В новых маршрутках по новым маршрутам

Качество обслуживания в маршрутных такси в Махачкале ухудшается, а стоимость проезда растет. Горожане отчаялись и не знают, к кому обращаться. Особенно те, кто проживают в прилегающих к столице поселках. Как мы ранее писали, этому способствуют лазейки в российском законодательстве, полностью страхующие частные компании-перевозчики от реального наказания за допускаемые нарушения в работе.

Тем временем жалобы от граждан продолжают поступать, в том числе и в нашу редакцию, поэтому данный вопрос рано или поздно должен решиться.

Чтобы вновь проверить, как обстоит ситуация, мы решили провести эксперимент и прокатились на трех маршрутах, которые пролегают как в городе, так и за его пределами. А заодно поинтересовались в администрации города о том, как планируется эту проблему решить.

 

ПРЯМИКОМ ДО ГОРОДА

Началась моя утренняя поездка с маршрута №12 «а». Живу я рядом с его конечной остановкой, что находится в Новом Хушете. Ситуация на остановке спокойная: нехватки автотранспорта не наблюдается, а местные жители не стоят на улице, дожидаясь следующего рейса. Направляемся прямиком в салон. Вопросов, касающихся санитарных норм, у меня нет. Но нельзя сказать и об идеальной чистоте, ведь на полу следы грязи от обуви пассажиров. В целом – без вопиющей антисанитарии.

Через 5 минут мы благополучно тронулись с места. Зачастую недобросовестные водители заставляют ждать больше положенного срока, хотя кто-то торопится на работу, кто-то в школу. Поэтому данный аспект нельзя назвать малозначительным, особенно когда куда-то спешишь.

Поездка началась на небольшой скорости, видимо, для того, чтобы на следующих остановках накопилось побольше людей, которые займут свое место пока еще в полупустом салоне. Не припомню случаев, когда данный маршрут не заполнялся до отказа. Обычно это происходит уже через 10 минут движения с конечной остановки, а дальше водители, видимо, в мыслях отбросив все допустимые нормы, превращают авто в муравейник. Обычно даже шагу сделать нельзя.

 

Количество автобусов на некоторых улицах в одночасье может удвоиться, ведь теперь по ним будут ездить и частники, и муниципалы.

 

В этот раз все прошло более удачно. Одни пассажиры выходили, на их места садились другие, поэтому заслуги водителя как таковой здесь нет. Как нет к нему и претензий. Никому не хамил, вел машину достаточно аккуратно, не превышая скорость. Поездка завершилась для меня с позитивным настроем.

Именно так и должны функционировать маршрутные такси на ежедневной основе. Тогда и нареканий будет по минимуму, и махачкалинцы будут в полном восторге. Но я прекрасно понимаю, что подобные случаи не так часты, как хотелось бы. Разумеется, на этом эксперимент не заканчивается. Ведь вечером придется возвращаться домой.

 

ШПРОТЫ В БАНКЕ

Прохладный вечер. Уставший и обессиленный после тяжелого рабочего дня ожидаю маршрут №14. На углу пр. Гамзатова и ул. Дахадаева всегда тяжело попасть в маршрутку с наличием свободных мест. Практически невозможно. Особенно вечером, когда большинство горожан стремятся поскорее попасть домой.

15 минут мучительного ожидания закончились тем, что я буквально ворвался в переполненный салон, где помимо меня уже стояло еще 6 человек. Сидячие места, понятное дело, были все заняты. Пришлось пробираться в зону, где было бы комфортно хотя бы стоять. Каждый такой «штурм» всегда неприятен.

Заполнив собой остатки свободного прохода и схватившись за поручни, подумал было, что так ехать в принципе терпимо, но тут же поймал себя на мысли, что это только начало. И не ошибся. На подъезде к Редукторному поселку столпотворение достигло своего апогея. С учетом заторов 32 человека мариновались как огурцы в банке. Здесь то мы и подловили алчного водителя, который ради своей выгоды наплевал на все нормы и антиковидные меры.

