Дорожные нюансы, поющие романсы

С интересом прочитал материал «Черновика» «Транспортное рабство» (выпуск от 8 июля 2022 г.) и хотел бы поделиться с читателем своими соображениями. И мы, и коллеги не раз уже писали о том, как складывался сегодняшний «тихий ужас» в общественных перевозках Махачкалы. Вот и коллеги из «Черновика» вновь подняли эту злободневную тему. Однако сегодня вопрос в том, как выходить из ситуации? Как мы уже не раз писали, все стороны, участвующие и сопричастные к организации пассажирских перевозок в Махачкале, сегодня согласны, что сложившуюся ситуацию надо в корне менять, но у одних не хватает полномочий, у других – денег, у третьих – элементарного желания. Чтобы решить проблему, нужно понимать ее суть и глубину, а для этого одной предыстории недостаточно, нужно учитывать нюансы, а их здесь хоть отбавляй.

Начнем с того, что легендарная маршрутная мафия или маршрутное лобби (каждое издание называло их по-своему), о котором мы с коллегами писали и 15 лет назад, и 10 лет назад, все еще не выдавлено из этой сферы. Федеральные компании пришли после перелета Саида Амирова в Лефортово, уверенные, что с легкостью выдавят остатки его империи из сферы пассажироперевозок, но местное лобби оказалось сильнее. Достаточно вспомнить, как помпезно «был уволен» тогдашним мэром Магомедом Сулеймановым в свое время Андрей Гусейнов (долгие годы бессменный руководитель Управления транспорта Махачкалы), а через месяц мы все с удивлением обнаружили, что он вновь в строю и на той же должности. На самом деле Гусейнов тогда написал по собственному желанию ввиду всплывшей некрасивой истории с подначиванием перевозчиков на повышение тарифа, но потом передумал… Наверное. А сколько еще таких «гусейновых» в этой сфере на муниципальном и республиканском уровнях?

 

«ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»

Исправить ситуацию пытается и новая команда в мэрии. Но сталкивается с тем же неведомым противодействием, когда все вроде за позитивные изменения, но по факту против. К примеру, инициатива Салмана Дадаева заложить в бюджет 2022 года средства на покупку современных микроавтобусов, чтобы передать их в управление муниципального предприятия и начать налаживать работу общественного транспорта в городе в правильном ключе, была фактически саботирована депутатами городского собрания, которые не проголосовали за соответствующие поправки в бюджет города. В это время на стоянках Москвы простаивали практически новенькие микроавтобусы – иномарки, снятые со столичных линий, на которые Собяниным были запущены автобусы и электробусы. У Махачкалы был шанс закупить достаточно большое количество этих микроавтобусов в собственность города, предоставив горожанам сервис на новом уровне – с кондиционерами, удобными креслами, электронной оплатой проезда. Увы, не сложилось, вернее не дали, чтобы сложилось.

В экономике всегда два пути развития. Рыночный – организовать лицензирование индивидуальных перевозчиков напрямую, как это делают в некоторых странах. Никаких фирм, никаких поборов. Зарегистрировал ИП или самозанятость, получил лицензию на год, застраховал пассажиров и работай, главное – плати налоги. Для этого нужно снять действующее в данный момент ограничение ИП участвовать в торгах, если они не могут обеспечить весь маршрут. Дать возможность каждому отдельному маршрутчику работать индивидуально. Однако, этот путь для города «двух проспектов» чреват серьезной напряженностью дорожной обстановки. Мы ведь помним, что происходило на улицах, когда ежедневно работало 5 000 маршруток. К слову сказать, тогда автомобилей в городе было процентов на 50 меньше даже по статистике, а реально – еще меньше. Нетрудно догадаться, что город просто встанет.

Остается второй путь – тот самый, по которому идут все крупные города России. Полноценные предприятия с автобусами, электробусами, троллейбусами, с проездными билетами, льготами и прочими фишками. Где водители работают нормированно и получают нормальную зарплату, стаж, выслугу лет, отпуска и прочие радости жизни, которых лишены наши водители маршруток. Где пассажир имеет возможность купить льготный проездной, получить бесплатный проездной и т.д.

Тут нужна воля либо региональных властей, либо федеральных, если уж региональные не хотят на себя это брать. К примеру, Дагестану давно пора по примеру других регионов участвовать в федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», который в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» реализуется в 38 городских агломерациях в различных регионах России. Проект продлен до 2030 года, и Дагестан просто обязан принимать в нем участие.

 

ЧТОБЫ ГОРОД НЕ ВСТАЛ В ПРОБКАХ

В 2021 году 13 регионов страны получили более 400 новых автобусов и троллейбусов, на что из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб. В 2022–2024 годах эта работа продолжится. Минтранс РФ уже приступил к разработке новой масштабной программы по развитию общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в регионах. Кроме того, планируется выделить 100 млрд рублей на обновление электротранспорта.

В этом году и последующие два года еще 20 городов получат средства по этой программе.

Между тем, региональная власть в упор проблему не видит и советует Салману Дадаеву навести порядок. Интересно, как? Мы уже не раз писали, некоторые города в России, побогаче Махачкалы, пытались самостоятельно вытянуть этот вопрос – не сдюжили. Опыт показывает, что регионы помогают своим столицам и крупным городам в Федеральной программе «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», потому что они заинтересованы в развитии своих городов.

Чтобы Махачкала не встала в пробках, можно войти в систему лизинга пассажирского автотранспорта и без участия в госпрограммах, однако и этот путь тоже является прерогативой региональной власти, которая неизменно выступает гарантом выплаты лизинговых платежей перед компанией, самостоятельно распределяя полученные от нее автобусы между своими муниципалитетами. Но и здесь никаких подвижек мы не видим.

Еще один нюанс, но он, пожалуй, самый главный: переход на полноценный общественный транспорт предполагает полный пересмотр маршрутов, особенно в центре города, и владельцы маршрутных линий, вложившиеся в свое время в их покупку, теряют серьезные деньги. Исходя из того, как ведет себя региональная власть, складывается ощущение, что те, по чьим карманам бьет передел карты пассажироперевозок, сидят в очень высоких кабинетах.

 

КОММЕНТАРИЙ

Подводя же пока очередной промежуточный итог, остается лишь процитировать комментарий заместителя начальника отдела организации транспортного обслуживания населения Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Махачкалы Джабраила Омарова:

«После принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, начиная с 2016 г., администрацией г. Махачкалы проведены открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.

В настоящее время транспортное обслуживание населения Махачкалы автобусами малой вместимости (маршрутки) обеспечивается восемью транспортными предприятиями, в том числе 7 ООО и 1 МУП.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, в период с 2020 по 2022 гг. администрацией Махачкалы повторно выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по большинству муниципальных маршрутов.

В мае текущего года в администрацию г. Махачкалы поступило обращение гр. А.Алиева (водителя маршрутки. – Прим. «МИ») по вопросу нарушения требований трудового и налогового законодательства.

В связи с тем, что данные вопросы не отнесены к компетенции органов местного самоуправления, в настоящее время рассмотрением фактов, изложенных в обращении гр. Алиева, занимается МВД.

В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения администрацией г. Махачкалы планируется установление трех и изменение схемы движения одного магистрального маршрута, обслуживаемых транспортом большой вместимости (автобусы и троллейбусы).

При этом реализация данных мероприятий будет возможна в случае изыскания финансовых средств на приобретение подвижного состава».

Шамиль ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Соблюдать ПДД нас заставят, но лучше всем это делать добровольно

Организация дорожного движения стала одной из ключевых тем в ходе посвященной общественному транспорту научно-практической конференции в Махачкале. Мы не...

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024

В Дагестане продолжается Декларационная кампания – 2024. Представить декларацию о доходах, полученных в 2023 году, необходимо до 2 мая 2024 года....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам