Изменилась ли обстановка с общественным транспортом в Махачкале?
Близится летняя пора, а это значит, что массовый поток туристов из разных городов и стран просто неизбежен. Особенно если учитывать сегодняшнюю ситуацию в мире, когда практически все государства закрыли границы для российских граждан.
Горные массивы, море, национальная кухня и многие другие факторы заставляют возвращаться туристов в Дагестан снова и снова. Но есть и определенные минусы, с которыми сталкиваются как приезжие, так и местные жители, причем на ежедневной основе. Речь идет об общественном транспорте.
Данная проблема особо актуальна для столицы республики. Хоть наш город и не имеет столь внушительной площади, как, например, Москва, тем не менее добраться из точки A в точку B – дело не из легких. О причинах мы писали в предыдущих материалах, но в этот раз было решено провести масштабный эксперимент.
Мы поедем тремя разными маршрутами из одного конца города в другой. Примерим на себя роль махачкалинца, которому нужно преодолевать большие расстояния, дабы попасть на работу, в школу или универ. Такие длительные поездки позволят лучше разобраться в ситуации и раскроют если не всю картину, то большую ее часть.
ИДЕАЛЬНАЯ ПОЕЗДКА
Начнем наше путешествие с маршрута «Редукторный – Сепараторный». В основном он пролегает по оживленным улицам, поэтому стоит ждать высокого трафика. Тем более эти два поселка находятся на приличном расстоянии друг от друга.
Я никогда не ездил данным маршрутом, поэтому зайду в приложение 2ГИС, чтобы проверить все возможные пути.
Нам повезло, так как не придется мучиться с пересадками, ведь есть прямое маршрутное такси №69 «а». Направляемся на остановку. Она находится напротив торгового комплекса «Гранд» и обстановка тут довольно-таки спокойная. Люди не ждут транспорт на улице, а сразу садятся в свободную маршрутку. Через 5 минут мы тронулись. Это оптимальное время для городского трафика.
Главный недостаток – это нехватка самого общественного транспорта. Особенно в утреннее и вечернее время, когда трафик в разы выше.
Пока мы трогаемся с места, отмечу, что в салоне довольно чисто – здесь регулярно проводятся уборочные мероприятия.
В целом же первые 10 минут поездки прошли без резких перепадов. На каждой остановке садилось определенное количество людей, и на проспекте Гамзатова свободных сидячих мест не осталось. Это меня удивило, ибо я представлял себе совсем другую картину. Но пока что все проходит гладко.
Ситуация немного изменилась лишь на подъезде к улице Гайдара Гаджиева. Появилось трое человек, которые ехали стоя. Но это не критично, так как в обновленных маршрутных такси предусмотрены лимитированные места для стоящих пассажиров. Лимит нарушен не был.
Пик пройден и следующие 20 минут количество людей постепенно уменьшалось. Вот мы и прибыли на остановку «Дачная», что находится в Сепараторном поселке. Конец пути, поэтому подведем итоги.
Поездку смело можно назвать безупречной. Доехали за 50 минут. С учетом пробок это успешный результат. Никаких нареканий в адрес водителя и его транспорта. Все было спокойно, чисто, аккуратно.
МАШИН МАЛО, ЛЮДЕЙ МНОГО
Теперь представим, что мы живем в районе «1000 мелочей» и нам нужно добраться до поста ГАИ, что дислоцируется в Первой Махачкале. Обращаемся к уже ранее упомянутому приложению, и удача вновь оказывается на нашей стороне. Нам нужна только одна маршрутка под номером 44.
В этот раз мы не пойдем на конечную станцию, а будем, как большинство людей, ждать свой транспорт на остановке. Благо хорошая погода сегодня сопутствует нам.