Набивать подобным образом салон – это непозволительное попустительство со стороны водителя общественного транспорта. Он в ответе за жизни этих людей и не может себе позволить так безответственно относиться к своей работе. Но есть и другая чаша весов, на которой лежат действия самих пассажиров. Почему они садятся в переполненные до отказа маршрутки? Не думаю, что от хорошей жизни. Скорее от безысходности. Ведь не всем посчастливилось жить в центре города. Кому-то вообще не приходится выбирать, ожидая единственную маршрутку, которая довезет их до дома.

Трудно переложить вину на одного человека, но нужно бросить все силы на решение данной проблемы. И начать следует с пригородных поселков. Там тоже живут люди, и их немало. Они также ходят на работу, а их дети – в школу или институт.

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Чтобы избавить махачкалинцев от проблем с общественным транспортом, необходимо обеспечить его регулярный выход в нужном количестве на маршруты. К сожалению, частным компаниям-перевозчикам это невыгодно. Как и все коммерческие организации, они нацелены на увеличение прибыли. В том числе за счет перевозки в автобусе максимально возможного числа пассажиров. Поэтому частники и идут на всевозможные ухищрения, продолжая выпускать на маршруты минимальное число автобусов.

Для изменения ситуации нужно, чтобы главной целью пассажироперевозок стала не выгода, а качество. Заинтересована сегодня в этом лишь одна администрация города, которую неизменно и критикуют горожане, страдающие от недостатка маршруток на улицах города. Избежать критики, улучшив качество работы общественного транспорта, можно лишь сделав перевозки муниципальными.

В Махачкале уже есть муниципальное унитарное предприятие «Горавтотранс», которое обслуживает пока лишь несколько не самых загруженных маршрутов. Охватить все линии оно не может ввиду отсутствия финансовых возможностей для расширения своего автопарка и, как ни странно, из-за отсутствия самих маршрутов. Все имеющиеся сегодня в городе маршруты уже распределены между частными компаниями и обслуживать их «Горавтотранс» по закону не вправе.

Чтобы выйти из патовой, казалось бы, ситуации глава города Салман Дадаев нашел необычные решения. Запустив в сфере питания учащихся в городе новую грамотную систему поставки продуктов (о которой вы можете прочитать в материале «Сэкономили. Но не на детях, а на поварах» на 3-й стр.) он сумел добиться только за этот год экономии на 40 млн рублей. Сэкономленные средства градоначальник и направил на закупку нового автотранспорта. И тут ему вновь помог опыт работы в Москве. В ходе недавней сессии городского Собрания махачкалинские депутаты поддержали предложение главы города перенаправить сэкономленные средства на закупку новых автобусов.

 

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Столица нашей страны под руководством Сергея Собянина не так давно полностью избавилась от частных перевозчиков, работа которых, как и в Махачкале, вызывала множество нареканий со стороны населения. В одночасье оставшись без работы, эти компании обанкротились и сегодня на стоянках Москвы стоят сотни практически новых комфортабельных синих микроавтобусов Ford Transit. Эти современные, оснащенные кондиционерами и оборудованием для безналичной оплаты проезда автобусы и будет закупать мэрия практически по бросовой цене.

Таким образом, на смену изрядно всем надоевшим ГАЗелям, которые махачкалинцы ругают за неудобство, придут американские автобусы, соответствующие всем основным представлениям о комфорте. А это значит, что и качество обслуживания станет иного, более высокого уровня. О чем долгие годы махачкалинцы даже не пытались просить городские власти.

Нашел Салман Дадаев и решение, как запустить эти автобусы на городские улицы, где их совсем не ждут частные перевозчики. Для этого администрацией города разрабатываются новые маршруты, которые будут пролегать по тем же улицам, что и маршруты, которые сегодня заняты частными перевозчиками. Таким образом, количество автобусов на некоторых улицах в одночасье может удвоиться, ведь теперь по ним будут ездить и частники, и муниципалы. Для пассажиров это снова удобство – не придется долго ждать нужную маршрутку.

Для того чтобы сделать новые маршрутки по-настоящему общественным транспортом, ориентированным на горожан, стоимость проезда в них будет ниже. Это всем сразу даст право выбора. Горожанин сможет выбрать, на какой маршрутке ему удобнее и выгоднее ездить. А руководству частных компаний придется выбирать, как дальше работать: так же дорого, некачественно и теряя в результате пассажиров либо качественно, соблюдая график движения и грамотно регулируя свою ценовую политику.

Так, внедряя на местном уровне и с учетом нашей специфики свой московский опыт, глава города планирует в скором времени решить первоочередные проблемы общественного транспорта в Махачкале. Однако эти гениальные по своей простоте решения вряд ли по достоинству оценит простой горожанин, ведь не ценится то, что достается легко и просто. Для того чтобы понять ценность какой-либо вещи, мы должны обычно заплатить за нее очень высокую цену.

Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Пусть с разъяснениями этих инициатив выступает мэр по телевидению и в СМИ. Открытие каждого нового маршрута комментируют его работники. Мне было очень приятно узнать о его таких инициативах. Желаю успехов!

  2. “И начать следует с пригородных поселков” – считаю ключевой фразой статьи. Я конкретизирую: начать надо с Нового Хушета: обновить транспорт на существующих маршрутах 101 и 101а и пустить новый маршрут 101б. Думаю, новые маршруты должны пролегать по тем улицам, по которым не проходит ни один существующий маршрут. Пусть 101б соединяет Н. Хушет и пр. Шамиля по Новой каспийской трассе!
    Среди маршрутов в Семендер особого внимания заслуживает 61а из-за протяжённости до Южной автостанции и поста ГАИ. Да и 4а – это не просто маршрут между автостанциями, он ранее ходил в Новый Кяхулай (из-за переноса Южной автостанции для посёлка пришлось создать 4к, являющийся не автономным маршрутом, а его ответвлением). И пусть появятся маршруты, соединяющие автостанции по Кавказской трассе – как только между ними (АА), так и глубже в город, от трол. кольца до шк. механизации (ААА).
    Да и в Турали тоже стоит пустить новый маршрут 12б. Пусть он будет сворачивать на Старую каспийскую трассу с Хушетского шоссе (как ранее 12а) и соединять 1000 мелочей и Южную автостанцию, своеобразный гибрид 12 и 12а.
    И на 100 и 103 маршруты (Сулакский пост ГАИ – Восточный рынок) обратить особое внимание, пусть старые Газели доживают свой век на похожих на них 3 и 6 маршрутах, не являющихся периферийными!

  3. Что касается ранее привезённых из Москвы 65 автобусов (Ленинкент – Южная автостанция), то я их вижу каждый будний день, начиная с позапрошлого понедельника. А в ноябре видел раз в декаду, лишь три раза за месяц!

Добавить комментарий для Хекфи Джкжлби Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы в Оренбургскую область отправляют более 60 тонн гуманитарного груза

В данный момент Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов участвует в подготовке к отправке партии гуманитарного груза объемом 60...

В результате ДТП в Махачкале погиб 85-летний пешеход

Вчера, примерно в 16:00 на улице Ярагского в посёлке Новый Хушет, который является частью городского округа Махачкала, 41-летний житель...

В тестовом режиме запущено мобильное приложение про Махачкалу

В тестовом режиме было запущено мобильное приложение МАХнём, которое призвано помочь горожанам и гостям столицы узнать больше информации о...

Китайцы построят в Махачкале зерновой терминал

Китайский холдинг «Famsun Group» планируют заняться проектом модернизации зернового терминала в морском торговом порту столицы Дагестана. Как сообщили в Министерстве...
spot_imgspot_img

На магистральном водоводе в Махачкале продолжаются аварийные работы

Единый оператор РД в сфере водоснабжения и водоотведения сообщил о продолжении аварийных мероприятий на магистральном водоводе диаметром 1000 мм,...

Мэр Махачкалы обсудил вопросы реформирования муниципальных унитарных предприятий

17 апреля под руководством Главы республики Дагестан Юсупа Умавова прошло совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам