Когда мы говорим о дагестанском творчестве, в голове сразу же возникает образ национальных мотивов: традиционные костюмы, музыкальные инструменты, узоры, лезгинка и т.д. Но мы многонациональная республика и на нашей территории проживают отнюдь не только представители кавказского этноса. Достаточно большое количество тех же славян уже давно стали частью дагестанской культуры, однако своих корней они не забывают!
В продолжение серии репортажей о кузницах юных талантов в различных областях искусств мы вам расскажем о детском образцовом фольклорном ансамбле «Лукоморье».
Коллектив ансамбля, ярко демонстрирующий всю красоту русской культуры, был создан в 1995 году. Первым руководителем ансамбля с 1995 по 2020 год был Юрий Ханжов в Детской школе искусств №3 им. А. Цурмилова.
Ансамбль, являясь частью подведомственного учреждения Управления культуры, способствует сохранению и развитию традиционного культурного наследия.
В репертуар данного коллектива входят народные русские, казачьи песни, патриотические и лирические композиции российских авторов.
Возраст участников колеблется от 7 до 17 лет, а в составе ансамбля числится 18 человек.
С 2021 года ансамблем руководит заслуженный работник культуры РД Маржанат Казакаева. С ней мы и побеседуем, чтобы узнать побольше об этом творческом коллективе.
МНОГО-НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
– Маржанат Магомедовна, расскажите немного о себе и о том, как вы стали руководителем ансамбля «Лукоморье».
– Я с детства посвящала себя искусству. Русской песней увлеклась, когда жила в Брянске, где училась в училище культуры. После училища поступила в Орловский институт искусств. А затем по определенным причинам перевелась в Махачкалинский педагогический университет.
Здесь меня заметили преподаватели, взяли за руку и привели к первому руководителю ансамбля Юрию Ханжову. Именно так началась моя работа в этом коллективе. В 1998 году я стала хормейстером и проработала им много лет. По некоторым причинам несколько раз я уходила из ансамбля, потом возвращалась обратно.
После смерти Юрия Геннадьевича в 2021 году я стала уже руководителем «Лукоморья». Сразу набрала состав команды. Буквально вылавливала русских детей или детей со славянской внешностью с улицы, ведь наш ансамбль всегда представлял русскую культуру.
На данный момент у нас в коллективе 18 детей. Представителей русской национальности среди них немного: пять девочек и один мальчик. Остальные члены коллектива – даргинцы, кумыки, лакцы и агульцы.
– Каким образом вы набирали состав?
– Несколько человек из команды остались еще со времен бывшего руководителя. Других участников я отобрала из Детской школы искусств №3.
Стоит сказать, что наши дети очень любят выступать. От других коллективов нас отличает больший задор. В силу разности менталитетов дети, воспитанные в традициях русской культуры, более раскрепощенные, что очень важно в сценических выступлениях перед большой аудиторией. Когда ты с детства слышишь русские мотивы, присутствуешь на традиционных праздниках, «варишься» во всем этом, то, разумеется, таким детям будет гораздо легче выступать в нашем ансамбле. Я сама проходила через это. Жила в данной среде: была на празднике «Масленицы», видела, как люди колядовали, как проходит сочельник и многое другое.
ВАЖЕН ЭЛЕМЕНТ КОНКУРЕНЦИИ
– Какие успехи ансамбля после вашего вступления в должность руководителя вы могли бы отметить?
– Межрегиональный фестиваль-конкурс детского творчества «Дорогу талантам – 2021» – лауреат 1 степени, г. Грозный, 2021 г.
Ежегодный открытый городской конкурс «Юные звезды Махачкалы» – лауреат 1 степени, г. Махачкала, 2022 г.
Всероссийский хоровой фестиваль – лауреат 1 степени (региональный этап), г. Махачкала, 2022 г.
Всероссийский хоровой фестиваль – лауреат 2 степени (окружной этап), г. Грозный, 2022 г.
Мне всегда хотелось повысить уровень, потому что элемент конкуренции очень важен в развитии детей.
А ведь мы являемся одним из первых ансамблей подобного формата в Дагестане. Нас привлекают практически на все крупные мероприятия и, конечно, хотелось бы соответствовать. Уже на протяжении многих лет «Лукоморье» является участником всех концертов и фестивалей, проводимых Управлением культуры. Мы горды этим и всегда с большой радостью принимаем участие. Хотелось бы выразить огромную благодарность Управлению культуры за возможность бесплатно обучаться солистам ансамблям. Нам предстоит еще очень много работы.
– Что важно сегодня дать детям? За что вы любите работу в этом ансамбле?
– Работа с любым детским коллективом – это большая ответственность, которая требует усилий и труда, чтобы сформировать сплоченный коллектив, чтобы дети были целеустремленные. Я очень требовательна в работе и, естественно, от своих воспитанников хочу того же. Должна быть эстетика в каждой детали. Главное требование – создать единый коллектив, увлеченный одной идеей, любовью к песне. На сегодняшний день я могу уверенно сказать, что в коллективе дети всегда помогают друг другу. Например, если кто-то не знает текст песни, поделятся текстом. Или если разучиваем хореографические движения, показывают рисунок, отрабатывают определенные элементы. Участники ансамбля обучаются в разных школах, и музыкальная школа – это именно то место, где встречаются дети по интересам, и они всегда рады друг другу.
В коллективе происходит формирование личности, повышение самооценки. Например, есть дети, которые пришли в ансамбль полностью зажатые, неуверенные в себе. И вот спустя несколько лет я вижу огромный рост воспитанников и слышу слова благодарности от их родителей. У них улучшилась учеба в школе, на сцене они держатся уверенно, с огромным желанием приходят в нашу музыкальную школу.
Шихмагомед НУРМАГОМЕДОВ