Магомед Джафаров: две стороны одной медали

Под грифом «Рассекречено»

Революция и контрреволюция – две стороны одной медали. Советские историки отошли от этой очевидной истины и искажали истинную картину. В результате общественные процессы того времени освещались односторонне. Поэтому в Дагестане почти ничего не знали об активных деятелях контрреволюции, об их целях и задачах. Сегодня у всех нас есть желание без идеологической зашоренности знать правду о деятелях революции и о представителях противоположного лагеря – Нажмудине Гоцинском, Узун-Гаджи, Нухбеке Тарковском и других. В годы гражданской войны бывший царский полковник Магомед Джафаров из сел. Кудали писал мемуары, в которых характеризовал со своей точки зрения тогдашнее положение в Дагестане. В 1938 году он был расстрелян. Сегодня, когда архивы госбезопасности все более открываются, думается, нашим современникам небезынтересно будет ознакомиться с некоторыми фрагментами его мемуаров, взглядом очевидца того драматического времени на события, людей, долгие годы остававшихся в тени. Вот как нам представляется, ответил бы он на вопросы «Махачкалинских известий» (этот прием, когда ответы собеседника черпаются из написанного им в свое время, сегодня широко распространен, воспользуемся им и мы).

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

– Где застала вас весть о падении царизма?

– Февральская революция застала меня на фронте. В Дагестан приехал в начале марта.

– Что больше всего запомнилось вам в эти дни?

– Перед отъездом из Петровска в Шуру на вокзале встретил Коркмасова и Хизроева. Кажется, они только что приехали из России и собирались в Темир-Хан-Шуру. Помню, у них не было денег, и я их угостил. За завтраком разговорились о текущих событиях, о революции. Хорошо сохранились в памяти слова Коркмасова о том, что он видел революции, знает их по описаниям, но то, что происходит в России, считает недопустимым и, как дагестанец, поспешил сюда, чтобы по мере сил помешать разгулу безобразий. Скоро подали поезд, и мы поехали.

– В Дагестане все мыслили так, как Коркмасов?

– После приезда в Шуру я был приглашен на маленькое совещание на квартире у Адиль-Герея Даидбекова, кроме него, я встретил здесь Коркмасова, Дахадаева, Темирханова. Беседовали о положении в Дагестане после революции. Говорили о том, что власть царской России над Дагестаном прекратилась. Как же быть? Как сохранить порядок, не допустив анархии? Возник спор и довольно долгий. Коркмасов и Дахадаев, видимо, заранее сговорившись, отстаивали одну точку зрения. Она сводилась к следующему: вместе с царским правительством и русскими чиновниками должны отойти в сторону и те из дагестанцев, которые скомпрометированы службой царизму, то есть – вся чиновничья интеллигенция и офицерство. Кроме того, они (Коркмасов и Дахадаев. – Прим. авт.) высказались за организацию Исполнительного комитета и против областного комиссара Ибрагима Гайдарова. Против него были настроены все, так как Гайдаров не знал Дагестана, только юг. Кроме того, он был связан с Временным правительством в Петрограде и был назначен оттуда. Его преданность Дагестану была под сомнением. Вскоре Гайдаров был снят и на его место назначен доктор Магомед Далгат. Во всем этом И. Гайдаров обвинил Дахадаева, настроив против Махача Совет солдатских и рабочих депутатов – единственный орган, где он (Гайдаров. – Прим. авт.) пользовался влиянием. «Гвоздем» обвинения было то, что Махач якобы дал взятку генералу Дутову и получил разрешение и субсидию на постройку своего кинжального завода. На собрании под председательством Зубаира Темирханова Махач геройски защищался и привел в доказательство документы, которые полностью опровергали все обвинения.

 

ГОЦИНСКИЙ

– Почему, на ваш взгляд, именно Нажмудин Гоцинский стал знаменем контрреволюции в Дагестане?

– Его отец – Доного (Магомед Доного. – Прим. авт.) из сел. Гоцо Андийского округа был одним из видных наибов Шамиля. В народе о нем сохранилась память как о честном, стойком борце. Богатство его, конечно, было собрано при Шамиле. Он был при русских наибом Аварского округа до своей смерти. Слава, почет, богатство отца перешли к Нажмудину. Не только дагестанские арабисты, но даже турецкий шейх Шарабудин, лицо очень авторитетное в вопросах религии, считался с его мнением. По характеру Нажмудин был человеком гордым, заносчивым, но малоподвижным. После смерти его отца царское правительство назначило Нажмудина в Самурский округ участковым начальником, но он там по своей строптивости не смог удержаться и был уволен. Нажмудин принял это за обиду и с тех пор усвоил оппозиционный по отношению к власти тон. Восстановление шариатской монархии Шамиля – так мыслилась горской массой революционная свобода, и в этих условиях Нажмудин сделался естественным центром, к которому устремилось внимание народа.

– Правда ли, что Нажмудин Гоцинский в своих обращениях к населению призывал изгонять большевиков и говорил, что его поддерживают турецкие войска?

– Туркофилом Нажмудин никогда не был. Как вождь дагестанских шариатистов он должен был стать муфтием и получить назначение из Турции. Но Нажмудин никому подчиняться не хотел. Поездка членов Исполнительного комитета (Зубаир Темирханов, Тапа Чермоев, Магомед-Кади Дибиров, Гейдар Баммат и Магомед Далгат. – Прим. авт.) в Турцию весной 1918 г. с просьбой о помощи Дагестану против большевиков состоялась без ведома Нажмудина. Когда турки, наконец, пришли, они не признали имама и отнеслись к нему скверно. Он держался в стороне и появился на политической сцене только после их вынужденного ухода из Дагестана.

– Турецкие ученые, в отличие от советских, высоко оценивали роль Узун-Гаджи, подчеркивая негативное, с их точки зрения, влияние раскола между Узун-Гаджи и Гоцинским на ход гражданской войны в Дагестане и на Северном Кавказе. Что можно сказать об Узун-Гаджи?

– Узун-Гаджи выделялся среди шариатистов как самый активный и самый яркий шейх. Он способствовал избранию Гоцинского имамом, которого он «вывел на свет» и постоянно толкал к действию.

 

ВЕСНА 1919 ГОДА

– Яркой личностью, но в другом лагере – лагере борцов за установление Советской власти в Дагестане – был Уллубий Буйнакский. Что же произошло весной 1919 года?

– В мае 1919 года я жил дома, нигде не служил, накануне отказавшись от поста помощника военного министра. О том, что в городе (Темир-Хан-Шуре. – Прим. авт.) Буйнакский, я знал. Даже встретил его как-то на Петровском шоссе. У меня никогда не было цели поймать, засадить или расстрелять какую-нибудь единичную личность. Мне, как военному, полицейские функции были не по нутру. Но однажды мне сообщили, что завтра в таком-то доме будет собрание большевиков – Коркмасова, Хизроева, Буйнакского и других. Здесь уже шла речь не об отдельной личности, а о целой организации, арест которой мог означать окончание гражданской войны. На другой день Буйнакский и другие были арестованы…

Эдуард ЭМИРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам