Нехватка школ и детских садов является одной из самых острых проблем не только нашего города, но и республики. Решать ее не получалось на протяжении десятилетий. Сдвинулось дело с места лишь после того, как федеральный центр начал выделять на возведение новых образовательных учреждений колоссальные средства.
Однако и сегодня горожане говорят о том, что строительство детских садов и школ нужно ускорить. В частности, с просьбой о строительстве новых детсадов выступила на днях общественность Ленинкента, заявившая о том, что в поселке необходимы еще четыре новые школы. Не лучше ситуация и по части детских садов.
Как отмечает в своем интервью врио заместителя главы Махачкалы Эмилия Раджабова, сегодня очередь в детские дошкольные образовательные организации в городе составляет 17,5 тысячи детишек. Необходимо расширять сеть этих учреждений, строить новые здания. И руководством города предпринимается максимум усилий для того, чтобы в кратчайшие сроки наверстать упущения последних трех десятилетий.
Работа в этом направлении в Махачкале ведется, но ведется она, к сожалению, не всегда качественно. Проблема в том, что администрация города полномочна лишь собрать необходимый пакет документов, обосновывающих необходимость строительства нового детсада или школы.
Собирая пакет документации, мэрия обязана приложить документы, подтверждающие наличие земельного участка под будущее строительство. И в этом плане у мэрии только успехи: с 2019 года в собственность муниципалитета благодаря начатой по инициативе главы города Салмана Дадаева правовой работе удалось вернуть более 200 гектаров земли, которые и задействованы под возведение новых социальных объектов.
Однако непосредственно строительство ведет не муниципалитет. С 2018 года в рамках реализации республиканской инвестиционной программы, строительство объектов образования в Дагестане, согласно государственному контракту с заказчиком подготовки проектно-сметной документации строительства объектов ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика», ведется Главным военно-строительным управлением №4 Минобороны РФ (далее ГВСУ-4)
ГДЕ КАЧЕСТВО?
Новые детсады военными были построены, но их качество далеко не всегда соответствует нормативному. В ряде случаев, в том числе и в Махачкале, при строительстве были допущены нарушения, которые делают эксплуатацию новых детсадов противозаконной и несущей угрозу жизням и здоровью детей.
Здесь нужно отметить, что надзор в сфере соблюдения строительных норм и правил, а также иных нормативно-правовых актов в отношении объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, в республике ведется Управлением государственного строительного надзора Минстроя РД. И тут уже возникают вопросы.
К примеру, после завершения строительства и представления заключений о соответствии построенных объектов проектной документации были выданы разрешения на ввод в эксплуатацию детского сада на 200 мест в МКР «ДОСААФ», детского сада на 200 мест в поселке Сулак, детского сада на 200 мест в поселке Богатыревка и детского сада на 60 мест по улице Азиза Алиева, 32.
Появление в Махачкале сразу четырех новых детсадов должно было обрадовать, однако эксплуатировать их невозможно. Об этом прямо говорится в актах санитарно-эпидемиологических обследований, составленных сотрудниками Роспотребнадзора.
Причина проблем одна – ненадлежащее выполнение работ по инженерно-геологическим и инженерно-геодезическим изысканиям в процессе разработки проектно-сметной документации и строительства.
В частности, в детсаду «Сказка востока» по улице Азиза Алиева, 32 врачом отдела санитарно-эпидемиологических экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РД» Н.И. Абачараевой было выявлено просто бесчисленное количество нарушений, которые скрупулезно описаны ею в соответствующем акте обследования от 19 марта 2021 года.
В том числе установлено, что вместо 4 уличных игровых зон (по количеству групп в детсаду) создано только 3, и даже те, что созданы, не соответствуют целому ряду норм. Характер допущенных нарушений привел к тому, что устранить их возможно, только полностью проведя всю работу по созданию игровых зон заново, – разрушив все и построив правильно.
Среди прочего, здесь отсутствует и уличная площадка для проветривания постельных принадлежностей, что также строго предписано санитарными правилами. Да и сами родители не хотели бы, наверное, чтобы их детей укладывали спать на сырых матрасах и подушках.
Но самое печальное – площадь игровых и спальных помещений не соответствует запланированной. Должны были построить из предусмотренного нормами расчета на 15 детей, а по факту места в них лишь на 14. Такая же картина и в санузлах. Вопросы у санитарного врача и к качеству использованных при ремонте помещения материалов, сертификаты о соответствии которых санитарным нормам строители не представили, и к тому, как был утеплен и утеплен ли вообще пол в помещениях на первом этаже.
И самое важное – непонятно, как это устранять. Перестраивать вслед за уличными игровыми зонами и весь детский сад? И ведь это лишь перечень наиболее сложных к устранению нарушений, устранить которые, по сути, невозможно, не разрушив конструкцию всего здания. А ведь есть еще и такие, как отсутствие вытяжек на кухне. Как раковины и мойки, установленные без подключения к горячей и холодной воде. Как отсутствие целого перечня обязательного оборудования.
Листая многостраничное заключение санитарного врача Абачараевой, невольно начинаешь внутренне съеживаться, понимая, что этот детсад легче снести и выстроить заново, чем пытаться каким-то образом перестраивать, перенося при этом как перегородки, так и несущие стены. И что теперь делать, ответа тоже ни у кого нет. Детсад есть, а что с ним делать – ответа нет.
ПОВСЕМЕСТНАЯ КАРТИНА
Не намного лучше картина выглядит и в остальных трех детсадах, которые я перечислил выше. Также перечень замечаний по использованным при внутренней отделке материалам и недостающему оборудованию. И хотя эти нарушения вроде можно устранить, но есть те, устранение которых практически невозможно. Несмотря на отсутствие замечаний к внутреннему конструктиву этих зданий по площади помещений, выявилась практически неустранимая ошибка в конструкции фундаментов.
Проблема заключается в том, что, приступая к строительству новых детсадов, республиканские власти тогда сэкономили на проектах. Чтобы не тратить на разработку проекта каждого детсада с привязкой к местности и грунту, как и положено, были использованы уже готовые проекты детсадов, ранее возведенных в других регионах. И сделано это было без адаптации к существующим объективно условиям. В итоге в подвалах всех этих новых детских садов скапливается грунтовая вода.
О том, к чему приводит затопленный подвал, знает каждый, кто жил на первом этаже, – это сырость, плесень и постоянные болезни. Естественно, что привести детей в подобные помещения – это не просто нарушение, а настоящее преступление, которое карается согласно Уголовному кодексу. Поэтому от строителей требуют все исправить.
Во исполнение распоряжения Полпреда Президента РФ в СКФО от 02.04.2018 №А73-16рп и от 14.03.2019 г. №А73-13рп в ходе проверки устранения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления РД недостатков, выявленных по результатам проверки, было рекомендовано принять меры по недопущению скопления воды в подвале детского сада по ул. 3-я Акгельная. Указанные меры подрядчиком предприняты не были.
В детсаду в МКР «ДОСААФ» сотрудниками администрации города такие последствия некачественно проведенных геологических изысканий выявлены в виде нарушения устойчивости локально-очистных сооружений из-за просадки грунтов, также отсутствует дренаж по периметру фундамента здания, что повлекло за собой подтопление подвальных помещений и затруднения в его осушении ввиду ненадлежащего выполнения вертикального планирования территории.
Такая же ситуация наблюдается и в остальных детских садах, возводимых на территории Махачкалы. Причина проблем одна – ненадлежащее выполнение работ по инженерно-геологическим и инженерно-геодезическим изысканиям в процессе разработки проектно-сметной документации и строительства. Значит, и устранять их должны строители, но пока это приходится делать администрации города.
Пытаясь все же ввести эти детсады в эксплуатацию, администрация Махачкалы в рамках своих полномочий и имеющихся средств частично устранила замечания Роспотребнадзора РД о несоответствии количества оборудования, комплектов посуды, постельного белья и т.д. Тем не менее, остаются принципиальные вопросы, нерешенные в ходе проектирования и строительства, которые требуют комплексных строительных решений и больших финансовых затрат. А этих средств у города нет, как и права тратить средства на эти цели вообще.
В этих условиях городской администрации остается лишь напоминать всем ответственным за строительство данных детсадов структурам о необходимости устранить (если это вообще возможно) выявленные недостатки и ждать, когда это будет сделано.
Тамерлан МАГОМЕДОВ