Остановка выглядит не лучшим образом. В первую очередь стоит отметить отсутствие скамеек. На это необходимо обратить внимание, ведь общественным транспортом пользуются и люди преклонного возраста. Им наверняка тяжело стоять на улице по 10, а то и 20 минут. Я же простоял 7 минут. Тоже немало, но это не главная проблема. Еще не зайдя в маршрутку, я заприметил стоящих в ней людей. Их было пятеро, поэтому начало поездки было неутешительным. Мне даже тяжело оценивать чистоту салона, ибо трудно что-то разглядеть при таком скоплении людей.
На протяжении длительного времени ситуация не менялась. Только количество кислорода увеличивалось, как новые пассажиры резко сокращали его.
В районе Узбекгородка ситуация накалилась до предела. Было тесно даже сидеть. И лишь проехав проспект Акушинского, я смог вздохнуть полной грудью.
Так мы и добрались до конечной цели. Я понимаю, что район «1000 мелочей» – не самое популярное место в нашем городе, но здесь определенно не хватает общественного транспорта. При этом людей тут живет не меньше, чем в центре.
Признаться честно, я не первый раз пользуюсь маршрутным такси в этом районе, но ситуация всегда одна и та же. Машин мало, людей много.
ДО ВОКЗАЛА, ПОЖАЛУЙСТА
Завершаем наш марафон маршрутом «Южная автостанция – Железнодорожный вокзал». Он не выходит за пределы Махачкалы, но охватывает большую ее часть. Напротив меня стояла компания молодых людей. Они и подсказали номер маршрутки, которая отвезет меня в нужном направлении – 15 «а». Сразу хочется сделать пометку. Моя цель – показать максимально простой путь, как добраться из точки A в точку B. Поэтому мы обходимся без пересадок, троллейбусов и «Метанов». Они еще больше усложнят нам жизнь, потому что потратят наше драгоценное время.
Ждать пришлось буквально 2 минуты, и я уже в салоне авто. Здесь чисто, аккуратно и не так много людей. Мы спокойно проехали несколько остановок, и я даже не подозревал, что ждет меня дальше.
Начиная от банкетного зала «Марракеш» наполняемость стала расти. А уже на подъезде к ул. Ирчи Казака количество стоящих пассажиров увеличилось до 8 человек. Вот кого винить в такой ситуации, водителя, который превышает дозволенный лимит, или пассажиров, упорно прорывающихся в переполненный салон, дабы ехать в тисках? Непонятно.
Градус не спадал, пока мы не подъехали к проспекту Расула Гамзатова. И уже там начался массовый отток пассажиров. Доезжал я фактически в одиночку. Около вокзала как раз находилась конечная остановка маршрутки № 15 «а».
Ощущения остались неприятные. Сами посудите: ехать как шпроты в банке – не лучший вариант. В остальном претензий нет, поездка прошла без казусов и конфликтов.
НАБЛЮДАЕТСЯ ПРОГРЕСС
Подытожим все вышесказанное. Начнем с плюсов. Почти все маршрутки подверглись апгрейду. Сейчас не часто можно встретить старые разваливающиеся Газели. Да и санитарные нормы вроде бы соблюдаются. Еще отмечу профессионализм водителей. Даже на жалобы они старались отвечать сдержанно, сглаживая острые углы.
Перейдем к минусам. В глаза бросается не лучший внешний вид махачкалинских остановок. Я понимаю, тяжело уделить внимание всему, особенно когда имеются проблемы посерьезнее. Но все же данный вопрос нужно держать в голове.
Ну и главный недостаток – это нехватка самого общественного транспорта. Особенно в утреннее и вечернее время, когда трафик в разы выше. Эта тема уже избита, но не сказать о ней нельзя. Нехватка зачастую связана именно с той непродуманностью маршрутов, о которой говорят в самом Управлении транспорта и дорожного хозяйства города. Где-то пусто, а где-то густо. На протяжении даже одного проспекта Гамидова трафик сильно меняется. Есть точки, куда больше всего едут люди, и дальше маршрутка уже может идти полупустой.
И тем не менее удалось заметить небольшой прогресс, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее и надеюсь, проблема разрешится и вскоре маршруты все-таки будут пересмотрены, что позволит оптимизировать пассажирские перевозки в городе.
Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