В конце октября в городе Нальчике проходил конкурс детских хореографических ансамблей, организованный Международным агентством развития культуры и спорта «Маркс».
Четыре кубка, пять благодарностей привезли в Махачкалу танцоры ансамбля «Ак-Гель» из Центра детского творчества Ленинского района столицы.
Ребята заняли пять первых мест в различных категориях танца. И это не первая их победа. Все, кто занимается в Центре, могут гордиться своими достижениями в самых разных областях проявления таланта.
Это танцоры, вокалисты, художники, шахматисты. Всего 29 творческих объединений (раньше назывались «кружки») работают здесь в четырех направлениях: социально-гуманитарном; физкультурно-спортивном; естественно-научном; художественном.
ТВОРЧЕСТВО И ВОСПИТАНИЕ
Раньше, в советские времена, Центр носил другое название: Дом пионеров и школьников. Располагался он в клубе имени Ногина в трех маленьких неприспособленных помещениях.
Кружков было немного, но желающих заниматься достаточно. Кроме того, в клубе проходили все слеты, сборы, конференции пионерского движения Ленинского района Махачкалы.
В начале 1990-х годов внешкольные учреждения становятся центрами дополнительного образования с новыми функциями и задачами.
В 1995 году Центр детского творчества возглавила Курсун Будайчиева – почетный работник общего образования РФ, отличник образования Республики Дагестан.
Заместитель директора по учебной части – почетный работник общего образования РФ Айшат Дайзиева.
– У нас очень хороший коллектив педагогов, – рассказывает Айшат Абдуллаевна, – 27 учителей, все с высшим профильным образованием, многие имеют звания и награды.
На базе Центра занимаются более 1000 детей из школ Ленинского и других районов города. Кроме того, мы сотрудничаем с 7-ю образовательными учреждениями: №1, №10, №37, №13, №50, №60 и инернатом для слабовидящих. Всего более 2000 воспитанников.
Наш Центр развивает таланты детей, раскрывает их возможности, многим помогает в выборе будущей профессии. Главное, конечно, творчество, но не менее важной для нас является работа по воспитанию, особенно патриотическому.
Дагестан – это место, где невозможно жить и работать, не опираясь на такие нравственные понятия, как патриотизм и интернационализм. Знать историю своего народа, но не только. К нам много приезжает гостей, туристов. Нужно знать, как живут другие люди, чем занимаются.
Собственно, работа наших творческих объединений и направлена на раскрытие творческих способностей вкупе с воспитательным процессом.
«АК-ГЕЛЬ», «САЛАМ»
Действительно. Как можно исполнять национальный танец, не зная его корни? Хореограф рассказывает детям, что в Дагестане проживают разные народы – аварцы, лезгины, кумыки, даргинцы, табасаранцы. У каждого свой костюм, свои танцевальные движения.
Хореографический ансамбль национального танца «Ак-Гель», победивший в Нальчике, создан 12 лет назад. Последние 6 лет он вошел в силу, стал известным и популярным. Руководит ансамблем Наргес Долгатова.
– О нас слышали, нас знают, – утверждает Айшат Абдуллаевна, – поэтому приглашают на различные конкурсы. В Нальчик от нас отправились 30 человек, многие с родителями.
Вообще, родители – это особый разговор. Очень нам помогают: приобретают или сами шьют костюмы для детей, организовывают поездки, выезжают с нами.
Народный образцовый ансамбль «Салам» существует давно. Руководит им семейная пара – Рагима Сулейманова и Артур Хайбулаев.
«Салам» тоже много выезжает и завоевывает призовые места, ребята даже выступали на новогодней елке в Кремлевском Дворце в 2019 году.
А некоторые его выпускники работают сегодня в ансамбле танца «Лезгинка».
ЗУРАБ И ШАМИЛЬ
А вот еще одни победители. 27 октября во Дворце культуры (бывший клуб Рыбников) прошел конкурс «Дети Кавказа за мир на Кавказе», организованный Минкультом РД и Русским драматическим театром.
Шамиль Магомедов и Зураб Гаджиев заняли там престижные места, соответственно 1-е и 3-е. Ребята – воспитанники творческого объединения «Вокал», юные певцы.
Педагог по вокалу – Наргиля Гусейнова, сама в прошлом солистка Даггосфилармонии, по семейным обстоятельствам оставила карьеру певицы.
– Мне всегда нравилось работать с детьми, – признается Наргиля, – наши ребята молодцы, старательные, дисциплинированные. Важно, чтобы у детей было не только желание чего-то добиваться, но и трудолюбие.
Чтобы петь, нужна концентрация внимания, правильное дыхание, развитый артикуляционный аппарат. Многие наши выпускники со временем становятся настоящими музыкантами.
А что думают сами победители о своем будущем? Шамиль учится уже в 9-м классе школы №27. Говорит, что видит себя только музыкантом, певцом, ему нравятся песни на английском языке, сами запоминаются, без усилий.
Мама Шамиля, Хадижат Магомедова, рассказывает, что отправляла сына на футбол, но тот походил полгода и решил все-таки заняться пением.
Зураб, напротив, от спорта не отказыывается. Он пока учится в 5-м классе лицея №39, занимается карате и пением. Со временем, уверен, станет спортсменом и музыкантом.
HELLO
О творческом объединении английского языка Hello (Здравствуйте) разговор особый. Скажете: зачем английский язык в учреждении дополнительного образования, если его преподают в школе? Но не все так просто. Английский, который ведет опытный педагогог Анета Тумалаева, несколько отличается по программе от школьного.
– Я работаю по собственной адаптированной программе, – рассказывает Ата Зульфукаровна, – мы используем на уроках различную тематику. Например, тема «Еда». Изучаем лексику по этой теме, учимся составлять предложения – вопросительные, отрицательные. Изучаем времена глаголов – детям в школе это трудно дается.
Конечно, в основном ходят те, кто не успевает по этому предмету в школе и дома некому помочь. Я выясняю, какие пробелы у ребенка, что он не понимает и стараюсь объяснить.
Мы занимаемся чтением текстов на английском, переводами, произношением, пишем диктанты. Я веду журнал посещений, но оценки туда не ставлю, только в тетради. Как-то же надо их стимулировать!
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ
Осень, осень… Осыпаются, кружась, листья с деревьев, золото листвы разносит по асфальту ветер. И вдруг все это великолепие оказывается на белых листах, на рисунках, созданных учениками творческого объединения ИЗО «Волшебная кисть».
– Посмотрите, вот рисунок Асият Белигаевой, – говорит педагог по ИЗО Сайгибат Ахмедова, – какая интересная композиция – озеро, лебедь, желтые деревья.
А вот рисунки Алеши Кузина, осенние пейзажи, природа притаилась в ожидании зимы. Мальчику всего 8 лет, но работы его очень творческие.
Помню, как вначале, когда его привели родители, он стеснялся, но постепенно раскрылся, стал общительным и подвижным.
Вообще, как правило, вначале дети боятся даже линию провести, но когда начинаешь с ними работать, направлять – появляется смелость, раскрываются таланты.
Не обязательно наши воспитанники станут художниками, хотя так тоже бывает, но наша задача – привить любовь к искусству, наполнить внутренний мир ребенка полноценным нравственным содержанием.
В нашем Центре дети развиваются, они все талантливы, главное – заметить вовремя и дать возможность раскрыться этому таланту.
…Совсем скоро в Центре детского творчества откроется выставка «Золотая осень», куда обязательно попадут работы Леши Кузина и Асият Белигаевой. Дети, их родители будут фотографироваться на фоне картин, радоваться тому прекрасному, что создано умом и талантом воспитанников и их педагогов.
Наталья БУЧЕНКО