей 122 нефтеперерабатывающих и нефтеперегонных завода. Английские ВВС должны были стартовать из иракского города Мосул. Для продолжительности полета к некоторым самолетам прикреплялись дополнительные баки с горючим. Вес бомбовой загрузки каждого самолета должен был достигать 70 тонн. Бомбардировки планировалось осуществлять днем и ночью с различных высот. Баку рассчитывали разрушить за 15 дней, Грозный – за 12, Батуми – за 1,5 дня.

Возникает вопрос: были ли противники этой акции? Несомненно, были. Это премьер-министр Великобритании Чемберлен, военный министр Черчилль и французский генерал де Голь. Они предпочитали отдать все силы на усмирение аппетитов Гитлера в Европе и Северной Африке. И, во-вторых, знало ли советское правительство о готовящемся нападении на Баку? По-видимому, знало, так как советская разведка докладывала руководству страны о том, что англо-французский альянс готовит массированную бомбардировку на Кавказе и в первую очередь главной нефтяной базы СССР – город Баку. В это же время французской разведке стало известно, что Москва запросила у США специалистов по тушению нефтепромыслов, а также рекомендации по «эффективному пожаротушению нефтяных месторождений в Баку в случае их бомбежки». Американцы ответили, что тушение пожаров на нефтепромыслах продолжится несколько месяцев, а на восстановление их добычи – уйдут годы.

Планам западных агрессоров не суждено было осуществиться, во-первых, потому что Финляндия понесла поражение раньше, чем Париж и Лондон успели выполнить свой план на северном фланге предполагаемого фронта войны с СССР. Во-вторых, 10 мая 1940 года вермахт нанес удар по англо-франко-голландско-бельгийским войскам, в итоге Парижу и Лондону стало не до ударов по Баку. И, в-третьих, как ни парадоксально, планам англичан и французов не дано было осуществиться из-за нападения на СССР фашистской Германии.

Как я писал выше, 41-й среднебомбардировочный авиаполк был переброшен с финского фронта в ЗакВО в апреле 1940 г. Доподлинно неизвестно, участвовал ли Камиль в финской кампании, но совершенно очевидно, что он и его товарищи по 41-му авиаполку готовились к отражению коварного удара западных держав из-за спины. Вполне возможно, что Камиль вместе со своими сослуживцами принимал участие и во вводе советских войск в Иран (август 1941 г.).

В начале 1939 г. Камиль Парзулаев был призван в ряды РККА и по его просьбе направлен в Военно-воздушные силы (ВВС). В том же году он поступает на ускоренные курсы подготовки летчиков в Краснодарское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ), после окончания которого приобретает военную специальность штурмана (стрелка-бомбардира). Краснодарское ВАУЛ ведет свою историю с 19 августа 1938 года, когда по приказу Наркома обороны СССР в Чите была создана 30-я Военная школа пилотов. В октябре 1939 года школа пилотов была переброшена в Батайск на базу расформированной Батайской Первой Краснознаменной школы гражданского воздушного флота имени Баранова и в том же году от 28 декабря школа была переименована в Батайскую авиационную школу пилотов имени А. К. Серова.

Первый выпуск курсантов – 542 летчика, в числе которых значился и Камиль Парзулаев – школа осуществила в июне 1940 года. С именем Краснодарского ВАУЛ связаны такие знаменитые люди, как Алексей Маресьев (читинско-батайская летная школа); в период ВОВ – несколько Героев Советского Союза, а также среди выпускников училища уже в наше время много космонавтов. Интересно, что прототипом командира «поющей эскадрильи» в фильме «В бой идут одни “старики”» был выпускник Батайской военной авиационной школы дважды Герой Советского Союза Виталий Попков.

 

«… ПОХОРОНЕН НА РОСТОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ»

В то время как враг бросил свою главную группировку в наступление на Москву, на северном и южном участках советско-германского фронта наметился перелом в пользу советских войск. Советские войска, действовавшие в районе Тихвина и под Ростовом, упорной обороной истощили ударные группировки противника, рвавшиеся на север на соединение с финскими войсками, а на юге – к путям на Северный Кавказ. К середине ноября наши войска остановили наступление противника у Тихвина и севернее Ростова, а затем, перейдя в контрнаступление, отбросили его на запад.

В частности, контрнаступление советских войск под Ростовом преследовало двоякую цель: во-первых, разбить вражескую группировку, угрожавшую Ростову; во-вторых, сковать силы противника, не допустить их переброски к Москве и этим облегчить оборону столицы и переход советских войск в контрнаступление на центральном участке фронта. В первой половине ноября 1941 года противнику не удалось осуществить прорыв на Шахтинском направлении с последующим выходом в тыл Ростову. Тем не менее выход его сил в район Миллерово, Астахово, Аграфеновки (60 км севернее Ростова) осложнил положение войск Южного фронта на ростовском направлении. Усилив свою группировку, противник мог последующими ударами угрожать непосредственно Шахтинскому промышленному району и важной железнодорожной магистрали Воронеж – Ростов. Противник получил также возможность развивать наступление в северном и северо-восточном направлениях, на Каменск и Ворошиловград, особенно на стыке 9-й и 18-й армий с целью расчленения войск Южного фронта, охвата и поражения 12-й и 18-й армий и выхода на рубеж реки Северский Донец. Кроме того, полуохватывающее положение немецких войск по отношению к советским войскам облегчало противнику удар во фланг 56-й отдельной армии, оборонявшей Ростов.

Все эти обстоятельства настойчиво требовали скорейшего осуществления готовившегося контрнаступления с целью разгрома 1-й танковой армии противника.

Ставка Верховного главнокомандующего (ВГК), давая указания на разгром 1-й немецкой танковой армии, требовала не только остановить продвижение противника, но и отбросить его на запад, чтобы ликвидировать угрозу прорыва на Кавказ. Более того, активные наступательные действия войск Южного фронта должны были сковать основные силы группы армий «Юг» и не позволить немецкому командованию усиливать за ее счет группу армий «Центр» на московском направлении, где происходили в это время решающие события. Советские войска были примерно равными по численности. А по танкам противник имел двойное превосходство.

Для усиления авиации Южного фронта Ставка придала ему на период контрнаступления резервную авиационную группу, две смешанные авиационные дивизии.

Авиация Южного фронта и поддерживающая его авиация Главкома Юго-Западного стратегического направления насчитывала немногим более 200 самолетов (истребителей – 70, бомбардировщиков – 120, штурмовиков – 13), причем в бомбардировочной авиации 2/3 самолетов были ночные бомбардировщики типа По-2. Из общего количества авиации на направлении главного удара 37-й армии действовали 159 самолетов. По данным нашей разведки, противник на этом участке фронта располагал примерно 200 самолетами.

С 20 ноября авиация активизировала свою боевую деятельность и уничтожала противника в наиболее сильных опорных пунктах, содействуя продвижению наших войск. Сложные метеорологические условия ограничивали действия военно-воздушных сил. Однако и при такой погоде они старались помочь наземным войскам. Довольно мощный удар по колоннам автомашин и танкам Клейста нанесли летчики 5-го скоростного бомбардировочного авиаполка. С улучшением погоды наша авиация активизировала боевые действия. Теперь она более эффективно поддерживала свои наземные войска. Авиация Южного фронта (среди которой геройски сражался и 41-й авиаполк) хорошо помогала своим наземным войскам и в период преследования врага от Ростова к Таганрогу.

Уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в ближайшей оперативной глубине являлось на протяжении всей войны главной задачей бомбардировочной авиации, что отвечало ее основному предназначению, состоявшему в непосредственной поддержке сухопутных войск. Основными объектами действий бомбардировщиков на поле боя являлись войска в боевых порядках, артиллерийские и минометные батареи, скопления войск (вторые эшелоны, ближние резервы), опорные пункты и другие объекты в глубине поля боя, поражение или разрушение которых содействовало наступлению своих войск и задержке отхода противника или обеспечивало войскам успешную оборону. В воздушных боях советские летчики уничтожили 76 вражеских самолетов – 61 в воздухе и 15 – на земле. Они разрушили 3 водные переправы, вывели из строя 90 орудий, 2500 автомашин и 140 танков. Наши потери составили 32 самолета, из них в воздушных боях мы потеряли всего пять. Как это ни печально, среди последних потерь был и экипаж Камиля Парзулаева. Через два дня в результате контрнаступления советских войск был освобожден Ростов-на-Дону. Таким образом, Камиль Парзулаев погиб («сбит противником, разбился, сгорел вместе с самолетом, похоронен на Ростовском направлении») на 159-й день Великой Отечественной войны. Теперь, спустя многие десятки лет, когда я выезжаю в горы Дагестана, смотрю вверх, в синее небо и высматриваю в стае орлов своего брата. Нет, он не умер! Он там, в вышине, среди гордо реющих орлов.

 

От автора: вся информация, используемая в этой статье, получена из открытых источников. В период написания статьи автор не имел доступа к секретным документам.

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....
spot_imgspot_img

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...

В с. Шамхал-Термен проводится ремонт дорожного полотна

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на ул. Молодежной в с. Шамхал-Термен проводится ремонт дорожного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам